Первый памятник Ермаку

Кирилл Козубский
В научном сообществе давно утвердилось мнение, что первый памятник казачьему Атаману Ермаку Тимофеевичу был торжественно открыт в Тобольске 23 августа 1839 года, по распоряжению Николая I. Этот мраморный обелиск, созданный по проекту академика архитектуры А. П. Брюллова, уцелел до наших дней.

Однако ж, более ранний тобольский памятник Ермаку (впоследствии исчезнувший) упоминается в автобиографической книге Вадима Васильевича Пассека (1808 — 1842) «Путевые записки Вадима» (Москва, типография С. Селивановского, 1834). Уроженец Тобольска Вадим Пассек — сын смоленского шляхтича чешского происхождения, сосланного в 1801 году вместе с семьёй в Сибирь по приговору суда...

Итак, вот что писал Вадим:

«Ермак был первым героем моих мечтаний! О нём знает в Тобольске каждый ребёнок, и об его жизни и смерти рассказывают так ясно, так подробно, как будто вместе с ним перешли Урал, вместе жили и видели его гибель. (...) Как теперь вижу деревянное изваянье Ермака. Он в полукафтаньи, перетянут ременным поясом, сверх всего какая-то мантия и на голове чёрный шишак. Его лицо смугло и продолговато, глаза оттенены нависшими бровями, чёрная борода закрыла полгруди, в руке длинное копьё. Этот Ермак стоял в саду, на месте, где были некогда развалины какого-то театра. Я дивился деревянному памятнику и, как ребёнок, задумывался при рассказах о Герое.»

Мы можем предположить, что скульптура Ермака появилась ДО рождения Вадима Пассека. Вадим также упоминает "развалины какого-то театра". И в данной связи можно вспомнить тобольского священника И. А. Флоровского, поставившего в 1770-х годах драматическое «Представление Ермака». Не исключено, что представление ставилось именно в ТОМ театре, и что Первый памятник Ермаку был установлен примерно в те же годы...


* * *


Удивительно то, что Александр Герцен воспринял Путевые записки своего студенческого друга как его переход из оппозиционного лагеря — «в лагерь служебного патриотизма». Как говорится, в молоко попал Герцен. Ведь Атаман Ермак Тимофеевич был истинно-народным, а никак не "казённым" героем, и как раз превратности его борьбы против тирании Ивана Грозного и вынудили Ермака покинуть берега Волги и перешагнуть через Уральский хребет. Об этих трагических обстоятельствах я писал в своих книгах «Шелест страниц (из наследия Василия Немировича-Данченко)» (Кимры, 2023) и «Белозёровский сборник» (Кимры, 2023).