Историзированные пророчества

Игорь Лощинин
Ветхий Завет  был священным Писанием ранних христиан, и многие из них знали его очень хорошо, независимо от того, слышали ли это устно или умели читать. Таким образом, рассказывая историю об Иисусе, они использовали для этого Язык Библии.
Эта практика привела к тому, что сегодня называют «историзированными пророчествами», т.е. когда фрагмент текста из книг Пророков  используется в повествовании как основа для создания нового эпизода и его понимания.
Иногда трудно понять, используется ли "историзированное пророчество" для комментариев о чем-то, что на самом деле произошло, или старый текст используется для создания подходящего эпизода.

Псалом 21(22) как “историзированное пророчество"

Марк часто цитирует Псалом 21(22), который, как убеждены многие христиане, говорит о страданиях Христа.
Вступительные слова Псалма являются заключительными словами Иисуса:
"Боже мой, Боже мой, почему ты оставил меня?"
История о солдатах, бросающих жребий для одежды Иисуса, повторяет Псалом 21:18: «они меж собой делят одежду мою — кидают жребий, кто рубаху возьмет».
Две фразы из Псалма 21:7 повторяются, когда Марк говорит, что «Как увидят — смеются надо мной. Головою качают, глумясь» (21:29, 31).

В общих рамках христианских предсказания и исполнения Псалом понимается так, будто в нем содержатся предсказания деталей смерти Иисуса. В рамках “историзированного пророчества" они рассматриваются как использование Марком Псалма для интерпретации смерти Иисуса.
«Генерирует» ли Псалом некоторые детали истории, или он используется для комментариев о том, что произошло реально?

Например, действительно ли Иисус цитировал вступительный стих, когда он умер? -Возможно. Действительно ли солдаты разыгрывали одежду Иисуса, или Псалом создал эту деталь? - Кажется маловероятным. Но смысл в том,что использование Псалма 21 предполагает интерпретативную структуру Марка.

Как часть Ветхого Завета Псалом 21 - это молитва об избавлении. Молитва описывает человека, испытывающего огромные страдания и сильную общую враждебность. Как страдалец Иов,он  не понимает, почему  страдает, но чувствует себя брошенным Богом, которому он верен. Хотя он верил в Бога с самого рождения, теперь он презираем, и над ним издеваются. Он чувствует себя брошенным всеми друзьями и оставленным Богом. Он чувствует приближение смерти.
«14 Словно лев, что над добычей рычит, на меня раскрывают свою пасть! 15 Я как пролитая вода, кости больше не держат друг друга, сердце, как воск свечи, тает в моей груди. 16 Моя сила что сухой черепок, мой язык к небу присох. Ты низвел меня в прах могильный. 17 Окружили меня псы, свора злобная обложила, прокусили мне руки и ноги» (Пс 21:14-17)

Действительно,  герой Псалма  чувствует себя  близко к смерти, видя, как  зеваки начинают делить его имущество: “они смотрят и делают из меня зрелище; делят одежды мои между собой и об одежде моей бросали жребий".
Таков,  общий  смысл этого отрывка в контексте самого Псалма. Затем меняется настроение Псалма. Страдания и мучения первой половины сменяются во второй половине молитвой благодарения за освобождение и оправдвние. Обе части объединяются, чтобы создать общую картину боли и избавления праведного страдальца, в конце   защищённого Богом. Частое использование Марком языка из этого псалма говорит о том, что он  видел смерть Иисуса таким образом.