В. Лапин, В. Обабков. Екатеринбург для жизни

Сергей Юрьевич Радченко
Авторы: ЛАПИН В.Н., Генеральный директор;
ОБАБКОВ В.Б., директор по инновациям ЗАО НПК «Магистральные информационные комплексы»:

НОВОЕ КАЧЕСТВО ЖИЗНИ: ЕКАТЕРИНБУРГ - ГОРОД ДЛЯ ЖИЗНИ И БИЗНЕСА (СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА)

Основой для реализации программ социально-экономического развития города является го-родской бюджет, главной составляющей которого являются налоговые поступления, собираемые с юридических и физических лиц. Расширение на-логооблагаемой базы может быть осуществлено как за счет создания новых предпринимательских структур, так и расширения деятельности уже действующих. Как свидетельствует общемировая практика развития крупных городов, привлечение в город финансовых ресурсов извне являет¬ся одним из направлений стимулирования раз¬вития налогооблагаемой базы в городе. Важным фактором в его реализации является создание ин-фраструктуры для увеличения экспорта услуг на территории города.

Пути предоставления услуг могут быть следующими:
— создание современной инфраструктуры для привлечения транснациональных, федеральных и региональных компаний, иностранных дипломатических структур с целью открытия представительств;
— формирование в городе благоприятной среды для осуществления деловых контактов федерального и международного значения. Реализация этих задач может быть достигнута через осу-ществление проектов по строительству - градостроительных комплексов.

Градостроительный комплекс решает следующие задачи:

— высокоэффективное использование ценной городской территории с максимальным получением прибыли от реализации объектов строительства;
— учет затрат в сводных сметно-финансовых расчетах и окупаемости строительства, связан¬ных с реконструкцией инженерной инфраструктуры, с содержанием и эксплуатацией городской территории;
— повышение эффективности использования городской территории за счет многоуровневого и многоцелевого использования подземного про-странства;
— сокращение расходов энергоресурсов при эксплуатации территории за счет внедрения си-стем энергосбережения с вторичным использованием тепла;
— разработка и внедрение, проектов эксплуатации и управления территории с применением АСУ ТП; внедрение комплексных систем охран-ной безопасности территорий и др.

Градостроительный комплекс за счет высокой эффективности использования городской территории создает условия для развития масштабных промышленно-строительных компаний и привлечения на стадии Проекта инвестиций мировых и российских капиталов с окупаемостью следующих затрат:
- на развитие базы строй индустрии и строительных технологии;
— на подготовку и обучение кадрового персонала для строительства;
— на осуществление комплексного отселения территории;
— на внедрение эффективных систем энергосбережения,
— на обучение кадрового персонала эксплуатирующих организаций;
— на приобретение новых технологий, научных и проектных разработок;
— на реконструкцию и развитие инженерной инфраструктуры города;
— на создание высокого сервиса услуг в сфере обслуживания населения.

Механизм реализации градостроительных комплексов:

Изучение сегментов рынка жилья и формирование высоких эксплуатационных требований при строительстве объектов через создание Некоммерческой организации в виде Фонда на ос-нове голландского опыта решения жилищной проблемы.
Комплексное освоение больших территорий позволяет получить значительный экономический эффект от ее использования и требует ино¬го отношения к формированию структур управления (в виде фондов и ассоциаций) со стороны администрации города.

Основой создания и развития фонда социально-го жилья является формирования социальной по-литики городской Администрации, направленной на ускоренное строительство арендного жилья.

Суть политики заключается в создании саморазвивающихся и управляемых Администрацией города систем, направленных на развитие высококомфортного социального жилья. Система базируется на коммерческих и некоммерческих организациях, имеющих самостоятельный качественный и правовой статус, под попечитель¬ством Администрации города, формирующей политику этих организаций.
Регулирование и контроль деятельности Фонда осуществляется через Наблюдательный совет, формируемый при участии администрации города.

Фонд объединяет территорию едиными тре-бованиями по строительству и эксплуатации и несет хозяйственно-экономическую ответствен-ность за высокое эксплуатационное качество жилья для потребителя, обеспечение эффектив-ного использования энергетических ресурсов, финансово-денежные потоки при взаимодействии жильцов и хозяйствующих субъектов.

Задачей фонда (ассоциации) является расширенное строительство социального жилья повышенной комфортности, сдаваемого в наем на длительные сроки аренды жилья малообеспеченным гражданам города и др. Лицам, имеющим льготы, где часть квартирной платы и других услуг, в объеме до 40 % их стоимости, оплачивается за счет муниципальных средств, предусмотренных на эти цели.

Очередность социального жилья формируется и контролируется Администрацией города. К такой социальной группе граждан на получение арендного жилья могут быть отнесены ветераны труда, одинокие, престарелые, инвалиды и т.д.
Предприятия (фонды) социального жилья наделяются правом длительной аренды (на срок не менее 50 лет) земельного участка и в качестве заказчика формируют качественно новый тип высокоплотной застройки, обеспечивающей пол¬ную сферу обслуживания населения территории, в соответствии с градостроительными требованиями и требованиями групп населения, проживающих на данной территории.
 
Что дает реализация данного проекта: для населения - новое качество жизни:

создание жилищного образования с качественно новыми эксплуатационными свойствами и гарантированно высоким сервисом услуг;

для администрации городов (местное самоуправление) - новое качество управления: перейти от хозяйственной деятельности и обслуживания жилья к участию в формировании социальной политики жилищных образований;

для органов государственной власти (субъекты федерации, Россия) - новое качество контроля и управления: определение хозяйствующего субъекта, ответственного за обеспечение качественным жильем населения через самообеспечивающуюся систему в виде некоммерческой организации (Фонда) при сочетании государственного регулирования и рыночного механизма управления.


(опубликовано в сборнике научных трудов по материалам региональной научно-практической конференции «Россия в III тысячелетии: прогнозы культурного развития. Качество жизни населения Уральского региона: состояние, изучение, оценка и обеспечение. Наука. Бизнес. Власть». Екатеринбург, 2003 год.

Ответственные редакторы:
НЕКРАСОВ С. Н., РАДЧЕНКО С. Ю.)