Йа Мумит, Йа Мухьи, Йа Хайй. Глава 7. 99 Имен Алла

Ладомир Родумилов
Йа Мумит, Йа Мухьи, Йа Хайй. Глава 7. Противоположные Качества Аллаха. Суфийский взгляд на 99 Имен Аллаха. Врачеватели Сердца.


(йаа му-МИИТ, йаа МУХ-йии, йаа ХАИЙЙ)

Аль-Мумит — тот, кто несет смерть, а аль-Мухьи — тот, кто приносит жизнь. Эти два божественных Имени проявляются как противоположности, и мы можем с уверенностью сказать, что большинство людей испытывают большее почтение к тому, кто вызывает жизнь, чем к тому, кто вызывает смерть.

Нам нужно проникнуть глубже этого поверхностного слоя страхов и представлений о жизни и смерти, если мы хотим внести ясность в понимание обсуждения этих двух Имен Аллаха. Звуковой код показывает, что аль-Мухьи и аль-Мумит являются причинными факторами: тот, кто вызывает жизнь, и тот, кто вызывает смерть.

Чтобы правильно понять, что означает, когда слово имеет форму каузатива в звуковом коде, нам сначала необходимо понять разницу между первичной причиной и вторичными причинами. С точки зрения вторичных причин, сперма и яйцеклетка являются причиной жизни, несчастные случаи, болезни и старость вызывают смерть. С точки зрения первопричины, Аллах является конечной причиной жизни и смерти.

В Коране говорится, что смерть — это временное состояние, точно так же, как мы думаем о жизни как о временном состоянии. Отказываясь разделить явно противоположные эманации этих двух качеств, поскольку они оба божественны, вы ведете через внутреннее созерцание и исследование к реальности вечно живого, который превосходит и охватывает феномен того, что мы называем жизнью и смертью. 

Давайте посмотрим дальше на другие аспекты этих двух Имен. Другое значение аль-Мухьи связано с аль-хайаваан, соответствующим ан-нафс уль-аммаара, который называется животной душой. У людей это жизненная сила, которая проявляется в нашем эго с огромной плотностью и теплом. Типичным для этого конкретного уровня эго является обострение гнева и особенно обострение похоти. Когда доминирует ан-нафс уль-аммара, что-то выходит из равновесия.

Хорошо быть живым и иметь все чувства, связанные с жизнью, даже такие чувства, как упомянуто выше. Но в то же время нам необходимо сбалансировать эту животную тенденцию с аль-Мумит. Он смягчает эти чувства и уравновешивает эти побуждения, потому что аль-Мумит приносит в них смерть.

Повторение двух Имен может быть очень полезным для тех, кто чувствует, что потерял жизненную силу, или кто находится в такой депрессии, что хочет умереть. Даже в таком депрессивном состоянии вместо того, чтобы произносить только «Йа Мухьи», мы рекомендуем произносить «Йа Мухьи», «Йа Мумит», поскольку это придает стабильность и баланс. В крайне тяжелых случаях может оказаться целесообразным произнесение только одного Имени, которое является противоядием. Однако, когда чрезвычайная ситуация минует, должен быть второй этап практики, на котором этого человека просят сбалансировать свои два побуждения, призывая Йа Мумит, Йа Мухьи.

Сочетание этих Имен на практике особенно полезно для тех, кто пережил смерть близкого человека. В такое время единственная практика, которую мы могли бы предложить, — это повторение призыва «Йа Мумит, Йа Мухьи». В библейских терминах это выражается фразой: «Господь дает, Господь и забирает».

Количество дней, посвящённых этой практике, не должно произвольно сокращаться. Каждому должно быть предоставлено достаточно места для преодоления процесса скорби. Обращение к этим противоположностям и размышление о них как об аспектах Божественной природы предлагает вместилище для продолжения их процесса и начала исцеления. Со временем советник может порекомендовать пойти дальше.

Призывая причину смерти и причину жизни вместе как связанную пару, ваше горе в конечном итоге приводится к внутреннему равновесию, и вы становитесь готовыми принять реальность, которая является трансцендентной и вечно живой: аль-Хайй. Теперь камали, или совершенное Имя Йа Хайй, появляется как место встречи джамали Имени Йа Мухьи и джалали Имени Йа Мумит.

Шейх Джунайд сказал, что когда мы скованны , Бог посылает нам радость и экстаз, а когда мы расширяемся, Бог посылает нам уплотнение. В обоих случаях нам следует признать, что источником является Бог. На третьем этапе Джунайд говорит, что иногда Бог удерживает как расширение, так и сжатие, чтобы привести нас к самой сути, вечной любви.

Суфии понимают физическую смерть, о которой говорит аль-Мумит, как символ фана, физической трансформации и растворения эгоцентризма. Празднование годовщины смерти учителя, «урс», на самом деле считается похожим на свадебное торжество. Знаменитый хадис «Умри до смерти» на самом деле говорит о духовной смерти и возрождении, фана и бака.

Когда Аллах посылает людям смерть любого типа, будь то духовная, умственная или физическая, эта смерть является средством духовной трансформации. Аль-Мумит является причиной всего, что заканчивается или уходит. Чтобы пробудиться к врожденной божественности настоящего «Я», вам необходима своего рода духовная смерть, смерть эго. Как говорит Мевлана Руми: «Когда я когда-либо становился меньше, умирая?» «Уход» всех временных явлений является половиной доказательства существования аль-Хайй, вечно живого.

С этой точки зрения Аль-Мумит шаг за шагом приближает любящего к возлюбленной. Этот процесс в конечном итоге приводит к лика, союзу влюбленных. Любящий осознает с каждой смертью своего «я», что его или ее тянет к любимому.

Опосредование ваших отношений со смертью, рассматривая ее таким образом, меняет ваше обычное отвращение к ней. Сама природа бесконечного существа требует, чтобы аль-Мумит и аль-Мухьи, фана и бака, шли вместе. Вы не можете иметь одно без другого. Это чередующиеся аспекты одного и того же.

Это приводит нас к пониманию того, что отчаянное цепляние за жизнь столь же неуравновешенно, как и активное стремление к смерти. То, что мы называем жизнью и смертью, с божественной точки зрения являются преходящими состояниями. Существует непрерывный цикл потока бытия, который называется дугой восхождения и нисхождения. Вся наша дискуссия приближает нас к пониманию этого большого круга; главу 13 мы посвящаем дуге восхождения и нисхождения и божественным Именам, которые служат иллюстрацией ее природы.

Придя в проявление, творение переходит из невидимого мира в видимый. Это деятельность аль-Мухьи. Аль-Мумит возвращает вещи из страны живых обратно в невидимый мир. Весь процесс идет по бесконечному кругу.

Аль-Мухьи начинается в аль-Хайй, трансцендентной всеобъемлющей вечной жизни. В процессе рождения и жизни он в конечном итоге приближается к аль-Мумит. Затем аль-Мумит проходит через процесс умирания и избавления от эго-самости и в конечном итоге возвращается в аль-Хайй. Начало — это конец, а конец — это начало. В главе 13 «Дуга восхождения и нисхождения» аль-Мумит и аль-Мухьи рассматриваются вместе с аль-Мубди и аль-Муид, двумя Именами, которые также имеют дело с началом  и окончанием.

Вечноживущий — это реальность за пределами времени и пространства, которая превосходит и охватывает два явно противоположных качества рождения и смерти. Взгляд Ибн Араби на невидимую скрытую реальность (аль-Батин) и полностью видимую реальность (аз-Захир) идет по одному и тому же пути. Этот тип кругового плана вполне может применяться ко всем противоположным Именам. Более подробное обсуждение противоположностей, рассматриваемых таким образом, см. в главе 13, где обсуждаются Имена, окружающие арш (Сердечный Престол Бога), а также дуги восхождения и нисхождения.

Божественные Имена аль-Баис и аль-Варис по-другому описывают тот же процесс фана и бака. В этом контексте мы могли бы сказать, что всех людей можно назвать арендаторами. Сквозь смерть, Бог — единственный владелец или наследник того, что мы действительно имеем. Это то, что остается. Это часть значения аль-Баис и аль-Варис. Они полностью обсуждаются в главе 21 «Умирание для Ложного Представления о Себе и Актуализация Знания Единства". Предлагаемый нами  способ полностью открыться процессу внутренней трансформации, выраженному фана и бака, позволит плодотворно созерцать эти четыре божественных Имени вместе: Йа Мумит, Йа Мухьи, Йа Варис, Йа Баис.

Перевод: Ладомир Родумилов