За вынос

Алексей Першин
Предыдущий рассказ был за пронос. Да он так и называется. Этот за обратный процесс - вынос. Что нельзя адвокату выносить из изолятора временного содержания, следственного изолятора, исправительной колонии, тюрьмы?
В первую очередь - своего клиента-доверителя. Шутка. Как его оттуда вынесешь, даже если захочешь? Это Мальчика с пальчик можно засунуть в карман. И то, когда закончил работу с подзащитным выводной обязательно проверяет его наличие в следственном кабинете. Пока не обнаружат заключенного, адвоката (или даже следователя, оперативника) обратно, в свободный мир не выпустят!
Впрочем, такого уникального криминального Мальчика и содержать должны в особых условиях. А то ведь, как мышка-норушка прогрызет дырку в углу камеры (или воспользуется мышиной) и удерет!
Сразу возникает вопрос: если в "особых", то - каких? Наглухо запертом невентилируемом помещении? Он же размером, по сути - большой таракан! Что ему стоит по стенке добраться до форточки и на каком-нибудь кусочке малявы свалить на волю? А невентилируемом - нарушишь законные права и интересы следственно-арестованного!
Кстати! В соответствии с последним абзацем статьи 23 Федерального закона РФ № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" норма санитарной площади в камере даже на такого маленького зека составляет те же самые четыре квадратных метра, что и на обычного арестанта! Так что содержать его в личном сейфе начальника пенитенциарного учреждения никак не получиться! Кроме того, туда (после проводки освещения, монтажа вентиляции с окошком) умывальник и унитаз надо установить. А без санузла он немедленно там все загадит! Так, что потом не только все важные документы, а и сам "шнифер" выбросить придется!
И каким образом этого босяка на проверку показаний, на следственный эксперимент, на продление стражи, да на само судебное разбирательство вывозить? В бронированном кармане, закрываемом "на два оборота ключа"?
Лично я бы уже сейчас озаботился этой, пока еще гипотетической проблемой. Потому что у нас всегда так происходит: сначала нежданный инцидент, а потом авральный мозговой штурм по преодолению беды!
Считаю, что Уголовно-исполнительную систему предупредил и за возможные инциденты никакой ответственности не несу!
Далее. Нельзя выносить указания подзащитного его вольным подельникам по сокрытию следов преступления, оказанию давления на свидетелей, искусственному созданию алиби, продолжению преступной деятельности и передавать (устно или письменно) аналогичные противоправные просьбы и распоряжения.
Бывший подзащитный (видимо не вполне вменяемый субъект) освободившись из колонии и два года поразмыслив, пожаловался на меня в адвокатское образование. За то, что я больше двенадцати лет назад, еще в период предварительного расследования уголовного дела по его обвинению, отказался вынести из Зеленоградского СИЗО щепотку неизвестного вещества. Которым, его якобы травит сокамерник.
За период осуществления адвокатской деятельности (да и раньше во время службы в милиции) довелось повидать немало чудаков. Их через железобетонные перекрытия гипнотизировали соседи, волнами СВЧ облучали марсиане, соблазняли черти, пугали немецко-фашистские орды ворвавшиеся в социалистическую Москву через сорок лет после Победы... Многое повидал.
Поэтому предложил подзащитному подать заявление на имя начальника СИЗО и взялся проконтролировать его проверку. Потому, как даже согласившись на это предложение, каким образом легализую результат, даже в том случае, если это предвзятое и субъективное предположение подтвердится?
На первый же вопрос:
- Какое вы имели право без ведома администрации изолятора вынести эту субстанцию с режимной территории?
Разумно ответить не смогу.
На второй:
- Чем вы подтвердите, что получили данное зелье у вашего доверителя тогда-то и тогда-то, а не нашли у ближайшей помойки?
Только его словами. Если подтвердит. А если откажется и скажет что ничего не передавал? А если это провокация против адвоката? Возьму, а при выходе на КПП вновь проверят и обнаружится, что мне передали наркотик?
Так, без всякой злобы, для повышения результативности работы оперативной части!
Клиент наотрез отказался писать какие-либо заявления и я со спокойной совестью "умыл руки". А что должен был делать? Сам написать заявление, которое доверитель не желает подтверждать? Чтобы меня в лучшем случае посчитали дураком? А в худшем - направили письмо в Адвокатскую палату?
Так мол и так, похоже, что Ваш адвокат Першин умом тронулся! Жалуется, что его подзащитного травят, а заключенный это отрицает. Вы уж, приглядите за ним, может пора принять принудительные меры медицинского характера? Он с внутренними голосами, часом, не разговаривает? Чертей не гоняет? А то, знаете, всякое случается!
Тогда клиент успокоился, а через двенадцать лет вспомнил. Но забыл, что тогда сам от помощи отказался.
Так что сам я ничего не выносил, а вот у приятеля-коллеги лет двенадцать назад был такой случай. И хорошо, что прошел без крайне неприятных последствий.
Той зимой к нему обратился старинный друг-сослуживец по милиции. Бывший заместитель начальника территориального отделения по оперативной работе. Случилась беда: его сына "приняли" на приобретении пакетика героина. Безусловно подстава, но, как докажешь?
Экспресс-анализ подтвердил, что содержимое действительно является смесью диацетилморфина, ацетилкоденина с 6-моноацетилморфином в придачу. Однако сын оказался не только наркоман, а еще и хорошо потертый ржаной "калач".
После того, как дознаватель в служебном кабинете составила все необходимые процессуальные документы, а понятые расписались на конверте с изъятым веществом и собрались уходить, в создавшейся толчее и суматохе "подломил" этот конверт, попросился в туалет, а там одновременно с малой нуждой умудрился засунуть его за трубу писсуара!
Конечно, вскоре дознаватель обнаружила пропажу: хватилась, а конверта - нет! Вначале была версия, что его сквозняком сдуло. Отработали ее. Результат - ноль!
Взялись за подозреваемого. На всякий случай обшмонали. Это мероприятие положительных сдвигов тоже не дало. Дальше задержанного уговаривали, увещевали, давили на совесть, даже на жалость: "Нас же накажут!", но злодей неприступной скалой стоял на своем.
"Знать ничего не знаю! А у вас тут Барабашка не водится? Может, он спер?" 
Версию с домовым отложили на потом, когда остальные отработают. А сына-наркомана пришлось отпускать. Как его задерживать и на чем держать, если основной улики нет?
Но наказали крепко подумать, во избежание худших последствий, а завтра явиться с повинной (и с адвокатом, чтобы два раза не бегать!).
Вот такую "диспозицию" описал сыщик своему бывшему (а моему действующему) коллеге. С просьбой: сходить завтра с сыном к дознавателю, вынести этот конверт из отдела и уничтожить! Потому, как при более тщательном осмотре "места происшествия" пакетик героина безусловно найдут. А затем генетическая экспертиза докажет, что и потожировые выделения на нем оставлены его непутевым сынком!
- Ни хрена себе задача! - воскликнул адвокат, - А почему сын не спустил его в унитаз?!
- Так там нет унитаза, - пояснил интересант.
- Как это? В туалете нет унитаза?
- Так нет! Один писсуар. И дверей, кстати тоже нет.
- Во, дела! - поразился законник, - Чего только не повидал, даже туалет с одной трубой, без унитаза (его давно пропили!), но с таким не встречался! Тем более в отделе милиции!
- Это туалет для задержанных, - дополнительно разъяснил приятель, - чтобы из коридора было видно, что они там делают. А "по большому" их, очевидно, в другое место водят. Ну, что возьмешься? Мне больше не к кому обратиться, кроме тебя из наших никто больше в адвокатуре не служит...
Адвокат не стал набивать себе цену, устраивать истерику, кричать: "Ты знаешь, чем я рискую?!", а скромно взял пятерку (или десять тысяч, сейчас и не припомню) за стандартное соглашение, выписал ордер и на следующий день заявился в отдел. Даже раньше подзащитного.
К его удивлению и в означенном кабинете дознавателя на третьем этаже никого не обнаружил. В коридоре тоже никто не шлялся. Однако прямо напротив служебного помещения дознания, действительно наличествовала часть мужского туалета. Без окон, без дверей (как в загадке за огурец). С единственным писсуаром, за отводной трубой которого виднелся смятый бумажный сверток.
Коллега не стал дожидаться пока его кто-нибудь зафиксирует его пребывание в этом "заведении", а выхватил конверт, сунул его в карман и довольно быстро беспрепятственно покинул казенный дом.
Далеко не удаляясь узрел стандартную пластиковую будку уличного туалета, куда и заскочил с целью ликвидации вещдока. Этот момент зафиксировал припоздавший клиент.
Адвокат разорвал конверт, скинул его в зловонную дыру и тут раздался жуткий вопль подзащитного прохиндея:
- Только не бросай в унитаз! Только не бросай!
Юрист и не смог бы это сделать, потому, как никакого унитаза в этом сооружении не имелось. Был только помост с отверстием и все! Но эту душераздирающую мольбу он понял правильно.
Немного поколебавшись, скинул "чек" с "герычем" за отогнутый край гофрированного картона, которым был выстелен пол сортира, где он временно упокоился сокрытый от глаз сторонних посетителей. После чего с удовлетворением покинул клозет.
- Не бойся, он в углу, за картоном! - сообщил подзащитному, - Вообще-то стоило его тоже выбросить, так ты пойдешь искать новую дозу и влетишь! Да ты и так влетишь, если не бросишь эту дурь!
И они уже вдвоем уверенно проследовали обратно, в отдел.
На этот раз девушка-дознаватель оказалась на месте.
- Адвокат с подзащитным прибыли! - доложил защитник, - Каков план сегодняшней работы? Какие следственные или процессуальные действия намечены с нашим участием?
- Да, в общем-то действий никаких, - замялась дознаватель, - у нас пропало вещественное доказательство и есть подозрение, что его украл ваш подзащитный...
- Ты в самом деле его умыкнул?! - "обрушился" адвокат на доверителя, - Как тебе не стыдно! Верни немедленно!
- Да я ничего не брал... - промямлил наркоша не поняв притворно-грозного тона защитника, - Сами потеряли, а теперь на меня сваливают...
- Вот видите! - миролюбиво продолжил адвокат, - Он не брал! И я ему верю! А как вы докажете, что наркотик действительно был, если в натуре он отсутствует?
- Понятно... - упавшим голосом заключила дознаватель, - Вы свободны. Если потребуется еще вызовем.
- Куда же еще? - возмутился юрист-визитер, - А сегодня мы зачем приходили? На вас полюбоваться? Вы, конечно, симпатичная приятная девушка, был бы свободен - обязательно увлекся! Но! Со мной заключено соглашение на защиту этого юноши на стадии дознания, на этом основании я выписал ордер! Куда его теперь девать? Коту под хвост? Так покажите этого "кота", я ему туда и положу!
- Вы свободны! - повторила дознаватель, - Больше я вас не задерживаю.
Однако свое слово нарушила и адвоката "задержала".
Когда посетители спустились на первый этаж, их вихрем догнала с летящая с третьего "приглашавшая сторона".
- Защитник! Подождите! Клиент свободен, а вас просит на беседу наш начальник СКМ!
(Начальник службы криминальной милиции, так переименовали должность бывшего заместителя по оперативной работе).
Адвокат поднялся в кабинет, поздоровался, представился и присел в кресло.
- Я вас слушаю, - вежливо сказал он.
- Вы раньше в милиции не служили? - прищурившись вопросил начальник, - Мы с вами по работе или на совещаниях в МУРе не пересекались? Лицо ваше мне явно знакомо!
- Вполне возможно! - подтвердил защитник, - Мир вообще очень тесен!
- Тогда, коллега, вы должны меня понять: пропал наркотик из наших... так скажем оперативных запасов, его надо вернуть!
- Да я же его не брал?! - искренне возмутился адвокат, - Какие ко мне претензии?!
- Вы - точно не брали! - подтвердил начальник, - Он вчера пропал, в ваше отсутствие. И утащил его ваш подзащитный!
- А почему вы подозреваете именно его? Только потому, что он заинтересованное лицо? А если его унес кто-то из понятых? Которые тоже могут быть наркоманами! Это, отнюдь, не исключено!
- Как версия - да, но довольно фантастическая, - частично согласился начальник, - однако у задержанного были более веские причины на этот поступок.
- И что теперь делать? - спросил адвокат.
- Поговорите с вашим клиентом, убедите его вернуть наркотик! Как же мы дальше работать будем? Ему это зачтем, как добровольную выдачу!
"Ага, верните! А вы его тут же снова "примете"", - соображал защитник, - "Да еще и меня попробуете "прикрутить"! А то я вас не знаю! "Добровольная выдача"! А не вернет - вообще ничего не будет!"
Но вслух высказывать такие "карбонарские" идеи не стал, а кротко согласился:
- Да, конечно, безусловно поговорю.
Начальник оказал ему высший почет, проводив до самых дверей кабинета:
- Очень прошу! Как коллегу!
На пороге отдела адвоката поджидал порядком подмерзший подзащитный.
- Ну, как прошла беседа?
- Великолепно! - буркнул папин сослуживец, - Велели тебя колоть до самой задницы! Конечно ничего не вернешь, похоже, что "это" и самому "пригодится"! И учти - тебе здорово повезло, В следующий раз - точно сядешь!
Обратная дорога домой прошла нормально, если не считать момента, когда служебная милицейская собака в метро заинтересованно покосилась на адвоката. Но поскольку реальной дозы наркоты у него не было, она, видимо, среагировала на следовые остатки запрещенного вещества, которых явно не хватало для обозначения объекта, как подлежащего проверке.
Адвокат оказался провидцем: вскоре сына приятеля задержали вновь и "упаковали" на два года. По возвращению из мест лишения свободы он одумался и завязал с дурью.
- Может, я и зря все это сделал? - сокрушался коллега, - Осудили бы его тогда, так он раньше и героинить прекратил? Как ты думаешь?
- Наверное, - согласился я, - но, как понимаю, ты не мог отказать приятелю.
- Не мог! - подтвердил адвокат, - Вот, не мог и все! Хотя, если бы меня тогда цапнули... Лучше не думать!
Вот и я так считаю - лучше не думать. Но! Лучше и не делать.