Седина в бороду

Александр Павлович Антонов
   История эта произошла со мной и моим другом восемнадцать лет назад. До сих пор гнетёт  меня  чувство вины, что по моему недомыслию мы едва не лишились с ним жизни, до сих пор мне снятся иногда события того  дня. С годами они, вроде бы и стали потихоньку тускнеть в памяти, но во сне приходят  как наяву, только кончаются совсем по- другому,  так, как могли бы кончиться на самом деле, но к счастью всё обошлось.

  Погожим весенним днём, в самом начале апреля я у себя в деревне  возле своего двора рубил сруб на новую баню. Раскряжёванные  ещё осенью по размеру и ошкурённые  брёвна, пролежавшие зиму под рубероидом, уже отошли после морозов и теперь хорошо поддавались топору. Времени у меня было навалом, заработанные за зиму деньги позволяли мне не утруждать себя сидением в офисе  и я с удовольствием занимался любимым делом – обустраивал усадьбу. Срубы я рублю лет с двенадцати, к этому меня приобщил отец, который сам, как говорили у нас в родне, родился с топором и пилой в руках.
 
  Я размечал новое бревно для очередного ряда, когда возле меня остановилась новенькая «Нива» и из неё вылез мужчина в синей куртке-аляске.
 – Александр,  что это ты опять рубишь? - Улыбнулся мужик, - сколько тебя знаю – всё время ты с топором.
– Привет, Лёха, - вот баню новую рублю,  старая уже лет пятнадцать как стоит, гнить стала, - приветствовал я своего старого друга. С Лёхой Севрюгиным дружили мы с детства, правда бывало, что и не виделись иногда чуть ли  не по году,  хотя живём в одном городе, только в разных районах. – Сам знаешь, Лёня, - мужику на всю жизнь одной бани не хватит. Мне уж пятьдесят скоро, так что пока сила и возможности есть вот и рублю.
–Едак,  едак, - улыбнулся товарищ детства, - ежели не в напряг, так что не рубить. Я к  тебе вот что приехал, Каму на днях пронесло, а на речке в деревне нашей лёд ещё стоит, я только что в бинокль с Урала смотрел. Мужики там садыринские окуня таскают со льда.  Помнишь, как мы в детстве рыбачили  в это время - по мешку налаливали. Айда сгоняем на рыбалку.
 - Хорошая идея, только как мы туда, друг мой ситный попадём? - Задал я резонный вопрос, - паром-то поди ещё не ходит.
- С понедельника запускают, ты ведь на пенсии, Саня, айда.
- Нет Лёня, я опять работаю и в понедельник - мне на работу, и так я почитай всю неделю эту дома просидел, пора и честь знать, - возразил я, – ну айда, посидим у меня, чаи погоняем, мысль тут одна появилась.

   Хорошо  у тебя, Саня, - оглядел избу Леонид, - стены струганные, наличники резные и мебель гляжу - сам сделал.  Золотые руки. Ты в квартире-то живёшь или зимогорил, поди, здесь? А супруга молодая где? –Завалил меня вопросами товарищ.
– В роддоме, супруга, на сохранении, - показал я головой в сторону города, - рожать вот, через месяц. Так что один пока.
– Ну, ты даёшь, - восхитился Лёня, - седина в бороду, бес в ребро, да. Ну, разошёлся, женился второй раз,  ладно, а  ребёнка не поздно сделали? У тебя старшим-то сколь уже?
 - Чья бы корова мычала, Леонид Петрович, - усмехнулся я, - у тебя  у самого Колянке сколь? Четвёртый год?

  Леонид тоже года четыре как разошёлся с первой женой, женился во второй раз, и теперь сам был молодым папашей, о чём я ему и напомнил.

– Так вот я и говорю, - стукнул он себя кулаком в бок, -  седина в бороду, бес в ребро. Правильно всё, Саня, мы с тобой сделали. Молодёжь вон рожают по одному и живут для себя, а мы с тобой для страны стараемся. Ну, ладно, - Леонид отхлебнул чай, - что у тебя за мысль там была.

 Идея, которая пришла мне в голову,  и которую я уже повертел в голове, была не совсем удачной, но я всё же поделился ей с товарищем.
 
 – Есть у меня, Лёня, лодка двухместная  резиновая, вот, давай на ней завтра поутру и переправимся. Деревня-то наша вон, на том берегу. Полчаса и мы на месте.

   Наверное, сам чёрт, подсунул мне эту мысль.

  - Да, ты что, от ума отстал, - вытаращил Лёня глаза, - а вдруг лёд с верховьев попрёт, нас на этом гондончике, как червяков раздавит.
 – Так, мы ведь посмотрим сначала на обстановку, потом решим, - почесал я в затылке. Давай сейчас на реку сходим, тут двести метров всего.
 
   Вода в реке на фоне белых заберегов казалась необыкновенно тёмной, хотя стоял яркий солнечный день, и на небе не было ни облачка. Ледяной припай ещё держался у берегов; по реке, хоть и не часто, но всё же проплывали небольшие льдины.
 
 – Видал, врежется такая штука в нашу лодочку, и пойдём ко дну,  рыбок кормить, - показал на реку Лёня.
 
   Что в меня вселилось, не знаю, только, я принялся убеждать товарища, что мы сумеем увернуться или оттолкнуться от этих льдинок и благополучно переправимся через реку; тут всего-то шестьсот метров; я зимой по льду ходил, мерил шагами. Постояв на берегу, поговорив о том, что давно, с самого детства мы не рыбачили так вот по последнему льду, мы решили завтра утром всё-таки переправляться на резиновой лодке на тот берег.

   Товарищ уехал домой, ему нужно было успеть в магазин купить мотыля назавтра, а я, не теряя времени, слазил в подвал и достал лодку.
 
  Утром, едва солнышко выкатилось из-за леса не том берегу, Лёня приехал ко мне. Мы взяли лодку, вёсла, рюкзаки, снасти  и отправились на реку. День снова обещал быть солнечным и тёплым; Кама была спокойной, хотя слышно было по урчанию воды, как стремительно течёт в ней шалая весенняя вода.

 – И как мы до воды доберёмся? – Оглядев несколько уменьшившиеся со вчерашнего дня забереги, спросил Лёня, - весенний лёд слабый, а у воды он вообще хрупкий, сам знаешь.
- Не боись,  друган, - успокоил я его, - я доски ещё вчера приготовил, вон  лежат возле ветлы. Я сходил за досками. Положив уже накачанную лодку на лёд, мы направились к кромке, чтобы спустить лодку на воду. Не доходя  метров пяти до уреза, остановились.
 –Давай, Лёня, ложись на лодку поперёк и ногами отталкивайся ото льда, а я подползу к самому краю на досках, лодку в воду столкну, подержу за верёвку, пока ты на вёсла сядешь, и сам залезу.
 – Ты, что всю ночь это обдумывал?- Поинтересовался, Лёня.
 – Ну, да, было дело.
   –Вот нам с тобой на двоих почти сто лет, волосы седые, а ума  нет, куда на хрен  лезем? – Вслух сокрушался Леонид.
 – Ну, давай вернёмся, ещё не поздно, - постукивая доской по льду, пробуя его крепость, предложил я.
 –  Ладно, погнали - вздохнул товарищ и добавил, - если мы уж не ребята, то и Кама не река.

    Сколько, наверное, мужиков потонуло,  вот так  вот, по дурацки оправдывая этой поговоркой, свои сумасбродные затеи.

   Мы без проблем добрались до воды, спустили лодку, я забрался в неё, и сам сел на вёсла. Леонид устроился сзади на втором сиденье. Провозились мы так минут десять. Я сноровисто грёб, Леонид сидел с доской  в руках, готовясь отталкивать возможную льдину, если таковая попадётся на пути.  Мы были уже на полпути до фарватера, когда  Леонид вдруг громко выругался:
 
 - Япона мама, п-----ц нам, Саня,  - он показывает он рукой куда-то влево. Я смотрю в ту сторону и цепенею от страха:  от берега и до фарватера, на нас несутся большие льдины, оттолкнуться от которых просто невозможно; да и некуда, они идут сплошным фронтом.
 –Давай назад, - доска в руках Леонида дрожит, сам он  бледен как мел.
 –Куда назад, нас там об береговой лёд размажет, может, тут успеем выпрыгнуть на льдину, - слабо веря в свои слова, отвечаю я.
– Эх, Саня, дети малые у нас… твою мать, послушал  я тебя, - ну что теперь, всё, п-----ц, - шепчет Лёнька и зло смотрит на меня.
 
   Я тоже изрядно напуган, но голова работает чётко, как и всегда в таких ситуациях; леденящий душу ужас, обычно приходит потом. И не раз.
   Я беру в руки вторую доску и готовлюсь встречать льдину.

– Лёха, упираемся в льдину досками и держимся на расстоянии, сколь можно близко, потом я перепрыгну на льдину и вытащу тебя с лодкой. Сиди крепко, упирайся доской, льдина ровная, не проткнёт лодку.

  Рраз, - мы втыкаем доски в обрез льдины. Шурша, доски проваливаются в тело льдины, длинные иголки  льда осыпаются в воду; значит лёд рыхлый, вряд ли выдержит меня.

 –Ну, чё не прыгаешь? – Сипло шипит Лёня, не отрывая взгляда от льдины. 
– Сам видишь, - стараясь, говорить спокойно отвечаю я, - не выдержит меня лёд.
 – И что теперь, докуда плыть будем так?
  - Может, нас с берега заметят, когда мимо города поплывём, вызовут МЧС, - сам слабо надеясь на это,  предполагаю я вслух.

   Внезапно я замечаю, что льдина разворачивается вокруг своей оси. Очевидно тот её край, который  ближе к берегу, за что-то зацепился, и течение стало разворачивать льдину таким образом, что наша лодка теперь скользит параллельно льдине, обгоняя её. Появляется  надежда, что нам удастся ускользнуть от льдины, и там работая вёслами, вырваться на чистую воду. Однако, этому не суждено сбыться, льдина треснула пополам, как раз в том месте, где мы болтаемся возле неё. Трещина расходится всё шире; полоса чёрной воды заполняет её с ужасающей скоростью. Надо решать возле которой из частей льдины держаться дальше. Леонид завис в ступоре, глядит в ужасе на чёрную воду между льдин и что-то шепчет. Я решаю держаться той части, что была ближе к фарватеру, там, может быть, удастся вырваться на чистую воду.

– Делай как я, - кричу я товарищу и сам частыми толчками отталкиваюсь от льдины, стараясь зайти за её кромку. Лёха выполняет в точности мои движения, и нам удаётся опять встать впереди льдины. Немного погодя льдина снова начинает крутиться вокруг своей оси, на этот раз нас несёт на фарватер. И вот  мы на чистой воде,  на середине реки. За бортом, в пятнадцати сантиметрах от резиновой поверхности борта лодки  несутся потоки  тёмной  воды. Она с рёвом огибает удаляющееся от нас ледяноё поле;  под нами ледяная бездна; липкий ужас лезет  сзади за  воротник, дыхание замирает, сердце молотит на запредельной частоте.

 – Леонид, садись, а то выпадешь, - прикрикнув на  Лёню, я наваливаюсь на вёсла.

 Обычно рейс через Каму в этом месте,  занимает у меня одиннадцать минут, теперь мне кажется, что я гребу уже полчаса. Наконец лодка тычется в берег. Заберегов в этом месте нет, и мы высаживаемся сразу на рыжий песок. Вытаскиваем лодку подальше от воды,  и переворачиваем её. Я беру свой рюкзак и достаю бутылку  с  самогоном, два пластиковых стакана, булку хлеба и палку сервилата «Дым Дымыч». Один стакан передаю Лёне, второй беру  себе и наливаю до краёв оба. Мы оба молчим, не произносим ни слова.  Лодка уже высохла на ярком солнце, и мы садимся на неё. Закусываем ломтями чёрного хлеба, нечищеной колбасой, и как, бараны бестолково смотрим на воду. В голове у меня, не задерживается ни одна мысль.
 
 – Откуда лёд взялся, Саня? – Склонив голову набок, спрашивает Леонид. Я молча смотрю на реку, не зная ответ на этот вопрос. По воде, ближе к той стороне плывут льдины, но уже не такие  большие и только по той стороне, откуда мы приплыли.
 –Из Америки, Лёша, из Америки, - вдруг понимаю я, показываю рукой на ту сторону  реки выше по течению.
 –У тебя, что крыша  поехала? – Ехидно  спрашивает Лёня, - какая на х…. Америка, лоцман грёбаный. 
–Ты, полегче Лёня, а то и у тебя бестолковка отлетит сейчас.  Видишь, вон остров посередь реки, он у нас среди местных в деревне Америкой зовётся и протока за ним тоже Америка, вон они,  в километре выше по течению. В Каме лёд ушёл, а в протоке остался, потому что там течения не было.  Ночью воду сбросили на ГЭС, сверху в протоку вода зашла и подняла лёд, появилось течение и вытащило его в Каму. Мы с тобой пока с лодкой разбирались, да на воду спускались, не заметили, как лёд до нас долетел. Вот и вся недолга.
– А чё, ты раньше этого не знал? – Уже заплетающимся языком спрашивает  Леонид, и тут же начинает громко икать, видимо,  подавившись хлебом.
 – Раньше не знал, а то бы, конечно, мы не попёрлись  никуда.
– А сейчас, откуда знаешь? – Продолжая икать, снова спрашивает Лёха.
 – Сейчас догадался, когда ты спросил.
 – Умный, б…ь, после времени-то, - упрекает меня товарищ.
 –Тебя, что растащило уже со стакана-то,  ты, вроде, на выпивку крепкий?
– Я всю ночь не спал и утром поесть даже не смог, всё переживал, как на лодке резиновой через Каму. Вот, как жопой чувствовал. Он роняет  голову и тихо смеётся. – А назад как? Как назад… а, лоцман? – Совсем пьяным голосом, продолжая икать, спрашивает Лёха.
 –Подождём, протока небольшая, лёд пронесёт, и к обеду мы по чистой воде спокойно переплывём. 
– У тебя всё спокойно, всё ровно, а меня чуть не утопил, …скотина.

Я никак не реагирую на его выпад, Леонид прав; это я во всём виноват и нечего мне тут препираться. Да и после того, как мы, каким-то чудом выскользнули из этой ледяной западни, всё кажется теперь таким мелким, пустым. Главное, что  мы живы.

 –Кого у тебя Ольга ждёт? – Неожиданно спрашивает Леонид.
– Сына. Имя уже придумали, Иван,  - я наливаю себе второй стакан и протягиваю руку за стаканом Лёни, - у меня оба деда Иваны.
– А у меня Николаи, - Леонид шумно вытирает рукой под носом,  в глазах у него стоят слёзы. – Вот, это мой Колянка,  поди-ко, да Ванятка твой, ещё не родившийся, за нас Бога просили, чтобы мы живы остались. Души у них невинные, вот и внял им Господь. Как, согласен?

  Я  киваю головой, тяжело вздыхаю и мы, молча, пьём сорокатрёхградусный самогон выгнанный мною лично из браги на медовом забрусе.
 
 Катится по чистому небу яркое весеннее солнышко, ветер несёт прохладу с реки. Отсюда вода уже не кажется такой тёмной, а река бездонной; пятнадцать метров  в самом глубоком месте, это не раз промеряно мной на рыбалке.
 
  Самогон совсем одолел Леонида, и он спит на перевёрнутой лодке. «Конечно, ночь не спал бедолага, да натощак, - оправдываю я друга».

  Я поднимаюсь  выше на берег, отсюда открывается вид на пойму лесной речки, там сидят на льду рыбаки; до них всего метров четыреста. Тепло, рыбаки сидят в одних свитерах; то и дело кто-нибудь взмахивает удочкой, вытаскивая из лунки рыбу. Никакого интереса ни к рыбалке, ни  к тем, может быть, знакомым мужикам из деревни Садыри, что в пяти километрах за лесом; хочется быстрее домой.

  Солнце в зените. Река совсем чистая.

 – Вставай сокол, кочета поют, - бужу я товарища.
  Тот открывает глаза, приходит в себя и сразу же спрашивает: - Ну что, можно плыть?
 - Можно, вставай.

  Каму переплываем в штатном режиме; я на вёслах, Лёня передо мной, на пассажирской банкетке, он вперёдсмотрящий.  Пристаём к заберегу. Лёд крошится, выйти невозможно. Леонид укоризненно-вопрошающе смотрит на меня. Я беру доску и начинаю разбивать лёд. Лёня сидит на вёслах держит лодку на одном месте. Наконец лёд перестаёт крошиться.  Я стелю доски на лёд, переваливаюсь на них из лодки и отползаю подальше; в зубах у меня верёвка, привязанная к лодке. Леонид осторожно одной ногой встаёт на доски, потом на четвереньках выбирается на лёд. Вытаскиваем лодку. Разом глубоко, облегчённо вздыхаем.

 Вдруг с реки доносятся какие-то крики: метрах в ста от нас деревянная лодка, в ней пятеро наших деревенских мужиков плывут с того берега, видимо, тоже на рыбалку мотались. Лодка едва не черпает бортами воду. Глаза у Леонида круглые,

 - Саня, я думал только мы с тобой такие мудаки, а эти совсем отмороженные, - удивляется мой товарищ. – Чего это они там орут?
 – Просят подождать, - скорее догадываясь, чем расслышав,  что орут мужики,- отвечаю я, - у них тоже сейчас  по ходу проблемы с десантированием будут. Они же видели, как мы с тобой тут выёживались. Все с детства на реке, слёта всё понимают - что к чему. Просят доски оставить.

  Мужики также, попробовав веслом лёд, вылезают на наши доски, вытаскивают на верёвках лодку. У каждого по ящику окуней.
– А вы как? Уловились? – Любопытствуют они, - сидели, поди, у дамбы, в устье мы вас что-то не видели. 
– Потом объясню, - обещаю я мужикам.
- А, так вы водку туда пьянствовать плавали, - учуяв запах спиртного, бесхитростно догадывается кто-то из них, - ну вы артисты, дома вам места нет, или чё, романтика одолела?

  Через пятнадцать минут мы сидели с Леонидом у меня дома, ели из большого блюда квашеную капусту с постным маслом, картошку и пили самогон.

 – Это что, вся еда у тебя что ли? – Удивляется вновь захмелевший Леонид, - а мясные закуски где?
– Пост, Лёня, пост, забыл что-ли?
– А там, - он мотает головой в сторону реки.
 – Там мы, Лёня в походе были, - стал пояснять я другу, - тем, кто в дороге или болен, Господь позволяет отойти от правил.
– А, ну тогда, мы по обеим статьям подходим, - рассмеялся он, - и в походе и больные оба на голову.

  Вечером прибежала соседка.

 – Что это ты Александр, никак гужбанишь тут с друзьями? А Ольга тебя обыскалась, названивает  с утра.
– И что ты её сказала?
 – Ну, что не знаю где ты,- пожала плечами соседка,- хотя видела, как вы с этим, - она кивает на Леонида,- утром с лодкой  на Каму пошли. Не стала уж пугать её, на сносях женщина.
   –Ладно, спасибо за заботу, ты ей, смотри ничего ей не говори, - передавая  банку с мёдом, попросил я. Мудрая ты женщина Маргарита Степановна, - польстил я ей для верности  в подкрепление просьбы.

   Вечером Леонид, выспавшийся у меня на диване, надумал идти домой в город пешком, так как, по его  собственному признанию, был он пьянее вина, и встреча с гаишниками,   со всеми вытекающими последствиями, не входила в его планы.  Я пошёл его провожать.

  Расстались мы на автобусной остановке. Лёня сел в автобус и уехал. Утром он забрал свою «Ниву», попрощался и исчез на полтора года.
 «Наверное, осерчал на меня, - подумал я, - ну и поделом, хотя и не по-мужски как-то».