Переход с контактов на электронику 08

Сергей Лихачев 58
   Батарейное зажигание посредством контактной пары самое простое и надежное, но не стабильное на малых оборотах и требует обслуживания.
   Батарейное зажигание посредством электронных коммутаторов, более сложное но  стабильное. При отказе чаще всего требует замены коммутатора. В связи с высокой его тепловой нагрузкой.
   Многие умельцы - автолюбители пытаются найти способ усиления воспламенения смеси в цилиндре двигателя, поскольку от эффективности горения смеси и уменьшения времени ее горения, зависят, и холодный пуск, и мощность двигателя, и расход двигателем топлива. Но почему то забывают, что бесполезно усиливать то, что уже и без того давно усилено.
   Рассмотрим работу контактной пары конденсатора и катушки зажигания.
При замыкании контактов катушка зажигания накапливает энергию при установившемся в ней токе. В момент разрыва контактов напряжение на конденсаторе отсутствует. Протекающий по катушке электрический ток, начинает заряжать конденсатор и напряжение на нем растет, до напряжения пробоя свечи зажигания 12 кВ. При этом на нем устанавливается напряжение 12000/Ктр = 153 В. (для Б 117 Ктр. = 78,5). Затем происходит горение разрядной дуги в свече зажигания 0,5-0,6 мС. Напряжение на свече зажигания падает до 1,6-2,4 кВ, в зависимости от величины зазора в свече зажигания. Вместе с ним падает и напряжение в низкоомной обмотке катушки зажигания. Конденсатор начинает разряжаться на активное сопротивление низкоомной обмотки катушки зажигания. Вся накопленная ранее энергия конденсатора, расходуется на нагрев низкоомной обмотки катушки зажигания, вызывая в ней колебательные процессы. КПД контактного зажигания может составлять 60 - 75%, без учета потерь в высокоумной обмотке, в зависимости от величины конденсатора от 0,25 до 0,5 мФ. Чем меньше величина емкости конденсатора, тем выше КПД системы зажигания, но при этом, становится больше вероятность подгорания контактной пары прерывателя и меньше срок ее службы.
Электронный коммутатор не требует наличие конденсатора, либо допускается наличие много меньшей емкости, что снижает потери в низкоомной цепи катушки зажигания, и увеличивает КПД устройства.
Переход от контактного зажигания 01 (или любого другого), на электронное зажигание 08 коммутатора, можно осуществить без датчика холла и замены катушки зажигания. Для этого нужно использовать управление 08 коммутатором посредством несложного инверсного повторителя управляемого контактной парой штатного прерывателя, который можно изготовить самому.
Плюс 12,6 от зажигания, через 0,3 - 1,0 кОм подается на подвижный контакт прерывателя, с него через 51 кОм + подается на базу транзистора КТ 315, эмиттер которого соединен с корпусом. С коллектора КТ 315 через сопротивление 2,0 кОм, подается управление минусом = корпус, при открытии транзистора КТ 315, на вход № 6 коммутатора 08. Разъем № 2 и 3 корпус. Разъем № 4 +12,6 В. зажигание. Разъем № 1 - выход коммутатора на катушку. Разъем № 5 не нужен, на нем + 5 В. для питания датчика холла.
   Таким способом можно самостоятельно повысить энергию искры в 1,3-1,4 раза, при работе с 01 катушкой зажигания. Что для степени сжатия двигателя 8,5 вполне достаточное увеличение энергии искры.
   Можно так же поставить и 08 катушку зажигания, вместе с распределителем и датчиком холла. Но при этом энергия искры не увеличится, а наоборот уменьшится. Индуктивность 08 катушки много ниже чем у 01 (в 2,4 раза), а прирост тока в 08 катушке на 20%, не способен компенсировать низкую ее индуктивность. В итоге Вы получите МИНУС накопления энергии катушкой зажигания в 2 раза. Но работать будет, почему нет?! Вопрос только КАК, будет работать.
   Если у Вас стоят провода высокого напряжения и свечи, с сопротивлением внутри них. То по факту Вы получите снижение мощности искры и от этого фактора. Что полезно для инжектора, то карбюратору смерть (потери энергии 20%).
   В то же время, Вы рискуете получить отказ коммутатора при работе с 08 катушкой, и сможете вернуться на прежнюю систему зажигания, только по возвращению 01 катушки зажигания и штатного прерывателя распределителя в работу.
   Если все сделать самостоятельно и с использованием штатного оборудования, то для возврата на контактное зажигание, достаточно отключить коммутатор от катушки зажигания и подключить ее и конденсатор к подвижному контакту прерывателя. Пять минут, и снова в путь! Перестраивать угол раскрытия контакта прерывателя, и заново устанавливать угол момента зажигания не требуется.
   Почему то все считают, что менять элементы нужно всегда все вместе, иначе они не работают. На самом деде работа 08 коммутатора с 01 катушкой намного более надежна. И при этом Вы получите хорошую стартерную искру при напряжении пуска двигателя 10,4 В. За счет отсутствия конденсатора и потерь энергии искры через необходимость его присутствия в цепи катушки зажигания.
   Владельцам 08 коммутаторов.
В летнее время, и особенно в сильную жару, и особенно в пробках при длительной работе двигателя на ХХ. Для «спасения» Вашего коммутатора рекомендую поставить последовательно в цепь питания катушки зажигания галогеновую лампу Н3 - 55 Вт. Она «спасет» Ваш коммутатор от перегрева и выхода его из строя.
Или поставьте 01 катушку зажигания, и тогда Вы навсегда забудете о возможности отказа коммутатора 08. Скорее датчик холла может размагнититься и отказать!