Мастер и Маргарита. Жизнь и театральное действие

Ксения Мира
Исследование сохранения живого произведения театрального искусства

и

Нейрографика мышления


Продолжение жизнеописания постановки "Мастер и Маргарита"


Заметка
"Мастер и Маргарита":
Жизнь и театральное действие

        "Вот в чем прелесть этого путешествия вверх по лестнице луны"
        (М А.Булгаков, "Мастер и Маргарита")

Данная заметка - продолжение исследования и серии заметок о жизнеописании живого произведения театрального искусства "Мастер и Маргарита" С.Э.Алдонина Музея-Театра "Булгаковский дом". На этот раз просмотр не был мной запланирован, и спектакль ещё раз я решила посетить, находясь с поездкой в северной столице - возможность вновь увидеть постановку для большой сцены. Произведение открывает всё новые и новые лепестки своего неувядающего соцветия этого вечного цветка, и запечатление этой красоты жизни необходимо. Можно бесконечно лицезреть любимую картину, слушать любимую музыку и перечитывать любимое литературное произведение, но и любимое живое произведение театрального искусства можно смотреть бесконечно - это и есть, наверное, "театральный роман".

Постановка для большой сцены ДК "Выборгский" вобрала многообразие всех составляющих жизни и таким образом открывает множественные пути для творчества и совершенствования - и можно творить и созидать бесконечно, потому что "рукописи не горят" - им не страшно время. В жизни её же собственными языками являются и цвет, и звук, и действие. И в театральном действии данной постановки многобразие жизни воплощено с помощью разнообразия приёмов, которые позволяют в отличии от художественного произведения и картины использовать весь потенциал пишущих действие живого произведения театрального искусства средств, от звукописи и живописи до работы с другими видами информации и самой мыслью и сознанием. То, каким образом вовлекается мышление зрителя - также одна из задач воплощения и ювелирная работа, требующая скрупулёзного исследования и специально разрабатываемых средств театрального действия - и воплощение не имеет границ - это бесконечный творческий процесс, хотя само воплощение и является свершённым, но с каждым разом живое произведение переживает всё новое рождение и живёт не одну жизнь. И как написал А.С.Пушкин в "Евгении Онегине" - "он вечно тот же, вечно новый" - литературный, творческий и жизненный девиз и живого произведения театрального искусства.

В сегодняшней постановке это создание цветовых и световых картин, включение новых музыкальных композиций и применение прежних музыкальных тем в других действиях. К примеру, музыкальная тема, которую вы можете слышать в конце, также используется на фоне сборов Воланда и его свиты в Москву. Или звуки сирены скорой помощи и одновременное освещение сцены синим и красным цветом маячков. И действие в руках мастеров - самих актёров - становится тем средством, благодаря которому раскрывается диапазон актёрской игры, например, Маргариты, чувства которой способны за несколько секунд перейти от нежности до гнева и наоборот, сочетание той женственности и неистовой внутренней силы, способной одним словом вернуть её любовника, Мастера. И продолжается работа со звуком, голосом и музыкой, например, мультиплицирование или разноголосица в звучании речи действующих лиц во время открытия бала.

Так в сцене рассказа Воланда самого начала истории Понтия Пилата введено световое и цветовое сопровождение, будто высвечивающее конструкции на заднем плане, и вот параллельно с историей мысль зрителя обращается к этим озаряемым светотенью  и цветом фонам, и так начинается работа уже воображения и сознания, рисуются мысленные образы, до тех пор, пока эффект не начинает повторяться, и тогда мысль сосредотачивается только на словах и действии. И с целью вовлечения зрительского мышления здесь можно ввести приём освещения во время повествования отдельных являемых образов как воплощённых воспоминаний, тех самых фактов древней истории, что так упрямы, в том же стиле, но живых образов, словно вы видите сами события прошлого в рассказе, и этот приём можно развивать и с его помощью воплощать зримо самые фантастические мысли - зрение, слух и мышление позволяют воспринимать это многообразие информации. Представьте, что весь рассказ сопровождают возникающие живые образы, или точнее - намёки на создаваемые образы, только намеченные контуры, чтобы остальное дорисовывала зрительская мысль, у каждого будет своё продолжение, созданное воображением, и таким образом сознание зрителя вовлекается в театральное действие. Такое сочетание разных средств позволяет работать с несколькими каналами восприятия информации - и зрительское зрение, слух, сознание и воображение становятся продолжением театрального действия, но в самом сознании зрителя, шагая за границы и захватывая умы, и ещё одним средством воплощения - и в действительности, и в воображении.

И это бесконечное творчество касается и работы с пространством "пятого измерения" - его безмерность и необъятность и все причудливые формы, которые подскажет сознание и воображение, позволяют моделировать и воплощать любые явления этого уникального измерения. И конструкция усовершенствована и стала ещё более функциональной, от иллюзорных окон-рамок, расположенных в разных плоскостях, до самих деталей, позволяющих выполнять элементы акробатики и появляться действующим лицам в любой части пространства. И здесь вновь творчеству нет предела, кроме, пожалуй, здания театра, и с данным решением также можно экспериментировать в духе мистики и иллюзиона, "сворачивая" или "разворачивая" пятое измерение и его порталы в любом месте, словно чародей, достающий его в миниатюре из кармана или рукава и раскрывающий это измерение в действительности, но не акцентируя внимания на технике "фокуса", словно это само собой разумеющееся в этой реальности, привнесённой с появлением Воланда и его свиты, как в случае выхода Азазелло из зеркала, просто и мгновенно, - это та самая быстрота, которая так понравилась Маргарите. К примеру, как в случае с оставленным "открытым" порталом в квартире Лиходеева и Берлиоза с перемещением Стёпы в Ялту - великолепное решение, или в самом начале - тесное соседство знаменитой скамьи на Патриарших прудах с рестораном и близость к Кремлю, мгновенное перемещение словно через телепорт свиты Воланда - и вот иностранный артист и профессор чёрной магии уже здесь. И само литературное произведение как космическое пространство по своему объёму, что наряду с творческим процессом создания живого произведения даёт неисчерпаемый источник - текст настолько богат информацией, что и в одном абзаце, и в одной лишь фразе и отдельном слове умещается своя история. Например, перед балом Маргарита замечает у Воланда глобус, который являлся неким современным интерактивным устройством, позволяющим следить за всеми событиями на планете - дар научно-фантастического предвидения технических изобретений писателем, и это ещё один вид путешествия, но уже сквозь пространство через информацию - и ещё одно магическое свойство наряду с владением секретами "пятого измерения", и вновь простор для развития мысли и воплощения её в действии.

Театральное действие - жизнь, и это действие выстроено в постановке в той же жизненной стилистике, например, когда не только главные действующие лица попадают в фокус зрительского взора, но им же одновременно охватываются картины жизни, в которые вписываются и другие персонажи, или те же главные действующие лица, как появление всех "разоблачённых", Босого, Жоржа Бенгальского и Стёпы Лиходеева, перед началом бала восхищающихся колоссом пятого измерения - развитие мысли и намёк на попадание их душ во владение князя тьмы. Или при разговоре Мастера и Ивана Бездомного в клинике при упоминании кота на заднем плане возникают Кот Бегемот и Фагот из своей параллельной реальности и начинают прислушиваться к беседе, как и невидимый героям Воланд всегда свидетель истории, и он присутствует при их общении и знает те факты, доказательств которых так требуют люди, а "зрительская масса требует объяснений".

И театральное действие живёт, и перемещается не только в пространстве и времени постановки, но и вместе с постановкой по всей стране - и само "театральное измерение" открывается в разных городах, и это имеет огромное значение и в контексте самого произведения - "мы, как изволите видеть, путешествуем" - и бал обязательно должен состояться, где бы ни были путешественники, и это воплощение свершилось.

17.03.2024, Ксения Мира, исследование сохранения живого произведения театрального искусства нейрографика мышления

(фото 2012 года, К.Мира, "Луна Куинджи")