Судьбою с кистью обручен

Владимир Федулов
И  СТАТЬ  ПРИМЕРОМ
ОБРЕЧЕН…

Он шел по жизни прямо,
с достоинством и рьяно!
Служил искусству всей душой ,
а нам , пусть барин,  -
парень свой…

***
Знакомьтесь:

Василий Дмитриевич
ПОЛЕНОВ (1844 -1927 г.) –

русский художник, пейзажист
и портретист, педагог, академик
живописи (1876 г.) и первый
народный художник РСФР (1926 г.)

***
Он, единственный из русских живописцев Х1Х века, кому
сама судьба предписала  обручиться с кистью,
став знаменитым художником!

Глава 1. ПРОЛОГ.

Не случайно, оказывается,
на стене моего отчего дома
из юности, наряду с копиями
полотен других  известных художников (Шишкин, Репин,
Крамской, Куинджи, Левитан,
Айвазовский, Серов, Дейнека, Брюллов, Саврасов и др.),
талантливо выполненных моим отцом Вячеславом Ивановичем
(светлая ему память!),
фронтовиком, учителем
сельской школы и
художником- самоучкой, 
памятен, расширяя мои горизонты восприятия
живописи тех лет, ряд картин
и Василия Поленова – «Московский дворик»,
« В парке. Местечко Вель в Нормандии»,
«Заросший пруд»…

По тем мосткам к такому вот  прудику сколько раз хожено
в детстве -
купаться или ловить карасей, что мелькали золотистыми всполохами у берега в тине!
Шагнешь с мостков, взбивая  муть глинистого дна
барского пруда и окунаясь
в зеленоватую прохладу
его вод, и попадаешь  вдруг
в сказку давних лет с чаепитиями господ в беседке
островка , что  в центре их рукотворного пруда,
с таинствами  подводного
и надводного миров
иного измеренья, а то и безвременья…

А две лошади ,черная и белая, что привязаны у ограды развалин   старинного замка
на другом полотне Поленова, уводили мечтой в
неизведанное: какие тайны поджидают в развалинах
парка - клады
или призраки?

Хотя про местечко Вель в Нормандии из полного
названия картины узнал лишь
недавно, когда окунулся в творчество и судьбу русского
аристократа Василия Поленова …
 
Однако все по порядку!

***
Художник Иван Крамской (1837 -1887 гг.) - разночинец из Острожинска,
пренебрежительно говорил  художнику Илье Репину (1884-1930 гг.),
солдатскому сыну из Чугуева,
о петербуржце и потомственном
дворянине  Василии Поленове – «Это барин!».

Критик Владимир Стасов, недолюбливавший Поленова, издевательски доказывал
художнику, что у того сам  «склад души не русский» и ему
лучше бы не возвращаться в Москву, а поселиться где-нибудь в Париже
или Берлине. Это, дескать, ему  подошло бы лучше…

Но вся судьба и жизненный уклад Поленова, его творчество говорят
о ином: это до корней волос русский человек, впитавший «русскость», как и дворянин
Пушкин, из детства  -
от своей бабушки по линии
матери,- Веры Николаевны
(внук Василий напишет потом  «Портрет Веры Николаевны Воейковой,1867 г.).Она была
дочерью известного архитектора Николая Львова, ее воспитывал поэт Гавриил Державин!
Она любила стихи, фольклор,
а «Историю государства российского»
Карамзина порою
цитировала наизусть…

А потому многие картины Поленова обязаны своим появлением тем
впечатлениям от семейных историй,  преданий, крестьянского быта и
живописной природы деревни Ольшанка, куда Поленов приезжал каждое
лето к бабе Вере Воейковой
(его последующие картины, вдохновленные юностью,-
«Переезд через реку Оять
с мельницы» - 1872 г., 
«Пруд в парке.Ольшанка» -
1877 г., «Бабушкин сад» -
1878 г., "Заросший
пруд» -1879 г.).

Отец Поленова - Дмитрий Васильевич служил дипломатом в Греции, дружил с
художником Карлом Брюлловым, который даже учил его жену Марию Алексеевну
(мать Василия) живописи!

Детей с малых лет
приобщали к искусству,
а когда в 1857 г.
в Петербург привезли
картину Александра
Иванова (1806-1858 гг.)  «Явление Христа народу»,
над которой тот работал
в Италии два десятилетия
(1837-57 годы), Поленовы
с пятью детьми несколько
раз ходили на выставку «приобщиться» к чуду этой картины!
 
А Василий получил здесь столь глубокие впечатления, что они прошли по всей его жизни ...

Именно детские впечатления
от библейской картины
Иванова стали стимулом
для Поленова при написании
его  дипломной работы в Академии художеств –
«Христос воскрешает дочь  Иаира» (1871 г.), что
принесла художнику большую золотую медаль  и  право пенсионерской поездки на 6
лет за границу для изучения искусства. 

Там, в Риме, он встретит
свою первую, глубокую, но трагическую любовь …

(Это тема нашей отдельной миниатюры!).

Библейские сюжеты стали и  циклом картин Василия Поленова
«Из жизни Христа», над которым он вдохновенно и вдумчиво  работал несколько
лет ( 1887- 1911 годы).
Это картины : "Христос
и грешница"(1888 г.), «Марфа приняла его в дом» (1890 г),
«Среди учителей» ( 1896 г.), «Кто из вас  без греха?»
(1908 г.), и др.

(Этот период творчества В.Д.Поленова также рассмотрим 
в отдельной миниатюре!).

А пока, завершая «Пролог» при знакомстве с художником Поленовым, остаётся
добавить,что в юности научить Василия основам живописи родители поручили  известному художнику-педагогу, а тогда еще студенту Павлу Чистякову, который первым подметил  необычный "колорит"
творчества юноши.

Тот колорит, что приведет в последующем к анекдотичности!
Покупатели красок станут требовать в лавках Петербурга:

«Дайте нам краски, как на картинах художника Поленова!
Такие, знаете, яркие, солнечные, пусть даже они 
будут стоить дороже!».

Он не стал политиком, не гнался за славой, оставаясь лишь художником, что
приобщал своих учеников Московского училища живописи, ваяния и зодчества, где
состоял преподавателем в
1882-96 годах (среди них
«любимчики» – Левитан и Коровин), к «химии красок»,
секретам их смешивания и наложения на холст, к возможностям и эффектам
их таинственного 
взаимодействия!

Не случайно  полотна Поленова не бледнеют и сегодня,
даря нам  заложенный им художником первозданный
свет!

18.03.2024 г.

Фото из интернета