Обычный уникум

Жорж Яснополянский
1. ВМЕСТО ВВЕДЕНИЯ.
По- моему, я уже «вылежался». Поезд деловито поедал положенные ему километры дороги, а мое лежание еще с прошлого вечера и вызвало это ощущение. Время приближалось к полудню.
Сейчас в купе нас было лишь двое.
Особенно мне нравилось, что попутчик не беспокоил меня своей словоохотливостью.
Скорее всего, ему за 60. Короткие волосы позволяли немного скрыть  лысину. Одет -строго по – дорожному: треники от хорошего бренда и такая же футболка.
Даже припомнил о своей мечте в прошлом о спортивной этого бренда.
 Он смотрел в окно, сопровождал взглядом мелькающие картины природы и молчал.
 Попутчик почувствовал, что я его разглядываю, приветливо взглянул и кивнул, словно поздоровался.
- Пожалуй, можно уже и вставать. Жду вас. Не навязываюсь, но прошу позавтракать вместе со мною, - приятные нотки голоса выдавали в нем умевшего говорить с аудиторией.
Смущенно улыбнувшись,  я дал понять о необходимости утреннего туалета с моей стороны.
- Конечно, конечно. Жду вас, но
не торопитесь, у нас еще куча времени,
- он понимающе кивнул, как я бы кивнул своему доброму приятелю.
Эти несколько фраз и ничего не значащие действия создали какую –то очень дружескую атмосферу.
Я быстро собрался и вышел из купе.

Вернувшись, я присоединился к моему соседу, мы посидели за чаем и душевно пообщались - поговорили.
Узнав, что я – экономист на небольшом производстве, Пал Палыч одобрительно высказался о моем ремесле.
Поведал, что сам из служащих на каком –то оборонном предприятии.
Легко перескакивая с темы на тему, мы поговорили о работе, увлечениях, женщинах и, в конце – концов, перешли к удивительному из жизни.
Сокрушаясь, что в мои 34 года удивительного, о чем можно было бы рассказать, да и видел - не так уж и много, -довел свою мысль Пал Палычу.
- Рассказывать же то, что прочел или услышал от других, выглядит как-то не серьезно, - посетовал я.
Пал Палыч дружелюбно  меня поправил и сказал, что у меня все еще впереди.
- Знаете, Виктор, возможно, вы что –то уже забыли из того, что у вас
было.
Мне 75 лет, но удивительное, именно удивительное, я помню в виде нескольких отдельных событий лет до 17-20.

Далее я тут упущу мои вздохи – ахи, по-поводу услышанного от Пал Палыча, а перейду непосредственно к его повествованию. Повествованию о необычном в жизни.

2. НЕМНОГО О ПАМЯТИ.
- По – моему, Виктор, вы уже готовы меня выслушать?
Я кивнул, доброжелательно в той степен, в какой только смог.
- Хочу вам поведать настолько
странное и необычное, что может не только удивить, но и вызвать некоторое смущение. Поверьте на слово, я не сбежал из психдиспансера и не состою на каком –либо учете, - он улыбнулся.
- Кстати, я лишь второй год как вышел на пенсию, не работаю. Наверное, это тоже может послужить  некой гарантией моей умственности. Думаю, вы понимаете, что «дурных» не держат на таком производстве, где я работал (он назвал предприятие, о котором я наслышан).
Неумных, бестолковых – бывает, что да, но «дурных» - точно не встречал, - он негромко засмеялся.

- Но тут возникает еще один нюанс; может, вы немного в курсе, но все же – напомню.
Итак, тема: память и подсознание.
Психолог - лауреат Нобелевской премии Даниэль Канеман в своем труде (уж не помню где конкретно) отметил, что память может играть с нами, ставя всевозможные ловушки.
Одна из них - ложная память, или парамнезия.
Здесь имеет место искажение воспоминаний. Заполнение пробелов в памяти компенсируется ложными воспоминаниями: произошедшие в реальности события существенно смещаются во времени, вымышленное кажется реальным.

Почему я об этом?
Чтобы вы, Виктор, понимали, что я знаю о такой ловушке сознания и рассказываю о тех случаях, где я уверен в отсутствии парамнезии.
Ну и, конечно, принимаем априори, что я не из «дурных», - он внимательно посмотрел на меня и улыбнулся, как улыбнулся бы отец сыну...

3. СТРАНИЦЫ ПАМЯТИ
(рассказ от Пал Палыча)
3.1.Вот один из первых фрагментов по теме.
Словно кто-то хлопнул рядом в ладоши. Я не спросил, поскольку еще не знал слов, а поделился мыслью.
- Что произошло?
Понял (не услышал, а понял, что мне передали).
- Родился.
Не было личностного ко мне обращения, но я понимал, что это мне и обо мне.
Я не видел того, кто дал мне это понятие, но этот кто –то был рядом. Кто –то (или что –то) ощущаемый мною как большое облако неопределенного цвета.

Было очень неуютно: я был в чем –то очень прохладном и неприятный ветерок обдувал мое тело. Это ощущение незащищенности, сродни чувству обнаженности перед зрителем, запомнил очень хорошо.

Наверное, я подумал - зачем это?
Наступило понятие: для жизни.

Осознание изложенного у меня хранится еще с того времени, как только начал говорить (а скорее всего, и значительно раньше).
Почему я так уверенно об этом говорю? Да потому что, я хорошо помню это еще до того, как родилась моя сестра.
Я специально буду подчеркивать очень раннее осознание страничек моей памяти…

3.2. В тот же день или, может, на – другой или чуть позже, я начал различать окружающее.
Очень удивился, причем, удивился взрослым сознанием, почему все вокруг голубое? Не было оттенков другого цвета: все было словно в голубом тумане. Чуть  насыщеннее, менее- но все в голубых оттенках.
Последовал ответ, который я не совсем услышал или, скорее, не осознал. А ведь я чувствовал себя взрослым. Подчеркиваю, Виктор, я чувствовал себя, так, словно прожил целую жизнь.

Тут же я удивился тому, что люди (я знал, что это люди(!)- ходят
вверх ногами !
И мне поступило пояснение, что я должен перестроиться и тогда мой мозг все поймет правильно.

Поступило ощущение, что перед этими событиями я находился где –то на хранении или, вернее, где –то на паузе и мне надо подстроиться под действительность…

4. НЕБОЛЬШАЯ ПАУЗА.
После услышанного от Пал Палыча, я чувствовал себя не совсем уютно.
Нет, безусловно – нет: он не походил на «клиента» психбольницы.
Но все же я отвел глаза и только
несколько раз украдкой взглянул на него.

Пал Палыч смотрел в окно и, казалось, был готов к такой моей реакции.
Мне стало неловко, поэтому я выдавил из себя фразу моего любимого Сергея Филлипова: «да, уж!».

- Я понимаю вас, Виктор, -повернувшись, Пал Палыч смотрел на меня со всепрощающей улыбкой профессора к студенту, не совсем правильно отвечающего на экзамене.
От этой улыбки и от чего –то еще неосязаемого, - моя льдинка отчуждения растаяла и, кажется, я
улыбнулся.

- Вот так - значительно лучше. Любите анекдоты?
После того, как я утвердительно кивнул, Пал Палыч рассказал несколько пикантный, но очень забавный анекдот про чабана, играющего на зурне (свиреле) в снегопад.
В купе опять восстановилась дружелюбная атмосфера…

5. СТРАНИЦЫ ПАМЯТИ
(продолжение)
- Пал Палыч, то, что вы рассказали о первых своих днях и о том, кто помогал вам понять происходящее – очень неоднозначно к восприятию.
А было ли еще про того, кто вам комментировал происходящее, вернее так: было ли еще ощущение «большого облака знаний, находящегося в контакте с вами»?

- Спасибо, Виктор, спасибо с плюсом за то, как деликатно вы об этом спросили.
Нет, больше я ничего подобного не припоминаю.
Вот ощущение взрослого моего сознания в младенчестве – было.
- Расскажите, пожалуйста. Вы знаете, я даже как –то упустил про этот интересный момент!

- Очень мало про это помню. Яркий солнечный день. Мы в комнате, рядом мама и папа. Я их не вижу, а только слышу, что они меня просят что – то сказать. Может, слово «мама» или «папа»- не помню.
Но хорошо помню реакцию своего «взрослого сознания»: но как вы не поймете, что я еще пока не могу говорить!
Вот и все. Извините, но больше не помню.

Мы помолчали.
Воспоминая попутчика меня заинтересовали, и хотелось узнать еще что -нибудь.
- Пал Палыч, вы, наверно,
обладаете даром предчувствия или как там это правильно это называется? Интуицией?
- Увы, Виктор, тут я совершенный ноль. Вообще, как сейчас говорят - «не в теме.

- То, что вы рассказали, возможно, даже не мистика, а некое проявление вашего предыдущего подсознания, опыт до реинкарнации?
- Кто его знает? Где тут истина?

Опять возникла длительная пауза. Мы оба смотрели в окно на пролетающие картины природы.
Любопытство взяло верх, и я опять нарушил молчание.
- О чем вы рассказали, связано с
периодом жизни где –то до годика. Вы упомянули об удивительном лет до 17-20. Расскажите еще что –нибудь, пожалуйста. Это же интересно!

- Да, Виктор, конечно, конечно.
Мне годика три.
Мама у меня была учителем. Во дворе школы старшеклассники копали какую –то яму. Может для мусора или туалета. Помню, что мы все были внутри ямы, человека три – четыре старших и я.
Почему так подробно- чтобы показать, что это не очередная ловушка сознания – парамнезии.

Ребята в паузе остановились отдохнуть, и один из них достал фото. Обычный ч/б снимок. На нем группа людей.
Странно, но один человек словно чем –то обведен красным или закрашен красным- уж не помню точно. Помню только красное что –то на одном из сфотографированных.
Мальчишек спрашиваю - почему он красный?
Они удивились и решили, что я выдумываю.

И где-то через год - мы с мамой в саду около дома.
Мама чем –то занималась, по –моему, стирала. Подошла ее знакомая, наверное, подруга.
Она мне очень понравилась!
Тетя была вся обвешана цветными воздушными шарами. Так я это воспринял тогда.
Хорошо помню яркий желтый цвет и немного зеленого. Это было так красиво! Я любовался этой цветной композицией.

 Не помню – менялись ли цвета во время разговора или во время движения этой тетеньки.
Мама увидела мое не совсем обычное поведение и, после того, как тетя ушла, начала расспрашивать о том, что меня заинтересовало.
Хорошо помню свой ответ: «она же была вся в цветных шариках!»
Мама сказала, что я выдумщик.

Больше подобного видения
«цветного содержания» людей я не помню.

- Пал Палыч, это вы, наверное, тогда могли видеть ауру человека: на снимке и даже на живом?
- Не знаю.
Но где-то между 25 и 45 годами своей жизни, разглядывая фото людей, мог их охарактеризовать, не будучи с ними знакомым. Потом все это стало "затухать", сейчас ничего не понимаю в этом. Может, потому что использовал этот дар очень редко.

- А еще ближе к вашим 20 годам, пожалуйста, вспомните еще!
- Два момента (видения) были, про которые я не хотел бы говорить. Мне кажется, там было связано с мистикой.
Запомнил слышанное от моей знакомой (В.Д.С.): «Наш мир не один такой, есть и другие, которые мы никогда не увидим воочию, разве что боковым зрением. Многое можно так увидеть,
но лучше и не надо».
Тем более, эти видения касались: одна о деликатной теме про моих родственников, а вторая – очень личная.
А вот уже совсем ближе к 20 годам, даже несколько - забавная.
Рассказать?
Я энергично закивал.

6. СТРАНИЦЫ ПАМЯТИ
(про яблоки в саду).
Пал Палыч улыбнулся очередной своей дружественной улыбкой.
- Перешел в выпускной класс школы. Казалось, пора было бы уже и взрослеть. Так нет же!
Жили мы в это время на рабочем поселке при ремзаводе.
Далее по улице у соседа росли яблони.
Дело- ближе к осени, а что может быть лучше яблок из чужого сада? Ничего!
И надо же- сосед почти все яблоки уже убрал, осталось немного на одной.
Пока все не убрал - надо погонять лошадей, как говорится.

В общем, собрались мы с моим закадычным другом «сходить» в это сад.
Прихожу к нему вечером- договориться и - облом. Валерка лежит – простудился, его мама ни в какую не отпускает «хоть на часик».

Но операция про яблоки же спланирована! Пришлось идти к другому приятелю с предложением. Тот - принял.

Подходим к забору. Дело- ближе к полуночи. Перелез через забор. Луна смотрит прямо на меня.
В это время из –за дерева с большущей палкой в руках (тогда биты еще не были в моде) выходит прямо на меня хозяин яблони и говорит совсем нехорошие слова.

Помню, что не испугался, а какое- то оцепенение: иду прямо на него как манекен, сосед даже сделала шаг в сторону, пропуская меня.
Иду спокойно дальше, понимая, что «нужно рвать когти», но почему-
то двигаюсь не торопясь.
Подхожу к калитке, рядом конура и при моем приближении собака спряталась туда. Немаленькая собака. Почему то не гавкает, словно, ее и нет.
Я же все никак не могу открыть шпингалет калитки, чтобы выйти из сада. Все так спокойно и размерено…

В это время раздается «ой» моего приятеля. Наверное, он почувствовал палку соседа.
После этого «ой» словно кто -то сдернул с меня оцепенение, как сдернули бы покрывало. Я энергично распахнул калитку и бросился бежать прочь.

На следующий день было
продолжение.
Я же не рассказал, что все лето (и на тот второй день) – подрабатывал подручным у каменщика.
Конечно, каменщик и есть тот сосед.
Вот он на меня смотрит и все пытается у меня спросить: чем я занимался вчера вечером и ближе к ночи.
Я отвечаю что –то, как порой отвечают в такой ситуации подростки в том возрасте: хоть и правда, да не вся. Суть ответов сводилась к "сначала сидел дома, а потом пошел спать".

Зная, что мы с Валеркой вместе «хоть по грибы, хоть куда», сосед зашел с другой стороны.
Он пошел к родителям Валерки
и с сожалением узнал, что тот дома уж несколько дней лежит с температурой.

В этой истории мне понравились: покрывало оцепенения, поведение собаки и косвенный признак моего алиби от родителей Валерки, - Пал Палыч благодушно засмеялся и чуть поклонился, как сделала бы авторитетный артист на сцене перед зрителем.
В ответ я даже захлопал в ладоши...

7. ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ.
Часто вспоминал эту поездку и интересное из рассказов моего попутчика.
Неоднозначными были их оценки. Воспоминание окрашивались немного в разные оттенки в зависимотсти от моего настроения: от восторга до отрицания.

Но в жизни все порой так интересно совпадает: встретился я тут с одним: познакомился на зимней рыбалке с Сергеем Б. из другого региона.

Разговорились и выяснилось, что он с городка, в котором проживал (проживает) мой знакомый – Пал Палыч.
Я, конечно, заинтересовался и
описал, как мог, моего попутчика в той поездке.
Оказалось, Сергей даже знаком с Пал Палычем.

- Отличный дядька. Какой там псих - обижаешь! Обычный человек.
Доброжелательный, но это не сразу понимаешь.
Сейчас же как готовят спецов - сначала  менеджмент, а остальное потом.
Приходит такой - весь из себя, а Пал Палыча не проведешь, его интересует конкретика: когда, сколько, срок, почему? Это же производство: по ГОСТам – написано на бумаге, а ходить -то приходится по оврагам.

Он задаст пару вопросов по
теме. Видит, что не в курсах. Вежливо попросит к следущему разу посмотреть из правил или нормативов. Второй раз приходишь- понимает, что не смотрел.
А у нас как – сразу агрессия как форма самозащиты. Он, конечно, осаживает.
При этом не кичится специальными знаниями. Видишь и думаешь -обычный служивый, а там – такие знания и кругосор! Уникальные!

Я так же попадался ему. Потом только понял, что он показывал какой дорогой идти мне к профессии. Просто учил. Деликатно подталкивал в нужное направление.

Короче, пару раз попались ему «сыночки – дочечки». Те пожаловались. А тут возраст, да сокращения тогда были в моде.
Такого уникума потеряли!
Учиться бы него еще и еще, да и
не только молодежи.

Конкретный мужик. Лично я ему благодарен…

После этой информации от Сергея про Пал Палыча у меня на душе стало тепло и уютно, образно говоря. Сейчас я категорический уверен, что мне посчастливилось встретить уникального человека при всей его внешней обычности.

P.S.Сергей Б. любезно предоставил мне фото Пал Палыча (из своего телефона), которое здесь вам и представляю...








Март 2024г (k)