Исполнение Ветхозаветных пророчеств в Новом Завете

Игорь Лощинин
В Новом Завете основные события жизни и смерти Иисуса описаны как исполнение пророчеств Ветхого Завета . Сам Иисус в Ев. от Иоанна говорит: «Исследуйте Писания, ...они свидетельствуют обо мне» ( Ин 5:39)

С точки зрения христианского богословия, пророчества указывают время Его прихода, место, обстоятельства рождения, родословную, жизнь и служение, миссию, смерть за грехи людей и воскресение из мёртвых.
Цитатами из Ветхого Завета евангелисты показывают, что и приход Иисуса, и его деяния были исполнением обетований, данных Израилю: «...сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка...»(Мф 1:22)

Этот способ видеть отношения между двумя заветами оказывает важное влияние на то, как видится жизнь и смерть Иисуса в Новом Завете. Это естественно, приводит к выводу, что все должно было произойти именно таким образом: все события были провиденциальны и являются частью Божьего "плана спасения".

Подробное описание страданий Христа в Евангелиях не обязательно свидетельствует о том, что авторы располагали хорошими источниками. Скорее всего, они стремились показать, как Бог проявил Себя в этих событиях и как Иисус осуществил Божьи постановления и пострадал при этом. Далее приводится  примеры исполнения некоторых пророчеств .

«Великим камнем преткновения», по выражению ап. Павла, было то, что предполагаемого Мессию казнили, словно обычного преступника. Поэтому описания страданий Христа в большей степени, нежели весь остальной материал Евангелий, связаны с Ветхим Заветом и опираются на него.
 К примеру, въезд в Иерусалим является исполнением пророчества Книги Захарии (9, 9): «Ликуй от радости, дщерь Сиона ..: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице…».
Слова Иисуса во время пасхального ужина : «…один из вас, ядущий со Мною, предаст Меня» (Марк. 14, 18) – соответствуют Псалму 40 (ст. 10): «Даже человек мирный со мною, на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту».
Предполагаемый  мотив предательства Иуды - алчность, как указано в Евангелии от Матфея (26, 15), напоминает  следующее место из Книги Захарии (11: 12–13): «…и они отвесят в уплату Мне
тридцать сребреников… И взял Я тридцать сребреников и бросил их в дом Господень для горшечника».
Очищение Храма является исполнением пророчества  Исаии (56, 7): «…ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов».
Читая  о смертном приговоре, вынесенном Синедрионом, нельзя не  видеть связь с Псалом 30 (ст. 14): «…они сговариваются против меня, умышляют исторгнуть душу мою».
В Евангелии от Марка (14, 62) Иисус отвечает на вопрос первосвященника о том, является ли он Сыном Божьим, следующее: «…Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных». Этот ответ совмещает слова Книги Даниила (7, 13) и Псалтири
(109, 1): «Видел я… вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий…» и «…седи одесную Меня…».
Молчание Иисуса перед Синедрионом и Пилатом напоминает о предсказании Книги Исаии (53, 7): «…и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец  пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих».
Крик «Распни его!» связан с Псалмом 30 (ст. 14): «…слышу злоречие многих; отвсюду ужас, когда они сговариваются против меня, умышляют исторгнуть душу мою».
Бичевание Иисуса имеет свою параллель в Книге Исаии (50, 6): «Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания».
Стих Пс. 68, 22 соответствует стихам Матф. 27, 34 и 48: «И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом».
Ритуальное омовение рук Пилатом соответствует стиху Пс. 25, 6: «…буду омывать в невинности руки мои и обходить жертвенник Твой…».
Тьма, которая, по свидетельствам евангелий, окутала всю землю от шестого до девятого часа, согласуется со словами Книги Амоса (8, 9): «И будет в тот день, говорит Господь Бог: произведу закат солнца в полдень и омрачу землю среди светлого дня».
Молитва из Псалтири (21, 2) – «Боже мой! Боже мой! для чего Ты оставил меня?» – является, согласно Евангелию от Марка (15, 34) и Евангелию от Матфея (27, 46), последней фразой Иисуса на кресте. Лука же, который не вложил этот последний крик отчаяния в уста Иисуса, сообщает, что последними его словами был стих Пс. 30, 6: «В Твою руку предаю дух мой…»

Можно привести множество других примеров.               
 Но большинство современных учёных видят отношения между Ветхим и Новым Заветом совсем по-другому .