Гомеопатический подход. Йа Мунтаким. 99 Имен Аллах

Ладомир Родумилов
Гомеопатический подход к нашему импульсу к мести. Глава 7. Противоположные Имена Аллаха. Суфийский взгляд на 99 Имен Аллаха. Врачеватели Сердца

Гомеопатический подход к нашему импульсу к мести

Мы можем  начать с гомеопатического подхода, хотя он кажется несколько отсталым. Такой подход потребует от вас использования этого негативного материала, этого безжалостного мстительного побуждения. Затем вы можете начать понимать, что то, что проявляется, — это форма силы, которая уравновешивается. Это сила, которая позволяет вам двигаться к равновесию.

Когда это будет достигнуто, вы будете более подготовлены к выходу из этого состояния в аль-Азиз, который является своего рода нежной силой. Такое осознание позволит вам в конечном итоге обратиться к аль-Афув, истинной противоположности аль-Мунтаким и более полно завершить этот процесс. Мы рассматриваем аль-Мунтаким как стабилизатора, или того, кто ищет справедливости или надежных принципов во вселенной. Это не мстительно. Это просто исправление дисбаланса.

Одна из серьезных неустойчивостей в человеческой системе связана с определенным видом любви. Она называется «ишк». Вино, которое течет в крови, называется «ишк». Это эссенция, подобная гранату. Когда этот "ишк", самый восторженный и страстный из всех влюбленных, расстраивается, это создает дисбаланс в системе. Как будто сама кровь отравляется, и тогда ум не может ясно мыслить, сердце не может ясно чувствовать, и тело от всего этого заболевает и слабеет.

Эта особая страстная, экстатическая любовь проявляется на Эдиповом этапе ребенка. Когда страсть на этом этапе позволена, тогда гранат интегрирован. Когда эта страсть не допускается и, например, любовь дочери отвергается отцом, или мать испытывает ревность и соперничество с дочерью, тогда вино ишк становится уксусом. Он становится токсичным. Оно трансформируется в глубокое желание мести.

Когда возникают ревность и желание мести, вами движет первобытная страсть. Здесь вы можете увидеть как  входит отражение эго аль-Мунтаким, и оно раскрывает ту часть вас, которая жаждет мести. Этот мстительный импульс активизируется сильнее всего, когда вы влюбляетесь. Когда вы находитесь в отношениях и разочаровываетесь в любви, возникает месть. Вы чувствуете страстно. 

При любой форме неприятия со стороны вашего партнера, даже самой незначительной, вы склонны сразу же мстить. Вы хотите быть Мунтаким. Вы ищете аль-Мунтаким на уровне своей страсти, где она ощущается как месть, гнев и разочарование. Более глубокий психологический уровень достигается, если врачеватель сердца позволяет мести полностью проникнуть в сознание ученика.

Затем ученик выразит месть определенному человеку, или месть Богу, или месть вселенной. Когда этой энергии дается возможность полностью взорваться и высвободиться, происходит то, что гранат (ишк) начинает изливаться в системе, и это естественным образом воссоздает ощущение баланса. Таким образом, духовные ученики смогут затем открыть глубины аль-Мунтаким, как восстановителя баланса.

Путь к этой реализации лежит через взаимодействие с первобытной страстью. Вам нужно сначала принять это чувство. Вы принимаете якобы негативное Имя как неотделимое от божественной реальности и принимаете его как гомеопатическое лекарство. Вам предлагается почувствовать месть и продолжать чувствовать ее, пока месть не высвободится. Вы делаете это вместо того, чтобы всегда сначала пытаться уменьшить её. Вы спрашиваете себя, какими способами можно отомстить? Если бы у вас была возможность отомстить, кому бы вы отомстили? Матери? Отцу? Возлюбленной? Человечеству? Вселенной? Богу?

Когда весь мир полностью сводится к вашей мести Богу за все существующие страдания, происходит следующее: гранат открывается, и это может создать ощущение созвучия и баланса в системе. Теперь у вас есть ощущение, что все происходит в идеальном ритме и гармонии. Вы достигаете внутренней согласованности, аль-Адль, и каждая часть функционирует в соответствии со своими естественными способностями.

Полный призыв к божественному ишк позволит вам в конечном итоге освободиться от чувства мстительности и вместо этого раскрыть внутреннюю силу. Однако начальные этапы этого процесса напоминают месть и мстительность. В отношении джалали Имен Бога  следует помнить одну вещь: сосредоточение внимания на власти может быть очень соблазнительным занятием. Вам действительно нужно быть внимательными к тому, где вы можете застрять в непонимании. Мы видели это весьма наглядно в нашем предыдущем обсуждении аль-Мунтаким.

Люди совершают ошибку, воображая Бога таким образом,  будто качества Бога на самом деле являются ограниченными человеческими особенностями, с которыми мы так знакомы, и тогда они могут даже отождествлять себя с посредником Бога, распределяющего эти качества. Даже с аль-Азиз, как и со всеми джалали Именами, вы можете поддаться искушению принять силу и отождествить ее со своим эго. Сила, которую вы испытываете, принадлежит Аллаху, а не вашему эго.  Непонимание этого является основной ошибкой. 

Из звукового кода следует еще раз подчеркнуть, что восьмая грамматическая форма, членом которой является аль-Мунтаким, является взаимной. Это делает его взаимным. Это делает его интерактивным. Поэтому, когда вы пытаетесь просто взять аль-Мунтаким и отрезать его от аль-Афува, вы уже вышли из равновесия! Но поскольку внутренний смысл самого Имени по своей сути взаимен, вы будете исправлены. Вас, так сказать, поправят сверху, и это будет своего рода взаимностью. Это точно как круг. Это грамматическая форма аль-Мунтаким.

Существует физическая метафора, предложенная формой глагола 'афув: ветер полностью стирает следы, оставленные на песке пустыни, как будто никто никогда не ходил по ней. Это убедительно свидетельствует о том, что вы даже не замечаете ошибки. На начальном этапе прощения вы можете заметить ошибку или решить не обращать на нее внимания. Но аль-Афув выходит за рамки этого. Это полная противоположность аль-Мунтаким, и это то, с чем в конечном итоге необходимо сочетать аль-Мунтаким.
Если место, где вы застряли, — это отождествление вашего эго с силой, вы не сможете совершить внутреннее путешествие в аль-Афув. Вы просто поймете аль-Мунтаким как силу мщения кому-либо. Однако изменения можно достичь, если вы начнете созерцать качество аль-Азиз как более утонченную силу, редкую или изящную. Приходящее чувство силы будет отделено от эго, и вы научитесь прощать.

Помните, что прощать – это разновидность фана. Вы жертвуете силой или иллюзией того, что обладаете силой. Тогда вы сможете перестать держаться за мстительные и злобные вещи, которые, как вам кажется, вы имеете в отношении кого-то. Чем больше вы перестанете отождествлять эго с властью или своей иллюзией власти, тем больше ваш внутренний процесс выстраивает прощение.

Что сопоставляет аль-Мунтаким с аль-Афув, так это внутренняя связь каждого Имени с силой. Когда вы застряли в отождествлении эго с могуществом, вам необходимо осознать аль-Азиз. Сила аль-Азиза драгоценна и несет в себе чувство высочайшего достоинства, и именно это позволит вам двигаться дальше. По правде говоря, это достоинство, возникающее из знания драгоценности человеческой души. Сила, которую вы чувствуете, сочетается с ощущением внутренней ценности, самоуважения.

Конечная позиция эго заключается в том, что оно хочет самоутвердиться и заменить Бога. «Поскольку Бога нет, я буду Богом. Я буду самым могущественным; я буду кем угодно, я сделаю что угодно». На самом деле, такая позиция изнурительна и служит для ослабления эго, потому что эго так думает, что должно делать все, и что больше никто ничего сделать не в состоянии.

Врачеватель Сердца всегда обнаружит страх, когда исследует грандиозность позиции эго: «Я — высший». Грандиозность эго принижается при призыве Йа Азиз, потому что аль-Азиз на самом деле является высшей силой. Поэтому вполне логично, что путь к тавбах (покаянию) и афув (полному прощению) лежит через отказ от силы эго. Он начинается с истигфаар, исцеляющего бальзама сущности прощения. Вот почему суфии так часто повторяют «астагфиру-ллаах». Оно выражает стремление к прощению за все те случаи, когда они не осознавали божественного присутствия.

Аль-Афув — величественная и возвышенная база, но как мы можем противопоставить ее аль-Мунтаким? Что самое глубокое мы можем сказать? В каком-то смысле они одно и то же. Они приносят баланс. Но аль-Мунтаким приближается к равновесию с нижнего предела шкалы, а аль-Афув — с верхнего. Учитывая диапазон существования, если мы рассмотрим низший аспект и будем искать баланс, мы получим аль-Мунтаким. Аль-Афув задействует высший аспект, и если на этом уровне достигается баланс, то и низший аспект также уравновешивается. Оба Имени уравновешиваются в своей деятельности, но действие каждого Имени происходит в разных сферах.

Область Афув гораздо более утончены, чем  сфера Мунтаким. Аль-Афув имеет дело с эмоциональной болью, ранами сердца, а аль-Мунтаким имеет дело с первобытными инстинктами. Уравновешивающая деятельность Аль-Мунтаким работает через примитивные энергии.

Примитивная энергия подобна энергии тигра, смотрящего на оленя и соверающего прыжок. Тигр не думает. Это не чувство. Здесь нет никаких эмоций. У нас есть большой заряд, большой  заряд влечения. Такая энергия очень примитивна и очень сильна. Он просто прыгает ради убийства. Балансирующая деятельность Аль-Афув направлена ;;на устранение дисбаланса, вызванного ранением сердца. Это территория эмоционального коллапса. Но оба божественных качества стремятся к одному и тому же: уравновешиванию системы. Они в поиске Аль-Адл.

Аль-Афув исправляет дисбаланс с помощью прощения, и оно помогает нам расти, приходя к пониманию того, что в действительности ранящие впечатления на самом деле не существуют. Это позволяет нам увидеть, что Вселенная исцеляет сама себя. Теперь мы можем перестать смотреть на свои раны как на что-то личное, с чем можно отождествлять себя. Аль-Мунтаким действует по-другому, исправляя дисбаланс мощными действиями, чтобы выровнять чашу весов. Это требует от нас отделения нашего эго и подчинения этому корректирующему присутствию. Теперь мы видим, что эти противоположные имена Аль-Мунтаким и Аль-Афув тесно связаны. Это помогает нам осознать, что они оба являются дверями к божественному.

И тогда приходит аль-Адль, чтобы соединить их, обеспечить союз противоположностей. Это не просто баланс между некоторыми отрицательными и некоторыми положительными качествами: это баланс между самым отрицательным и самым положительным.

Аль-Адль связан с аль-мийзаан, весами, балансом. Коран говорит, что вся вселенная устроена в соответствии с проявлением аль-Адль, иначе она немедленно развалилась бы. Поиск баланса во всем - это как  универсальная константа, движение к Единому. Эта пара Имен подобна двум чашам весов. Противоположности движутся к единству равновесия. Это деятельность аль-Адль.

Нам необходимо избегать традиционного перевода слова «аль-Адль» как «справедливость» из-за того, что в современном мире слово «справедливость» используется с оттенком мести. Даже 60 или 70 лет назад справедливость все еще означала гармоничный баланс.

Повторение Йа Адль полезно для тех, кому не хватает невозмутимости и кто неуравновешен в своем уме и поведении. Повторение Йа Адль, которое само по себе является сутью равновесия, может использоваться как корректирующее средство. Оно имеет постоянную гармонизирующую функцию, которую все могут признать.

Аль-Адль находится между каждой частицей творения и во всей ткани «асма» ул-хуснаа, 99 Имен. Оно предлагает средство для уравновешивания всех пар Имен, но также служит сверх балансом для всех противоположных Имен и проявлений. Аль-Адль – это полное воплощение, а это означает интеграцию.

Чтобы установить баланс между аль-Мунтаким и аль-Афув, аль-Адль необходимо воплотить интеграцию чувств и инстинктов. Инстинктивная природа исходит из определенного уровня нафса. Ан-нафс уль-аммаара – это инстинктивный нафс, низшая из семи градаций нафса. (См. главу 17 «Семь уровней нафса».) Согласно шейху Джунейду и другим суфиям, на противоположном конце шкалы нафса находится рух, который можно назвать высшим духом, высшим «Я» или душой. Это больше похоже на аль-Афув. Необходимая интеграция должна произойти внутри сердца.

В одной из духовных традиций Пророка Мухаммеда, названной священной, потому что он говорит голосом Аллаха, сказано: «Небо и земля не вмещают Меня, но сердце моего возлюбленного содержит Меня». Сердце обладает способностью (аль-Васи') вместить небо и землю, или, другими словами, высшие и низшие миры. Настоящая способность к интеграции может прийти с воплощением аль-Адль в сердечном центре.

Важным моментом в любом исследовании божественных Имен для нас является понимание практического применения каждого из них в жизни человека. Вдохновляющим аспектом этого проекта является то, что в ходе исследования значений конкретного Имени возникают определенные указания, которые помогут нам использовать его при характерных заболеваниях и слабостях человека. Один подход, аналогичный аллопатической медицине, предлагает в качестве лекарства противоположное. Например, грубо говоря, если у вас мстительный тип человека, вы можете предложить ему практиковать «Йа Афув».

Естественно, в огромном разнообразии слов, имеющих тот же корень, что и Имя Бога, есть много положительных значений, и нам нравится их исследовать это. Однако иногда слова, имеющие тот же корень, что и Божественное Имя, имеют отрицательные значения, описывающие болезни.   Следовательно, мы считаем, что гомеопатические лекарства также играют важную роль, когда врачеватель использует небольшое количество лекарства того же качества, которое соответствует проблеме.

Возможно, сейчас самое время рассказать старую шутку, или прописную истину, что каждое арабское слово  имеет четыре значения: первичное значение, вторичное значение, которое является полной противоположностью первичных значений; что-то связанное с сексом; и чем-то имеющим отношение к верблюдам.

Перевод: Ладомир Родумилов