От внештатного корреспондента до графомана

Виктор Кутуркин
          Писать в газету я стал во время срочной службы в армии  в 1966-68 годах.  Ракетный полк ПВО прикрывал базу атомных  подводных лодок на побережье Баренцева моря в заполярной Гремихе.  Штаб армии находился в Архангельске, там же издавалась армейская газета  "Часовой Севера".  К своим 19 годам-моменту призыва на службу, я окончил Ленинградский кинотехникум и отработал год по распределению в ПТУ мастером производственного обучения. Местом моей службы стал полковой клуб, в котором были киноаппаратная, радиоузел и фотолаборатория.
         Известно, что армейская газета - это прежде всего орган пропаганды и агитации и "Часовой Севера" вполне отвечал этим требованиям.  Газета  поступала во все подразделения нашей части, однако, ни в одном из номеров не было материалов о воинах моего полка и я решил этот пробел восполнить.
           Вспоминаю свое послевоенное детство;-мама работает  в школе и вместо ненавистного мною детского садика берет меня с собой на работу. С четырех  лет я провожу много времени в школьной библиотеке - сначала разглядываю картинки в книжках, затем складываю буквы в слова, позже читаю. Книги заменили мне другие игрушки, на которые просто не было денег в нашей семье,  ведь рос я без отца, а моим воспитанием занимались мама и бабушка.  Ничего нет удивительного в том, что любимыми предметами в школе стали русский язык и литература. С особенным удовольствием я писал школьные сочинения и изложения на заданные темы.  Скорее всего, именно эти навыки, выработанные в раннем возрасте,  позволяли мне позже без особого труда написать небольшой очерк или зарисовку о нашем полку. 
            Из под моего пера выходили материалы о боевой подготовке,  работе комсомольской организации,  о праздниках в нашей части.  Особое внимание я обращал на участие моих товарищей в спортивных соревнованиях.  С разрешения командиров я присутствовал на учениях, а некоторые фотографии мог послать в редакцию газеты "Часовой Севера",  где они нередко публиковались.    Из редакции мне приходили письма с рекомендациями и заданиями по освещению интересующих тем.  А в 1968 году в наш полк был командирован сотрудник редакции газеты  ст. лейтенант Рудин,  для проведения занятий с внештатными корреспондентами, которых у нас насчитывалось уже три человека.  В заслугу себе я могу отнести тот факт, что теперь солдаты и офицеры полка с интересом разворачивали каждый свежий номер армейской газеты,  ожидая увидеть материалы о своих сослуживцах, встретить знакомые фамилии.  Не скрою, что иногда шел навстречу  землякам-ленинградцам,  посылая в газету очерки о достойной службе своих друзей.  И друзья меня ни разу не подвели и не заставили  краснеть. Несколько моих публикаций были помещены в газете Ленинградского военного округа  "На страже Родины".
            Самое удивительное, что почти каждый месяц за свои публикации мне приходили гонорары. Это были скромные суммы в пределах 5-10 рублей, но для солдатика, получающего 3-80 и вынужденного покупать материал на подворотнички, гуталин, асидол, зубную пасту и пачку дешевого печенья это были совсем не лишние деньги.
              Ближе к концу службы я написал в редакцию армейской газеты о своем желании учиться на журналиста и главный редактор подполковник Виноградов написал мне рекомендацию и пожелал успехов при поступлении в Ленинградский университет. Согласитесь, уважаемый читатель, что у демобилизованного младшего сержанта,  ленинградца,  члена КПСС, имеющего подготовку фотографа-профессионала и рекомендации главного редактора армейской газеты, были шансы на поступление в университет. Однако, выйдя на "гражданку", я отнес документы в приемную комиссию института киноинженеров, продолжив изучать выбранную в юности интересную  профессию.
                Я работал во Дворце культуры, учился в институте, по окончании которого перешел на производство в объединение Скороход.  В этом многотысячном коллективе выходила ежедневная газета тиражом 10 тысяч экземпляров.  Штат сотрудников газеты насчитывал около 30 человек и это была самая крупная заводская многотиражка в городе на Неве. Ряд журналистов газеты впоследствии станут главными редакторами известных периодических изданий Ленинграда,  литераторами;  некоторое время в газете отработает Михаил Веллер. /читать "Башня Вавилонская"/.  Я работал начальником цеха и ко мне часто обращались корреспонденты газеты,  в поисках материала для очередного номера, интересовала их и партийная жизнь, -я был членом парткома предприятия. Иногда мог и сам написать в газету небольшую заметку о случаях, не терпящих отлагательства. К тому же в газете у меня была рубрика под названием "Светофор",  в которой я доводил до читателей обстановку с соблюдением правил движения на дорогах Московского района .  Информацию регулярно получал в районной автоинспекции.  В 1991 году пропагандистская деятельность на предприятиях была прекращена, исчезли парткомы и заводские многотиражки , отпала надобность а пропагандистах и агитаторах.  Казалось, что навсегда...  Однако, не прошло и десяти лет и опять становятся востребованы пропагандисты и агитаторы.  Такие наступили времена!
              В 2016 сын рассказал мне о сайте "Проза.ру", где я иногда публикую воспоминания. Никакого художественного вымысла - только правдивые истории о уважаемых мною людях, о интересных событиях из моей жизни,  о встречах с удивительными людьми, запомнившиеся на всю жизнь.   Некоторых посчастливилось видеть "вживую", а кое с кем даже побеседовать. 
            
              P.S.  Иногда, перебирая сохранившиеся старые вырезки из газет, ловлю себя на мысли: - А может быть следовало отнести документы в приемную комиссию факультета журналистики? Тогда, в далеком 1969-м году?