Военные раввины США

Геннадий Шлаин
 Военные раввины США

П р е д и с л о в и е

       С вступлением США во Вторую мировую войну, резко увеличился набор в американскую армию (её численность составляла: 1939 г. – 170 тыс., 1941 – 1 млн., 1944 г. – 10 млн. человек), и среди призывников оказалось немало верующих евреев. Для удовлетворения их религиозных потребностей на военную службу были призваны и молодые раввины. Эта должность называлась "религиозный офицер" (капеллан, соответствовала званию "лейтенант" и относилась к религиозному подразделению, включавшему представителей различных конфессий. В обязанности такого офицера входила религиозная, психологическая и культурная помощь солдатам-евреям. Среди представителей иудейской религии были приверженцы, в основном, консервативного и реформистского направлений. Они следили за использованием религиозных атрибутов (мезузы, талиты и т.п.), за кошерностью пищи, проводили различные церемонии (праздники, свадьбы, похороны).
      В конце 1941 года в американской армии служило около 30 раввинов. Из-за значительного призыва солдат-евреев перед высадкой союзных войск в Европе, их количество увеличилось до 311. Службу таких офицеров контролировала военная организация CANDA (комитет религиозных обрядов в армии и флоте). Военные раввины действовали исключительно среди солдат-евреев, и никоим образом не касались гражданского населения.

З а б о та   о б   у ц е л е в ш и х

       Высадившись летом 1944 года в Нормандии и продвигаясь с боями на восток, американские дивизии, в составе союзных войск, к началу 1945-го вступили на территорию Германии. Тут они обнаружили концлагеря, где находились уцелевшие, но истощённые до крайности, узники, которых фашисты не успели уничтожить. Некоторые лагеря уже не охранялись, поскольку при приближении союзников немецкие солдаты просто разбежались, но к некоторым "фабрикам смерти" пришлось прорываться с упорными боями.
       Значительную часть измождённых полуживых узников составляли евреи – мужчины, женщины, дети, доставленные сюда, для рабского труда и последующего уничтожения, из разных стран оккупированной Европы.
     Военные раввины оказались среди первых американских солдат, которые встретились с такими выжившими людьми. Многие из раввинов тут же начали помогать этим, не сразу поверившим в спасение, несчастным, иногда даже вопреки армейским приказам. Они делали это не только потому, что среди уцелевших узников было много евреев, но также из-за того, что армейское командование, выполнявшее в первую очередь боевые задачи, просто не могло в достаточной степени заниматься людьми, нуждавшимися в экстренной поддержке.
      Раввин Юджин Лайфман был одним из тех, кто посвятил много времени организации посильной помощи недавним узникам. Он вспоминал, что, когда был призван в армию в 1944 году, в США уже имелась информация о судьбе евреев Европы. Однако тема встречи с уцелевшими пленниками не обсуждалась в школе подготовки военных раввинов, не упоминалась в инструкциях или на инструктажах перед отправкой на операцию в Нормандию.
      Реформистский раввин Авраам Клаузнер (1915-2007) стал одним из посредников между спасёнными людьми и армейским командованием. Он прибыл в концлагерь Дахау (16 км северо-западнее Мюнхена) в мае 1945 года и немедленно начал заниматься снабжением недавних обречённых документами, справками о пребывании в лагере и распределением предметов первой необходимости. От него получили различную помощь около 30.000 человек. Этот раввин даже выпрашивал у командования автомобили, чтобы перевезти, освобождённых из концлагерей людей, которые превратились в беженцев, в так называемые "лагеря для перемещённых лиц". Это были места, созданные союзными войсками, где недавние узники всех национальностей, которым некуда было идти, ожидали решения о своей дальнейшей судьбе.

      Американские старшие офицеры не всегда понимали, почему многие евреи не хотели возвращаться в Польшу, Венгрию, Украину, или Белоруссию, откуда были доставлены в концлагеря. Немалая часть спасённых помнила, как были пойманы в тех странах немецкими оккупантами и отправлены за колючую проволоку при активной помощи польских, украинских или венгерских соседей. Они не сомневались (а оно так и было), что их нехитрое имущество разграблено, а дома уже заняты теми же соседями. Недавние узники отказывались находиться в больницах, где работали оставшиеся немецкие медики, помня о мучительных экспериментах, проводившихся над ними людьми в белых халатах. Американцы ещё не знали о домогательствах и насилии, которым подвергались заключённые в "фабриках смерти" со стороны немецких, польских, украинских надзирателей. Уже после освобождения, в одном из городков, где находился лагерь для перемещённых лиц, военные раввины, за неимением синагоги, намеревались провести субботнюю молитву на одной из площадей. Бывшие узники-поляки, узнав об этом, пригрозили устроить погром. Не желая накалять обстановку, армейское командование нашло небольшой зал для совершения религиозного обряда.
       Большинство армейских командиров понимали ситуацию, в которой оказались освобождённые узники-евреи, поэтому поддерживали действия раввинов или, по меньшей мере, закрывали глаза на мелкие нарушения армейского порядка. Раввины же сами определяли характер и виды своей деятельности, исходя из возможностей и ресурсов. Посещая лагеря для перемещённых лиц, служители иудейской религии помогали всем, и евреям, и людям других национальностей. Из своей зарплаты по армейским скидкам они покупали для них продукты и одежду, понимая, что этой скромной помощи абсолютно недостаточно.

Е в р е й с к и е   о б щ и н ы

         Несмотря на обязательное выполнение своих должностных действий и заботу об уцелевших узниках концлагерей, военные иудейские духовники находили время и для помощи в восстановлении еврейских общин. Консервативный раввин Айзик Кляйн (1905-1979) откликнулся на просьбу, уцелевших евреев из французского города Реймса, временно исполнять обязанности местного раввина. Он организовал работу синагоги и вместе с коллегой Гиршем Либзаром проводил там богослужения, создал учебный класс (хедер) для еврейских мальчиков и позаботился об учебниках.  В городке Шартре (юго-западнее Парижа) Кляйн нашёл 12 еврейских семей с окрестных посёлков, которые жили по поддельным документам как христианские семьи и не знали друг друга. Сделал он это весьма изобретательно: сел на скамейку на центральной площади городка, на голове его была каска с эмблемой военного раввината, а в руках держал газету на языке идиш. В течении часа вокруг него собрался десяток таких скрытых евреев, удивившихся, что их недавние соседи-французы оказались такими же иудеями, как и они.
         В свободные минуты военные раввины писали письма в свои общины в Штаты, отчёты в различные еврейские организации, статьи в газеты, где сообщали о тяжёлом положении евреев-беженцев в полуразрушенной Европе. Писали о необходимости срочной помощи для истощённых больных детей, недавних узников лагерей смерти. Писали о своём желании спасти еврейских детей от обращения в христианство.

О с в о б о ж д е н и е

     Лагерь для перемещённых лиц Фельдафинг (юго-западнее Мюнхена) в Германии был первым подобным местом, созданным для беженцев. Его пришлось организовать ещё до окончания войны, когда американские войска перехватили грузовой поезд, заполненный еврейскими узниками, которых немцы везли в горы Тироля для тайного уничтожения. Часть нацистской охраны, конвоировавшей обречённых, разбежалась, часть сдалась в плен, понимая приближение конца войны. Спасённые люди были в очень тяжёлом состоянии. По собственной инициативе нескольких офицеров-евреев было конфисковано продовольствие, из находившихся неподалёку, нескольких складов возле озера Штарнберг. Там же обнаружили бывший летний тренировочный лагерь Гитлерюгенда, которое и превратили во временное место для размещения беженцев.
       Военный раввин Гершель Шехтер (1918-2013) в составе передового отряда американских солдат прибыл в, только что освобождённый, лагерь смерти Бухенвальд. Из труб крематория ещё струился дым от недавно сожжённых тел. Вместе с представителями армейского командования он ходил от барака к бараку и кричал на идиш: "Шалом-алейхем, йидн, ир зинд фрей" (Мир вам, евреи, вы свободны). Несколько самых смелых узников приблизились к нему, посмотрели на военную форму и осторожно спросили: "Неужели это правда? Значит всё кончено?" К сожалению, не все узники могли двигаться самостоятельно. Многие из спасённых людей хотели связаться с родственниками и друзьями, надеясь, что те уцелели в смертельном пожаре страшной войны. Однако почтовая служба в разорённой Европе не работала нормально. Шехтер собрал написанные послания и отправил их через армейскую почту. Чтобы его не обвинили в использовании военной связи для гражданских лиц, на каждом конверте значился отправителем кто-то из солдат-евреев.
               В лагере для перемещённых лиц Ландсберг, западнее Мюнхена, где в декабре 1945 года всё ещё находились почти 62.000 евреев, условия проживания были тяжёлые из-за большой скученности беженцев. Комендант лагеря майор Эрвин Хаймонт и его помощник офицер Лео Сароль постоянно доносили об этом начальству и предупреждали о возможной вспышке эпидемии. Не дождавшись реальной помощи, лейтенант Сароль написал последний рапорт о ситуации в лагере и приложил к нему заявление о своей отставке. Узнав об этом, раввин Клаузнер немедленно отправил копию этих бумаг в редакцию газеты, которая на следующий день их опубликовала. Ещё через день в лагерь прибыла группа старших офицеров и журналистов, убедившаяся на месте в достоверности сообщения. Территория лагеря была значительно увеличена, и в округе открыли ещё несколько подобных убежищ для обездоленных.

Ч ь и   д е т и?

       Было ещё одно, может самое драматическое направление деятельности армейских раввинов американской армии – это поиск уцелевших еврейских детей, оставшихся без родителей. Раввин из штата Пенсильвания Давид Эйхгорн (1906-1986) узнал, что священник одного из монастырей Нотр-Дам (Богоматери), отец Теомир Дабо, прятал во время немецкой оккупации Франции еврейских детей-сирот. Но подразделение Давида переводили в другой район. В воинской части, прибывшей на его место, он торопливо отыскал раввина и передал ему заботу о детях. Авраам Хасалкорн, так звали нового иудейского духовника, в течении двух недель нашёл около сорока еврейских сирот и обнаружил, что большинство из них истощены и нуждаются в медицинской помощи. Ещё через месяц число таких детей, в возрасте от трёх до шестнадцати лет, возросло до полутора сотен. Кроме материальных и технических проблем нередко возникали и моральные трудности. Часть детей уже почти три года проживала в домах французских крестьян, которые считали их членами своих семей и не хотели отдавать. Некоторых удалось уговорить за приличное вознаграждение, другие просто не верили раввину и требовали согласия святого отца Теомира. После многих поездок по освобождённой территории Хасалкорну удалось разместить бывших маленьких узников в детских домах, а некоторых - в больницах. В канун нового 1945 года он обратился к солдатам-евреям с просьбой о материальном пожертвовании для детей-сирот. Раввину Аврааму удалось собрать почти пять тысяч долларов, малая часть из которых была потрачена на закупку к празднику шоколада и конфет, а на остальные средства приобретена обычная еда, которой постоянно не хватало.

      Раввин Роберт Маркус также прибыл в Бухенвальд в апреле 1945 года. Он шёл по лагерю и видел горы трупов, везде стоял жуткий запах горелой плоти. Свою деятельность этот отец двух маленьких сыновей сконцентрировал на детях. Летом он сопровождал группу из 500 еврейских сирот из Бухенвальда и Берген-Белзен, отправленных во Францию. По плану они должны были держаться все вместе, но, с прибытием на вокзал в Париже, раввину сообщили, что с этой минуты дети находятся под опекой правительства Франции. После долгих и бурных пререканий с государственными чиновниками, ему пришлось согласиться на временное размещение детей в гостинице "Лютчия" до принятия окончательного решения об их судьбе. Через короткое время выяснилось, что бывших маленьких узников планируют распределить небольшими группами в разные места, и к тому же Маркус заметил появление в гостинице нескольких монахинь. Тогда он немедленно написал короткую заметку в одну из центральных американских газет "Нью-Йорк геральд трибюн", и это было замечено обществом его страны. Представитель Франции, в, только что созданной, международной организации ООН вынужден был заявить, что забота о детях будет передана в руки еврейских организаций. Среди спасённых маленьких узников был восьмилетний Исраэль Лау, будущий главный ашкеназский раввин Израиля (1993-2003) и шестнадцатилетний Эли Визель, журналист и общественный деятель, будущий лауреат Нобелевской премии мира (1986).

У с л о в и я   с о д е р ж а н и я
   
       Большинство военных раввинов, в заботах об уцелевших узниках, старались не обострять отношения со своим военным командованием. Авраам Клаузнер, как истинный солдат, не пасовал перед начальством. В своей работе он делал акцент не столько на сиюминутные, сколько на обычные человеческие потребности уцелевших людей. Раввин обнаружил, что были такие американские офицеры, которые возвращали освобождённых евреев в страны исхода против их желания. Клаузнер доводил до сведения таких командиров текст послания президента США, где однозначно указывалось, что евреи не обязаны возвращаться из лагерей для перемещённых лиц в страны, из которых были вывезены для уничтожения. Ещё до окончания войны неутомимый раввин объехал 17 подобных лагерей, организованных в Баварии, где собрал информацию о состоянии 14.000 евреев и передал её руководителям иудейской общины Штатов. В частности, он указал, что условия жизни там неудовлетворительные: количество получаемой еды не превышает 900 килокалорий в сутки (при минимальной норме 2200), нет достаточно тёплой одежды и часть бывших заключённых до сих пор одета в лагерную робу. В большинстве лагерей остро не хватает мыла, самых простых постельных принадлежностей, зубных щёток. Почти нигде нет возможности стирать одежду, а из-за большой скученности людей многим приходится спать прямо на полу. Из разговоров со спасёнными евреями он понял, что многие из них надломлены психически: они не только не ощущают себя евреями, но и превратились в запуганные существа, вздрагивающие при каждом громком звуке или крике. Вывести их из такого состояния могла лишь встреча с близкими людьми, которые напомнили бы им о нормальной довоенной жизни. Клаузнер привлёк к работе несколько человек, и составил список, выживших в концлагере Дахау, под символическим названием " Уцелевший остаток". Ему удалось создать даже маленькую типографию, где в короткое время напечатали сотни экземпляров шеститомника, содержащего многие тысячи имён спасённых узников. Эти книги были разосланы в еврейские организации всех стран Европы и в США. Часть из них поступила в продажу, и была раскуплена за несколько дней.

       Информация о состоянии уцелевших узников концлагерей в Европе, собранная в значительной степени военными раввинами, дошла до американского президента Гарри Трумена. Летом 1945 года он отправил туда своего посланника Эрла Харрисона (1894-1955), представителя США в Межправительственном комитете по делам беженцев, для проверки состояния всех обитателей лагерей для перемещённых лиц. Военный раввин Клаузнер встретился с ним в Дахау, и был включён в группу сотрудников, сопровождавших Харрисона в этой непростой миссии. Посетив около 30 лагерей, американцы пришли к выводу, что условия содержания обездоленных людей близки к невыносимым, и поэтому отчёт посланника был очень резким и бескомпромиссным. Командующий союзными войсками в Европе генерал Д. Эйзенхаузер получил приказ навести порядок в лагерях и, в свою очередь, назначил Клаузнера своим советником по всем вопросам, связанных со спасшимися в Холокосте. После окончания войны и создания государства Израиль, этот энергичный раввин ушёл из армии и занялся подбором добровольцев, имевших боевой опыт, для службы в Армии Обороны Израиля. В дальнейшем он получил степень доктора богословия в Гарвардском университете и написал большое исследование "Свадьбы", посвящённое обрядам бракосочетания в различных конфессиях.
      Не обладая большими материальными возможностями, военные раввины Лайфман и Хасселькорн в канун еврейского праздника Йом-Кипур обратились к армейскому командованию с необычной просьбой. В этот день солдаты иудейского вероисповедования, а таковых в армии США были многие тысячи, постятся в течении суток, и положенная им еда остаётся невостребованной. Вот и предложили раввины это большое количество порций солдатского пайка передать в лагеря для перемещённых лиц.

И с х о д

        В сложной ситуации оказались освободившиеся из лагерей евреи, которые не хотели возвращаться в свои страны, а выразили стремление начать новую жизнь в Палестине. Однако власти британского мандата на Святой земле выдавали ограниченное количество въездных виз, всего 1.500 в год. Этим вопросом, сочетающим в себе как легальную, так и нелегальную эмиграцию, занимались, в частности, посланцы еврейских организаций, прибывшие из Палестины в Европу, но это уже другая тема.

Использованные источники:
1/ Нагари  М." Я пришёл помочь брату". Журнал "Сгула" (на иврите). №153, март 2023.
2/ Jewish.ru "Раввин, освобождавший Бухенвальд" (Гершель Шехтер). 28.03.2013.
3/ Дзен. Истории Второй мировой (Роберт Маркус). 25.06.2020
4/ Инстаграм. Какая потрясающая история. 06.10.2021.