Месть за любимую

Михаил Ханджей
Миниатюра из моих записных книжек


Историки не устают спорить, как часто Иван Грозный оказывался в объятиях наложниц, и сколько у него было жён. Бесспорным остается один факт – все женщины царя были обворожительно красивы.
         
               

На смотринах из огромного числа девушек, кокетливо улыбавшихся и пытавшихся привлечь внимание, царь выбрал ту, что не смела поднять на него глаз. То была «малышка Настенька» - шестндцатилетняя Анастасия Романовна Захарьева-Юрьева.


Митрополит Московский и всея Руси Макарий  3 февраля 1547 в Успенском соборе Московского Кремля во время венчания Ивана и Анастасии  провозгласил:

«Государь, люби и чти свою супругу, а ты, христолюбивая царица, повинуйся ему. Как святый крест — глава церкви, так и муж — глава жены».

 
 Так  «малышка Настенька» стала женой Ивана Грозного и, согласно церковному напутствию при венчании, любила своего супруга  жертвенно и всепрощающе до своей смерти— 28 июля (7 августа)года.


  Напротив, Великий князь, ставший в 16-ть лет царём, был  выдающимся  государственным деятелем, тираном и деспотом. Несмотря на острый ум, правитель обладал необузданным и буйным характером. Он был жестоким человеком, впадающим в крайности. Он не знал меры ни во власти, ни в забавах. Венчаный  царь-супруг, несмотря на тёплые чувства к супруге, гулял направо и налево, пил и развлекался, пока жена ждала его в своих покоях. Изменяя супруге, в алкогольном опьянении ещё и хвастался перед ней своим гаремом, как  распоследний мужик.

 Парадоксально, но скорого  на расправу царём, покорная  жена  управляла с удивительной кротостью и умом. Она не стала соратницей государю. Политика не входила в сферу её интересов. Уделом царицы Анастасии стали дети и домашний быт. Вероятно, она смогла дать своему мужу – человеку с очень непростым характером – то человеческое тепло и заботу, которого он был лишен с момента смерти матери Елены Глинской в 1538 году.
 
  И когда смерть прервала жизнь Анастасии, Иван искренне горевал. На похоронах её он рыдал и "от великого стенания и от жалости сердца" едва держался на ногах. Он с трудом мог сам идти за гробом. За руки царя вели брат Юрий и князь Владимир Старицкий. Не царь, а любящий муж горько плакал по любимой женщине.

  Её похоронили в Вознесенском соборе в Кремле. Могила находилась рядом с местом упокоения матери Ивана Грозного Елены Глинской.


Историки свидетельствуют:  «… умершей убо царице Анастасии нача царь яр быти и прелюбодействен зело».

 
Да, Иван  мстил за смерть супруги боярам, которым задавал вопрос:

 - А с женой вы меня пошто разлучили ? -

   
   И вскоре после похорон началась первая царская волна «репрессий» против «врагов престола».

 
В первую очередь удалили от двора и постригли в монахи Сильвестра.


 Адашева сначала отправили в Ливонию руководить войском, а вскоре — в Дерпт, где посадили под стражу. Там он заболел горячкой и скончался.


 Андрей Курбский же бежал в Речь Посполитую, чем спасся от лютой смерти.