Вернойхен. Повседневная жизнь

Федоров Александр Георгиевич
     Я со своими родителями жил в Вернойхене, в ГДР (Германской Демократической Республике) с 1954 по 1957 год.


     Хорошо жилось всем нам, ребятам, в особенности мне в это время! Нечего  не висело над моей головой. Сплошная свобода!

     Безоблачное детство, с гонками на велосипедах по городку – в Союзе тогда такого формата велосипедов для детей школьного возраста в то время не выпускали. Продавался только трехколесный детский велосипед с литой резиной на ободах. Он легко трансформировался в двухколесный. Следующим велосипедом по размерному ряду сразу являлся подростковый «Орленок». Потом, лет через пятнадцать, стал  в СССР выпускаться детский велосипед для детей среднего школьного возраста «Школьник».

     У многих моих приятелей велосипеды появились раньше, чем у меня. Я же не умел кататься, да и как-то не стремился к этому. И вот, как-то раз, когда меня попросили подержать велосипед, я, шутя, сел в седло, оттолкнулся…и поехал. От неожиданности я начал судорожно крутить педали и руль. И ехал, но только не мог, почему-то, объезжать препятствия. При включении в траекторию движения велосипеда дерева, я, как загипнотизированный, не мог ни отвернуть, ни остановиться. И врезался в него колесом. 
    Правда, уже через несколько дней, я преодолел эту детскую болезнь ступора и гордо продемонстрировал пораженным родителям свое так неожиданно приобретенное умение. И скоро у меня появился первый в моей жизни велосипед школьного класса.


    Наши отцы служили, матери занимались домашним хозяйством, хождением в Военторг (Военная торговля,  система торгово-бытового обеспечения военнослужащих и их семей) и в  ближайшие немецкие магазины. В то время отец мог купить на свою солидную летную зарплату буквально все. От сервиза «Мадонна» до канадской мутоновой цигейковой шубы.  Ведь граница с Западным Берлином в то время являлась открытой.

   
    Почти каждый день, при хорошей погоде, в голубом небе  Вернойхена неспешно выплывал из белых барашков-облаков серебристый самолет "Дуглас", как мы, мальчишки, по примеру наших отцов, его называли. Из него, с небольшой высоты, градом сыпались черные точки-парашютисты. Велись запланированные учения летчиков, ведь каждый летчик, точнее каждый, кто непосредственно летал на  ИЛ-28 (а в экипаже самолета таких было трое — летчик, штурман и стрелок-радист), должны по плану боевой подготовки периодически совершать определенное количество прыжков.
      
     И мы, пацаны,  прикрыв от яркого солнца глаза тыльной стороной ладошки,  с замиранием сердца наблюдали за процессом раскрытия огромных  шелковых полусферических куполов парашютов, которые потом неспешно плыли по небу целыми скоплениями белых облаков.

     Бывали и ЧП (Чрезвычайные Происшествия). Парашюты в то время не отличались совершенством. Наверное, поэтому, мы часто видели, что парашют раскрывался не полностью. И парашютист на нем скользил к земле с заметно большей скоростью, чем остальные.
     Помнятся всякие разговоры о том, кто и как разбился на этих учениях.

     Кстати, наверняка, самолетом, с которого прыгали парашютисты, был не американский "Дуглас" ДС-3, а выпускаемый по лицензии с 1938 года на наших заводах  ЛИ-2, для которого "Дуглас" был базовой моделью.



     "Нас семейно  возили  купаться несколько раз на озеро, на  хорошем автобусе. Помню даже купальное место — такой пологий травянистый спуск к воде, глубина малая, у берега ниже колена. И в невысоких обрывах травянистого  берега рачьи норы, где полно раков, сильно хватающих за пальцы, также как и ползающих по дну» (Вячеслав А.).

     Один раз мы тоже там побывали. Правда, это событие произошло раньше на несколько лет. Везли нас через КПП (Контрольно Пропускной Пункт) на обычных грузовиках, в кузовах которых установили скамейки. Ехало несколько машин, на передней водители хорошо знали дорогу.  Наш же шофер  был осведомлен о дороге значительно хуже. По дороге  наша машина отстала и мы заблудились. И потом долго искали дорогу. И нашли. И славно покупались и половили раков!



      Фото автора.
      На фото я слева.
      На велосипеде.