65. Liberte, Egalite, Fraternite. Священная война

Ольга Виноградова 3
  Лафоре проснулся под бурчание доктора Бенуа, но глаза не открыл, продолжая изображать спящего:
- Отец Этьен, вы, кажется, твердо решили удостоиться звания святого... раз спасаете этих...смерти которых сейчас страстно желают все, не только роялисты, что естественно, но  даже их вчерашние товарищи из бриссотинцев, из "крайних" и "умеренных"...Одного арестованного робеспьериста взбешенные узники убили вчера...

-  Дело совсем не в личных амбициях, месье... я не претендую на роль святого... если вы этого не понимаете... "те-эти"... всё это ЛЮДИ, просто ЛЮДИ и это прежде всего.    Да и не понимаю я их внутренних различий, для меня все они  - революционеры, республиканцы и якобинцы,  что жирондисты,  что "крайние", "снисходительные" или "робеспьеристы"... Но, видимо, не  умею я так ненавидеть, чтобы стоя над побежденным, раненым и умирающим, злорадно потирать руки, приговаривая: "Так вам и надо, заслужили"... Поэтому я ушел из отряда графа Шаретта... Меня очень мучает то, что я не смог спасти того несчастного, которого убили вчера вечером...я не успел... Тоже был чей-то сын, брат, муж или отец... Кстати, подходит время обеда, месье Бенуа...там и поговорим...а он... пусть пока спит...

  С четверть часа вокруг было тихо .  Затем неподалеку послышались голоса:
- Слышали... сегодня утром схватили Коффиналя...заместителя председателя трибунала... он несколько дней до самого 17 термидора прятался в камышах на берегу Сены... голод выманил его из укрытия... тогда он пришел домой к гражданину... - имя неизвестный произнес шепотом и Лафоре не расслышал его - этот человек, был в свое время чем-то ему очень обязан и потому Коффиналь решился... Да,  тот принял его в своем доме, не отказал с порога... но в тот же день выдал новым властям...  Час назад Коффиналь отправился в трибунал...

- Туда и дорога каждому робеспьеристу! - кто-то зло выплюнул сквозь зубы - а что вы рассказывали о вечеринках в доме Дюплэ? Расскажите еще, не все еще знают...но всем интересно!

- Да-да! Расскажите, нам очень интересно! Как там развлекались эти кровопийцы, главные из которых сейчас уже в аду! - прощебетал молодой женский голосок.

- Ах, да! Дамы, я готов удовлетворить ваше любопытство. Скоротаем приятно время в ожидании амнистии, которая уже не за горами... кстати, сегодня освободили очень красивую молодую даму, если не ошибаюсь, ее зовут Тереза Кабаррюс...
   И да... Робеспьер... кровавый тиран...   любил изображать актера, стоя перед камином читал классиков, Расина, Корнеля, Руссо... А попробуй ведь кто не аплодировать этому современному Нерону! Тут же отправился бы на эшафот!
 А еще говорят... - неизвестный явно наслаждался серьезным вниманием, с каким его слушали - что этот проповедник морали тайком путался и с дочерью и даже со старухой Дюплэ...

  Злобный лживый бред заставил кровь колотиться в висках, Жан-Пьер приподнялся на матрасе, с губ сорвалось:
- В истории Коффиналя победило приспособленчество и подлость... таких сейчас много... делают вид, что подчинялись насилию, а "в самом деле" всегда ненавидели нас...
 Что касается Робеспьера... Семья Дюплэ стала ему родной семьей... Когда однажды он попенял старому Дюплэ, что слышал, он судит в трибунале слишком снисходительно, старик Дюплэ ответил: "Друг мой, я вас не выспрашиваю о том, что вы делаете у себя в Комитете... так позвольте и мне судить так, как подсказывает мне моя совесть республиканца..."  Да, женщины опасливо застыли за столом, но ОН, подумав с минуту, кивнул и через стол подал руку Дюплэ и ужин продолжался...
 В отличие от вашего анекдотического вздора, который бездоказателен совершенно,  я был тому разговору свидетелем... Что касается абсурдных обвинений в грязном поведении... то пользуйся, мразь, что из могилы ответить нельзя!
- Заткните кровавую пасть этому робеспьеровскому недобитку! - к Жан-Пьеру рванулся уже знакомый ему озлобленный вандеец, последствия побоев которого так мучительно давали себя знать...

 Но из полумрака поблизости снова послышались шаги.  Почему отец Этьен вернулся? Снова тяжело упав на матрас и не открывая глаз, Жан-Пьер тихо попросил:
- Воды... очень хочу пить, пожалуйста...

 Но незнакомый голос ответил насмешливо и резко:
- Немало выпили вы крови... а всё не хватает... мучает жажда.. добро пожаловать в ад, робеспьеровский недобиток! - в лицо Жан-Пьеру плеснули стакан воды...

  Лафоре на секунды замер и открыл глаза, голос отца Этьена строго прервал его мучителя:
-  Гражданин... я просил вас не приближаться к этому человеку!
  Вскрик молодой девушки в свою очередь прервал отца Этьена:
- Да, это он! Жанно, мой несчастный Жанно!