Как я перестал проигрывать

Владимир Волобуев
Предисловие. Если кто не интересуется спортом, может сразу переходить ко второй части этой не выдуманной истории, начинающейся с абзаца: "Однако пора уже отбросить в сторону иллюстрации и перейти, собственно, к  кульминации истории и к ее  развязке". Также надеюсь, что цитируемый ниже и ставший для меня авторитетом  Нельсон Мандела, бывший президент Южно-Африканской Республики, бегло пробежавшись с небес по этим абсолютно серьезным строчкам, не сочтет их за иронию.

Спорт – это эмоции. Иногда положительные, а иногда отрицательные. Причем от положительных как бы взмываешь в небо на крыльях из эндорфина, допамина и серотонина. А при отрицательных, вызванных поражениями, под грузом кортизолов, тироксинов и бог его знает еще чего (я в этом не разбираюсь), как бы падаешь на землю, в самую лужу, и потом долго из-за этого переживаешь.

Но, главное, что интересно, от поражений на сердце остаются раны, а победы их  лечат не всегда и не у всех. Да и лечат ли?

Есть у меня один знакомый, скорее даже коллега. Назовем его Вано, он  грузин по национальности, то есть человек южных горячих кровей. Мы с ним много лет встречаемся на разных турнирах по настольному теннису. При чем тут настольный теннис? А потому что именно к нему привязана одна из иллюстраций этого рассказа. Уверен, что все играют в эту замечательную игру, знают ее правила, и всего на одном примере легко поймут, насколько сильна у человека может быть горечь поражения, и к каким нежелательным последствиям это может приводить.

Мы с Вано не виделись пару лет, и от коллег-спортсменов я узнал, что он  не играл  из-за проблем с сердцем. И даже некоторое время лежал в кардиологии,  где ему поставили на сердце стент.

А еще через некоторое время мы с ним, наконец-то, встретились на одном из очередных турниров. Там стали свидетелями  одного из безусловно интересных матчей, когда игрок, выигрывавший в завершающей партии со счетом 10 : 6 и стоящий всего в одном очке от победы, вдруг слил шесть мячей подряд и проиграл весь матч.

«Обидно» – заметил я. «Это что! – возразил Вано. Вот у меня был случай. В Турции играю с англичанином. Веду по партиям со счетом 2 : 0, а в третьей, которая в случае моей победы стала бы завершающей,  просто размазываю соперника со счетом 10 : 4. И это в игре за призовое третье место! Честно скажу, я уже не мог сосредоточиться на игре – а что, дело  практически сделано, до победы осталось всего одно очко, всего один верный удар, и уже мысленно начал представлять, как не торопясь поднимаюсь на пьедестал почета и как уже ощупываю заветную  бронзовую медаль. А дальше произошло вот что. Не знаю, кто начал дергать  англичанина  за  веревочки – то ли сверху с небес, то ли снизу из того самого места, которое лучше и не упоминать, А если и упоминать, то  только со словом «Окстись». Короче, мой соперник, будь он неладен, начал вытворять  со своей ракеткой просто чудеса. Набрал шесть очков, потом восемь, потом десять. А в игре на больше-меньше навесил мне «соплю»*, а я после этого так расстроился, что следующий мяч при своей подаче не просто промазал, а вообще не попал в стол! Первый раз в жизни! От такого можно сказать позорного исхода в практически стопроцентно выигрышной для меня партии и в матче в целом  я так и не оправился, и две последних партии матча тоже проиграл».

И закончил он свой рассказ, точнее - эту драму... нет, эту трагедию, словами: Так ты не поверишь, я после этого целую ночь плякаль.

Короче, уж не знаю, это ли поражение стало причиной стента в его сердце  или были для этого другие душевные раны. Но очевидно, что поражения, вернее  связанные с ними переживания, и стенты в сердце ходят где-то  рядом.

Однако пора уже отбросить в сторону иллюстрации и перейти, собственно, к  кульминации истории и ее  развязке. Так вот, я тоже играл как-то на одном турнире и проиграл. Не просто проиграл, а можно даже  так нелитературно выразиться – про...ал (две нужные буквы можно вставить самим, вариантов тоже два, один совсем жесткий, второй помягче, кому какой понравится).  Причем про...ал  все шесть матчей из шести возможных. А вообще-то  рассчитывал на шесть выигрышей. Расстроенный, захожу в туалет, умыться, и вдруг на стене повыше раковины увидел такую надпись на английском языке (а у нас игровой зал продвинутый): I never lose, I either win or I learn. То есть: Я никогда не проигрываю, я либо выигрываю, либо учусь.

Из туалета я вышел уже совсем другим человеком. У меня как бы открылись глаза. Оказывается, я ни разу не проиграл ! Просто у меня было шесть уроков! С талантливыми учителями, хотя так и хочется добавить: «Туды их в качель!», но воздержусь. Конечно, не здорово, что к тому же и я оказался таким способным учеником и таким податливым к обучению. Тем не менее, согласитесь,  проигрывать и учиться – это  совсем  не одно и тоже.

Быстренько прибежал домой и тут же в интернет – кто же автор  этой гениальной фразы, оказавшейся спасительной формулой для меня ?  Оказалось, бывший президент ЮАР Нельсон Мандела. Не удалось точно выяснить, когда он ее произнес, очевидно только, что  до 2013-го  года, когда он умер в возрасте девяносто пяти лет. От пневмонии. На сердце не жаловался, хотя отсидел в тюрьме 27 лет и приговаривался к расстрелу.

Что касается меня, помимо спорта я потом попробовал применять эту формулу Манделы  и в других сферах своей жизни – профессиональной, духовной и даже личной. И, вы не поверите, везде перестал проигрывать! Жаль, что не узнал об этом раньше, все эти годы лучше б жил, говоря словами известной песни.

Уж не знаю, много ли тех,  кто, если так можно выразиться, примерил на себя упомянутую формулу, от которой вырастают крылья и открываются глаза, но всем рекомендую – присоединяйтесь к нашему с Нельсоном клубу никогда не проигрывающих. Как говорится, протестировано на себе.

*Если кому интересно. Сопля в настольном теннисе – это не то что в жизни. В настольном теннисе этот термин обозначает что мячик, зацепив сетку, падает на половину стола игрока  с непредсказуемым отскоком, или же попадает в ребро стола с таким же непредсказуемым отскоком к радости одного игрока и к огорчению другого