Святой Франциск Ассизский, ре-канонизированный

Вячеслав Толстов
           Весь мир любит влюбленного”, но не весь мир любит святого.
Наши сердца не радуются, когда мы видим нимб на титульном листе, и поэтому жизнями героев Церкви часто пренебрегают. Когда святой был должным образом канонизирован, это, как правило, является концом его жизни в
всеобщее уважение. Но иногда церковные и светские суждения
совпадают, и святой пользуется человеческим интересом.

Так было и со святым Франциском Ассизским, которому были оказаны высочайшие почести в своей церкви, он пленил воображение всего мира. Протестанты
соперничают с католиками в оказании ему почестей. Никогда еще его имя не было
более известным, а легенда о нем не повторялась чаще, чем в наши дни.
Он был реканонизирован.

Это возобновление интереса к Францисканской легенды все более
интересна тем, что она переносит нас в область столь отдаленную, от
которой мы, по привычке живём.

“И вот, было так, что, когда Франциск, слуга Господень,
радостно воспевал хвалу Господу, некие разбойники
набросились на него и яростно расспрашивали, кто он такой. И он ответил,
‘Я вестник Царя Небесного’. И разбойники напали на него
с ударами и бросили его в ров, говорят, лежат там, ты вестник
ничего!’ Когда они ушли, Франциск встал и пошел через
лес, громким голосом воспевая хвалу Создателю”.

Эти слова переносят нас в другой мир, отличный от нашего. Войти в тот мир
мы не только должны отложить в сторону наши легко запинающий грех, но наши легко
страдает добродетелей так же. Мы должны отбросить все благоразумие
добродетели, мы должны избавить наш разум от всех предрассудков в пользу науки
благотворительность и рационалистические схемы филантропии, и мы должны отказаться от
личная ответственность за прогресс современной цивилизации. С
таким препятствием паломник мысли, возможно, смог бы проникнуть так далеко
назад, в шестнадцатый век, но для него было бы невозможно
проникнуть в тринадцатый. Тот, кто хочет это сделать, должен сначала испить до дна
из Леты. Он должен выбросить из головы тех людей и события, которые были
отличительными чертами современного мира. Он должен забыть
Лютера и очистить его душу от всех следов Кальвина; каждое эхо
насмешки Вольтера, должно быть, затихли, и его разум, должно быть, изменился.
был сохранен незапятнанным в мире Ньютона и Дарвина.

Прежде всего, если он хочет погрузиться в социальные мечты тринадцатого
века, он должен забыть, что когда-либо слышал о такой науке, как
политическая экономия. Он должен отречься от ветхого Адама и всех его произведениях,--я
имею в виду Адам Смит.

Но по другую сторону Леты есть чистые источники и темные
леса, где прячутся разбойники, и где святые поют высокие
хвалы Богу, а за ними находятся “области тусклого восторга”, где они
они пропали из глаз своих учеников.

И, возможно, не будет напрасным отвлечься от рассмотрения
захватывающих вопросов наших дней, войти в этот тусклый мир и взглянуть
на него глазами его самых истинных святых. Их глаза были слепы
ко многим вещам, которые мы видим ясно, но они видели некоторые вещи, которые мы не всегда видим
во всяком случае, это были глаза--

 Они прекрасны за пределами моего понимания.,
 За пределами всякого знания о них, они замечательны.,
 Прекрасны в свете святости.

Поэтому Франциск Ассизский представляет особый интерес для каждого изучающего
Христианство и для каждого изучающего этику. Для изучающего
Христианство он предстает как человек, который, хотя и не является ни богословом, ни
реформатором и которому нет места среди интеллектуальных лидеров
человечества, обладает бесспорным духовным лидерством. Его место - это место
маленького ребенка, которого Иисус поместил посреди Церкви и о котором он сказал: “Таковых есть царство Небесное”.

Для изучающего этику святой Франциск представляет интерес, потому что, хотя он и отличался непобедимым невежеством в области научной этики, все же реальный акцент в его жизни и учении был сделан на прекраснейшем виде этического идеализма. Мы вспоминаем строки Шекспира:--

 Любовь слишком молода, чтобы знать, что такое совесть,
 Но кто не знает, что совесть рождается из любви.

Есть некоторые символы, и Святой Франциск из них, которые принадлежат
так что совершенно для своего возраста, что мы не можем забрать их из их
среды. Красоту их жизни, как какая-то застенчивая дикий
цветок, который не переносит пересадки. Если мы хотим наслаждаться им, мы должны пойти туда, где он растет. Чтобы оценить эти черты, нам нужны не критические знания, а творческое сочувствие.
Существует старая ирландская легенда о молодом герое, который приплыл в далекую страну и женился на прекрасной принцессе. Живя там, он наслаждался
вечной молодостью, и три столетия пролетели так, словно их и не было
всего лишь три года. Затем пришло страстное желание вернуться в свою родную землю.После долгих упрашиваний его прекрасная жена разрешила ему вернуться при одном условии: он не должен слезать с белого коня.
конь, который она ему дала. Князь вернулся, но езда в молодости
сила и красота по знакомым Земля, наконец он забыл
состояние. Спешившись, его ноги коснулись земли, и
чары рассеялись. Внезапно он осознал течение времени. Его
друзья, герои его юности, были мертвы и забыты. Он был очень
старый; его сила засохла. Радостное язычества, в котором он
была выведена путем скрещивания были отогнаны. Он видел процессии монахов и
монахинь, и слышал звон церковных колоколов, и видел над всем тень
креста. Он принадлежал к старому порядку, который ушел в прошлое, теперь
судьбы страны были в руках новых людей.

Отчасти такую же осторожность следует соблюдать тем, кто хочет увидеть
святого Франциска, которого люди давным-давно любили и которому поклонялись. Он воплощение средневековой доброты. Давайте остерегаться разочарования
буквализма, чтобы внезапно лучезарная юность не исчезла, и мы не увидели только реликвию ушедшей эпохи.Давайте не будем оглядываться на святого Франциска. Давайте остановимся в начале тринадцатого века и посмотрим вперед. Давайте разделим мечту о юноша, который шел по лесу, воспевая хвалу Богу.
Никогда еще превращение мирских амбиций в духовные не было описано
так ярко, как в легенде о святом Франциске, Тремя Спутниками. Мы видим Франциска, веселого сына Питера Бернардоне, купца из Ассизи, превращенного в рыцаря Леди Бедности.  -“Затем, несколько лет спустя, некий дворянин из города Ассизи снабдил себя военным снаряжением, чтобы отправиться в Апулию, чтобы увеличить свою прибыль в размере денег и славы. Услышав это, Франциск захотел пойти с ним и быть посвященным в рыцари неким графом, язычником по имени; поэтому он делал готовые изделия настолько дорогими, насколько мог, будучи беднее богатством, чем его согражданин, но более щедрым. Однажды ночью, когда он отдал все свои мысли осуществлению этого и был охвачен
желанием совершить путешествие, его посетил Господь, который
привлекает его, как жаждущего славы, к вершине славы посредством видения
и возвышает его. Ибо в ту ночь, когда он спал, ему явился некто,
назвавший его по имени и приведший во дворец прекрасной невесты,
очень приятный и полный рыцарских доспехов, а именно сверкающих щитов
и другая одежда, висящие на стене в его ждали рыцари
accoutre их при этом. И хотя он, весьма радовался, дивился,
тихо сам в себе, что бы это могло быть, он спросил, чьи же были эти
оружие мигает с таким великолепием и так приятный дворец? И
ему был дан ответ, что дворец и все, что в нем, принадлежит
ему и его рыцарям. И, таким образом, проснувшись с радостным сердцем, он
встал рано.... И так намного веселее, чем по своему обыкновению он выглядел, что многие удивляясь себе, и спросил его, откуда он такой радости, к которым он отвечал: “я знаю, что я должен быть великим князем.”

Не чувство греха послужило началом новой жизни для этого беззаботного итальянца. Скорее, это было чувство более высокого уровня
рыцарства. К нему пришло еще одно видение. Чей-то голос спросил: “Кто может сделать для тебя больше, господин или слуга?’
“И когда он ответил: ‘Господь’, тот другой снова сказал ему:
‘Почему же тогда ты оставляешь господа ради раба и богатого
господина ради бедного?’... Затем, проснувшись, он начал серьезно обдумывать это видение. И точно так же, как в первом видении, он был, так сказать,
совершенно выведен из себя своей великой радостью, жаждая мирских благ.
к счастью, в этом видении он полностью ушел в себя, удивляясь его мощи и медитируя так усердно, что больше не смог уснуть той ночью.”
Наконец новое видение обрело форму восторженного образа жизни. В церкви
Франциск услышал слова Евангелия: “Не берите ни золота, ни серебра"
ни денег в кошельках ваших, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха.
Дальше ему слушать не нужно было. Выбросив свой кошелек и надев
одежду крестьянина, он отныне посвятил себя не просто служению бедным, но поклонению Бедности. Данте в незабываемые слова описывали эту любовную преданность.
 Ибо он в юности навлек на себя гнев своего отца.
 За некую Женщину, которой до самой смерти
 Врата наслаждения никто не откроет.;
 * * * * *
 Затем день ото дня он любил ее все пылче.
 Она рассталась со своим первым мужем, презираемая, никому не известная.,
 Тысячу, сто и более лет
 Ждала без поклонника, пока он не появился.
 * * * * *

 Так что, когда Мария все еще оставалась внизу,
 Она взошла с Христом на крест!
 Но я не могу продолжать слишком мрачно.,
 Франциск и Нищета для этих двух влюбленных
 Впредь употребляй в моей речи слово "рассеянный".
 Их согласие и их радостное подобие
 Любовь, удивление и нежное отношение,
 Они сделаны, чтобы быть причиной святые мысли.

Фрэнсис и бедность-эти два, казалось действительно странным ХХ века глаза. В эпоху, когда филантропия стремится к искоренению бедности и призывает к своей помощи просвещенный эгоизм трудно понять того, кто приветствовал бедность как благословенное состояние. “Ни один человек, - сказал ученик святого Франциска, - никогда не был так жаден до богатства, как он до бедности”.

Мы слышим, как святой Франциск беседует с братом Львом о совершенном
блаженстве. Оно заключается не в знании, не в силе и даже не в способности
обращать неверных в Святую Веру. “Когда мы придем к Святой Марии Ангелов,
мокрые от дождя, измученные холодом и голодом, и мы постучим в дверь, и привратник спросит: ‘Кто вы?’ и мы ответим: ‘Мы твои братья’, а он скажет: ‘Вы лжете, вы два негодяя, которые обманывают людей и воруют
от бедных’ - если, когда он оставит нас в холоде и сырости, мы будем
терпеливо терпите и говорите про себя: ‘Возможно, привратник правильно прочитал нас’, - тогда, о брат Лев, ты можешь сказать: ‘Здесь кроется совершенное блаженство”.
Мы слышим страстную молитву: “О Господь Иисус, укажи мне пути
бедности, которые были так дороги тебе. О Иисус, избравший быть бедным,
милость, о которой я прошу тебя, - это дать мне привилегию бедности и
обогатиться твоим благословением ”.
Это не нрав простого аскетизма. Святой Франциск был в
закал более эпикурейской, чем стоиком. Он был любителем наслаждения
и не довольствовался какой-либо удовольствия, чем он
задуманный как высший. Аскет был заинтересован прежде всего в
спасении своей собственной души. Богатство и комфорт были искушениями
дьявола, чтобы обмануть его и лишить его будущей награды. Отшельник принял
бедность как трудный путь на Небеса; для святого Франциска это был сам Рай.

“Собственность - это грабеж”, - сказал бы он, но не в том смысле, в
котором современный коммунист использовал бы эти слова. Это грабеж не
ближнего, а самого себя. Мы считаем само собой разумеющимся, что богатство - это добро, а бедность - зло. Нет, сказал бы святой Франциск, есть
нет ничего хорошего, кроме того, что полезно для души. Хорошо быть смиренным,
сочувствующим и благодарным. Хорошо сознавать присутствие Бога повсюду
и быть близким к самому низкому из его созданий. Средства
получения этой благодати ближе крестьянину, чем князю. Есть
некоторые вещи, которые помогут сделать покупает. У богатого человека есть свой комфорт, свой защищенный дом, своя группа друзей и иждивенцев, свои слуги и свои обширные владения; ему принадлежит кротость, которая наследует землю. Святой Франциск находил радость в жертвоприношениях и аскетизме, которые другим было так больно. Преобладающая нота - это нота радости.
Посреди своих покаяний он беззаботен. Он истолковал более
буквально, чем у нас слова: “Не заботьтесь о завтрашнем дне”.
В Умбрии и Галилее возможны вещи, которые кажутся невероятными
невыполнимыми под переменчивым небом Новой Англии. Трезвая проза религии
может быть переведена на все языки и подтверждена любым человеческим опытом
но есть идиллическая поэзия религии, которая принадлежит
только климату, в котором эта поэзия родилась. “Маленькие Цветочки
Св. Франциск” вырос из той же благодатную почву и на тех же
"чистое небо", в которой появились ландыши, что Иисус любил.

Святой Франциск всегда носил его нимб с легким изяществом. Несмотря на
бичевания и посты, он был беспечен и жизнерадостен. Он был
странствующий святой, такой же романтичный, как любой странствующий рыцарь из всех.Он был любителем духовных приключений и с удовольствием предпринимал попытки совершить невозможное.Для святого Франциска добровольная бедность означала духовную свободу. Проповедник больше не зависел от могущественных покровителей, богатых прихожан или даже на непостоянной толпы. Миссионер не нужен миссионер совет. Ему не пришлось ждать здание церкви было построено и
на кафедре должен быть подготовлен. Даже Отшельничество было излишеством. “Истинный отшельник, - сказал святой Франциск, - повсюду носит с собой свою келью”. И поэтому он и его ученики проповедовали и ни у кого не спрашивали разрешения. Они бродили по всем закоулкам Италии, провозглашая, что Бог был на полях так же, как и в церквях. Войдя в деревню, брат Фрэнсис обычно
говорил: “Любите Бога и покайтесь, добрые люди. Любите Бога и покайтесь”. И
Брат Эджидио сказал бы: “Да, добрые люди, делайте, как говорит брат Франциск
, ибо он говорит то, что правильно”.

И если не было людей, которым можно было бы проповедовать, всегда были наши сестры, птицы, и время от времени появлялся злой волк, который поддавался
моральным убеждениям. Мы улыбаемся такому способу проповеди каждому существу, но это так же, как мы улыбаемся особенностям того, кого любим.
Многие проповедники, которые ограничивали свои проповеди человеческим родом, вкладывали меньше здравого смысла в свои проповеди и проявляли меньшее понимание причин греха, чем Франциск в своей беседе с волком из Губбио.
Жители, пострадавшие от его набегов, ненавидели его за
его волчьи беззакония. Святой видел, что причина зла была
экономической, а не моральной. Он был волком с правильными мыслями; проблема была в том, что он был голоден. Святой Франциск заключил с ним мирный завет.
“Брат волк, поскольку тебе угодно заключить и поддерживать этот мир,
Я обещаю вам, что пока вы будете жить, вы не должны страдать
голод, потому что я знаю, что голод вызвал ваш каждый
преступление. Но так как у меня есть для тебя эту милость, я требую, брат
Волк, ты обещаешь никогда больше не причинять вреда ни одному человеку, ни одному зверю. Ты обещаешь?" - Спросил я. Ты обещаешь? И святой Франциск протянул вперед свою руку, волк поднял правую лапу и дал ему клятву веры
как мог ”.Именно в том же духе святой Франциск отправился на свою миссию
к султану. Крестоносцы отправились уничтожать неверных.
Франциск, в простоте своего сердца, подумал, что лучшим способом было бы
обратить их. Ни один из способов не оказался полностью эффективным, но
безусловно, последний план был более христианским.
В истории проповедничества было много превратностей.
Иногда проповедник был философом, иногда адвокатом,
иногда он принимал тон делового человека. В проповеди святого Франциска мы возвращаемся во времена странствующих менестрелей.
“Так велика была сладость и утешение его духа, что он
позвал брата Пацификуса, которого мир называл Королем стихов
и Учтивым Доктором песни, и пожелал отправить его с другим
монахи, чтобы вместе идти по миру, проповедуя и распевая
“Хвала Господу”. И он пожелал, чтобы тот из них, кто был
лучшим проповедником, сначала проповедовал людям, а когда проповедь
закончится, все остальные вместе воспоют “Хвалу
Господь”, как менестрели Господа; и в конце он пожелал, чтобы проповедник
сказал людям: ‘Мы - менестрели Господа, и награда
мы просим вас лишь о том, чтобы вы обратились к истинному покаянию”.
Неудивительно, что люди любили брата Франциска, когда он принес им
религию таким образом, и что вокруг него собиралась
 Толпа пастухов с такими же загорелыми лицами
 Как можно прочитать в Аркадии книг.

Со всеми его святыми аскезы Святой Франциск всегда был джентльменом.
Даже самые восхищенные биографы не могут скрыть свою человечность. В
Жития святых не содержат многих таких инцидентов, как в
в главе “зеркало совершенства” право“, как он утешал больного
Стать монахом, съев с Ним виноград.” Это было мелочью, но я
уверен, что святой Доминик никогда бы до этого не додумался. Монах
переусердствовал с умерщвлением плоти и заболел.
“Блаженный Франциск сказал себе: ‘Если бы этот монах ел спелый виноград
утром я верю, что он бы вылечили!’ И, как он думал, так он
сделал. Встав рано утром, он тайно позвал монаха и
отвел его в виноградник неподалеку от того места, и, выбрав виноградную лозу, на которой был хороший виноград, пригодный для употребления в пищу, он сел у виноградной лозы с монахом и начал есть виноград, чтобы монаху не было стыдно есть его в одиночестве .... И все дни своей жизни этот монах помнил жалость
и сострадание, проявленные к нему благословенным Отцом, и рассказывал, что
случилось с другими монахами ”.
Это был век чудес, но святой Франциск никогда не позволял им твориться
загромождают его маленький мирок. Они должны сохранить свое место. Когда брат
Питер умер в великой святости, ему сразу же стали поклоняться как святому.
Огромные толпы пришли к его могиле, и было совершено много чудес. Это
было хорошо, но во всем должна быть мера. И вот однажды св.
Франциск подошел к двери гробницы, и его самый убедительный голос
сказал: “Брат Питер, при жизни ты проявлял совершенное послушание. Знай
, что твоих братьев беспокоят толпы, которые приходят к твоей могиле.
Я повелеваю тебе святым послушанием, чтобы ты больше не творил чудес”. И
с того дня брат Петр воздерживался от какого-либо вмешательства с
порядок природы.Истинный сын Церкви, но из-за не от мира сего
своей натуры Франциск с самого начала вышел за пределы сферы
церковности и жил в свободе духа. В эпоху, когда ритуализм торжествовал, он избрал священническое служение. В то время, когда высшее благочестие должно было проявляться в строительстве и украшении церквей, он настаивал на высшей благодати милосердия.Когда ему представился случай нуждаться, он сказал: “Продай украшения на алтаре Пресвятой Девы. Будьте уверены, что она была бы более довольна иметь свой алтарь без украшений, чем видеть, что Евангелие от
ее Сына больше не ценится ”.
У папы Иннокентия было много людей, которые приходили с амбициозными планами. Всегда были монахи, которые хотели быть аббатами, и священники, которые хотели быть епископами.Но однажды брат Франциск пришел, желая, чтобы ему и некоторым бедным братьям было позволено жить по правилам Евангелия.
Их не устраивало быть бедными в соответствии с общепринятыми традициями
великих монашеских учреждений, где корпоративное богатство сочеталось с
индивидуальная бедность. Их бедность должна быть реальной. Почти все было
организовано вокруг казны. Они хотели бы организовать братскую жизнь.
доброта, терпение, смирение и любовь согласно их собственным законам.
И этот запрос был сделан настолько просто, что Папа Иннокентий ничего не могли сделать но даруй это, хотя он сделал свои собственные амбиции выделиться в поразительной контраст.
 * * * * *

Жизнь святого Франциска была очень средневековой, что было всего лишь другим способом сказать, что его идеализм не был уравновешен научным характером. Мужчины в те дни ему нравились парадоксы, и он не довольствовался полумерами. Его опыт отличался от нашего. Он не сталкивался лицом к лицу с
бедностью трущоб наших больших городов. Это была бедность
Умбрии. Это была бедность, которая была знакома с голодом и носила
грубую одежду, но у нее была свобода полей и открытых
дорог. У нас есть проблемы, чтобы решить, с которой он был знаком.
Еще там что-то в его дерзкий парадокс, который привлекает нас. Под
все ее экстравагантность есть стойкость в радостном поклонении мой
Леди Бедность. Ибо что такое поклонение? Это, в буквальном смысле, признание ценности. Это признание внутренних ценностей. Именно здесь современный человек начинает не доверять самому себе. Он был удивительно
успешен в достижении своих желаний, но желал ли он лучшего
вещей? На пике своих достижений он не может удержаться от вопроса: “В конце концов, стоит ли это того, чего стоило?”Все складывается не так, как ожидалось. Жизнь, посвященная личной выгоде, вероятно, вызовет разочарование. Целое сообщество, у которого нет другого способа оценить ценность, кроме увеличения богатства это еще более разочаровывает. У него нет надлежащих средств управления. A плутократия - это всего лишь другое название моральной анархии. Особые интересы становятся невыносимо доминирующими и берут верх над общим благом. В обществе, где все измеряется деньгами, где ограничение
для деспотизма? Что мешает богатому человеку скупать своих
соседей и использовать все их таланты для достижения своих собственных узких целей? Он в состоянии заплатить за лучшую еду, питье и кров. Почему он не может подчинить своей воле лучшие человеческие способности?
Ответ исходит от иконоборцев, которые смело нападают на идолов
с рыночной площади. У них есть то, что не продается, и они
могут позволить себе посмеяться над теми, кто предложит самую высокую цену. Они не просят об одолжениях.Они, вероятно, неопытны в мирских делах, но
мир боится их, как боится всех сил, которые он не может понять.
Они не подталкивали и не угрожала, ибо они узнали, что это можно быть счастливым и бедным.
Миледи бедности до сих пор ее поклонники. Она уже давно пользуется уважением
преданность настоящих художников. Человек науки серьезно признает ее заслуги
и без стыда признается, что слишком занят, чтобы зарабатывать деньги.
Есть государственные деятели, которые приводят в отчаяние партийных менеджеров. потому что, когда возникает вопрос: “Что мы можем для вас сделать?”, они отвечают: “Ничего”. Время от времени происходит то приводящее в замешательство явление, которое мы называем гениальностью. Оно нарушает все расчеты и отказывается подчиняться закону спроса и предложения. Второсортное может быть куплено, но самое лучшее отдается. Время от времени из-за
наших традиционных правил приличия появляется идеальный джентльмен. Он был бы
украшением самых привилегированных кругов, если бы у него не было страсти к
лучшее общество, и он узнал, что лучшее общество-это не
эксклюзив. Он принимает участие в самых отдаленных человека, и находит свою радость в общении те, кто стремятся и изо всех сил. И растет число любителей природы, которые проникаются религиозными чувствами, которые святой Франциск выразил в “Песне о тварях”. Они любят того, кто может поклоняться на открытом воздухе и говорить фамильярно о Мастере Солнце, Брате Ветре и сестре Воде. Когда они сидят вокруг своих походных костров, они от всего сердца присоединяются к восхвалению Брата Огня. “Он веселый, крепкий, сильный и сообразительный”.
Они любят перечитывать историю о том, как святой Франциск и брат Массео
остановились в полдень под деревом, где был широкий гладкий камень, который
служил столом для их простой трапезы. Рядом был источник с холодной водой.
“Какое сокровище у нас здесь!” - воскликнул Франциск в восторге.
- Отец, - ответил брат Masseo: “как вы можете говорить так, когда у нас нет
скатерть ножом или чашку!”
Брат Массео разделяет мнение большинства, но остается
все большее число истинных францисканцев. Святой Франциск - святой покровитель тех, кто верит в Природу, а также в Благодать. Несмотря на все его мы любим его за то, что он олицетворял богему благочестия.