5. рассказы про свваку. письмо командиру 1 роты

Сунцов Тимур Квадратим
посвящается командиру 1 роты 1 батальона СВВАКУ
майору Балаеву Аркадию Эдуардовичу, 17.07.1959 – 16.03.2023.


Любимые не умирают! -
Лишь рядом быть перестают...
Они корнями прорастают
В сердцах... И вечно в них живут!

Издалека оберегают...
Другим в обиду не дают!
Любимые не умирают... -
Лишь рядом быть перестают!

22.02.2020, поэтесса Мара Рославцева
         

Дорогой мой Аркадий Эдуардович, здравия желаю!

Я прекрасно осознаю, что мы с Вами находимся в разных мирах, но все равно пишу это письмо, потому, что:
Во-первых, хочу поздравить Вас с Днем рождения! Новым Днем рождения там, на небесах!
Во-вторых, я уверен, что Вы обязательно прочтете, так как рукописи не горят!
В-третьих, невозможность пообщаться напрямую не является большой проблемой, рано или поздно мы обязательно встретимся и поболтаем обо всем!

Причиной письма послужило банальное совпадение! Прожив на свете полвека, я понял, что случайности не случайны! 20 июня 2023 года, исполнилось 30 лет со дня выпуска из Самаркандского ВВАКУ нас, молоденьких лейтенантов! Министерства обороны четырех независимых государств подготовили свои приказы о принятии офицеров в свои Вооруженные силы. В истории выпусков из военных училищ - это уникальнейший случай!

Приказом Командующего ВВС Северного флота от 23.08.1993 № 071 я был назначен на свою первую офицерскую должность командира взвода аэродромно-технического обеспечения войсковой части 26808, г. Североморск-3 Мурманской области. Авиационно-технической базой командовал полковник Гумовский Дмитрий Иосифович. Его и сейчас в ветеранских кругах города Коломны называют полковником авиации. Людям и невдомек, что Гумовский закончил Ташкентское танковое, родившись в Чирчике! Иногда он получал в школе подзатыльники от старшеклассника, своего старшего брата, с которым учился мой будущий тесть! Удивительно, как после Самарканда в далеком Заполярье можно было встретить своего земляка? Случайность? Совпадение?

С улыбкой вспоминая былое за «рюмкой чая», я также случайно узнал, что Вы родились 17 июля, в День морской авиации ВМФ! Опять совпадение? Знаете, я счастлив, что сделал правильный выбор! Горд, что Вы вложили в меня частичку себя! Людей, подобных Вам, принято называть Пионерами! Другими словами - это первопроходцы, зачинатели нового, Первые люди!

Первым Человеком для ребенка всегда является мама. Папа, безусловно, важен и это не обсуждается! Однако наша связь с матерями через пуповину является самой близкой. При рождении нас разделяют, но в пупке мы всю жизнь носим частичку своей мамы! Сейчас я скаламбурю, но, думаю, что Вы меня поймете: «Вторым Первым Человеком является учитель»! Нянечку или воспитателя детского сада я умышленно не называю, так как считаю, что именно первый школьный учитель оставляет глубокий след на всю жизнь.

Моя нянечка, тётя Тося, возилась со мной с пеленок! «Выпьем с горя - где же кружка?» - касается и меня, так как она готовила квас (точнее бражку) и родители стали замечать, что их сын часто не по-детски бодр и неадекватен! Однако, повторюсь, Горочкина Валентина Ильинична, учительница первая моя, являлась вторым по важности человеком в моей жизни!  Для меня она была Святой! А каким ещё может быть человек, переживший блокаду Ленинграда?

Конечно же, уверенность и навыки для поступления в СВВАКУ вложил в меня военрук! Правда это делалось для того, чтобы я составил компанию своему однокласснику, его сыну. Ирония судьбы: я поступил, а его сын - только на следующий год. Господь любит Троицу! Поэтому, вне всякого сомнения, третьим по важности в моей жизни Первым Человеком стали Вы! Школа жизни, где строгость и дисциплина идут в ногу с армейским юмором и детскими шалостями - это великая наука!

Моим соседом по койке был Сергей Мужичук. Он писал стихи. Мне тоже хотелось, но о чём писать? Как писать? Однажды перед отпуском Вы, как всегда, произнесли пламенную речь! Смысл был в том, что мы, лоботрясы и бездельники, уедем пьянствовать и развратничать, в то время, как родное училище останется без охраны! Вы никого не уговаривали остаться, но я оказался добровольцем в сводную группу караула! Почему? Потому, что Ваша речь была настоящей, без пафоса! К тому же у меня появилась тема для первого стиха.

Но сначала записи из моего дневника, а уже потом стих. Вы были настолько яркой личностью, что я решил сделать некоторые пометки, дабы ничего не забыть:
1. «Когда я был…» - самая любимая фраза нашего ротного. За короткое время общения я узнал, что он успел побывать: писарем, каптёрщиком, запевалой, барабанщиком, чистильщиком очек, книгоношей (и ещё миллион профессий). Так вот, когда он был кем-то, то всё было не так, как сейчас, а ГОРАЗДО ЛУЧШЕ. Именно поэтому он постоянно нас укоряет, что мы всё делаем отвратительно, без энтузиазма и задора (представляю себе курсанта с жизнерадостным задором чистящего очки в туалете).

2. «Кто последний, тот Алла Пугачёва»! – внезапно произносит ротный перед строем курсантов и стремительно убегает от нашего общежития в сторону строевого плаца. Взводные офицеры несутся за ним, сломя голову, а мы с азартом смотрим, чей же проштрафившийся взвод сегодня будет горланить песни Аллы Пугачёвой! Молодец Аркаша, всегда проверяет бдительность своих подчинённых!

3. Поощрения «от Аркадия» всегда имеют затяжной и поучительный характер, но всегда выслушиваются с особым вниманием. Например:
- Когда я был абитуриентом, то не ссал в свои кеды от страха, что не смогу сдать математику! И всё почему? Потому что не нужно быть раздолбаем, а учиться в школе на одни пятёрки! Но тогда всё было не так, как сейчас, а ГОРАЗДО ЛУЧШЕ. А что мы имеем сегодня! Сегодня, мать вашу, мы имеем охренительнейшие знания по математике среди безмозглых абитуриентов! А всё почему? Потому что математику сдавали отвратительно, без энтузиазма и задора! И не стыдно вам, неучи?

Нам, неучам, сразу же становилось стыдно! Все стояли, понурив голову, а ротный продолжал свои нотации:
- Из ста двадцати долб…, как его, абитуриентов первого потока – девяносто ту-го-ду-мов умудрились получить двойки! Как это можно понимать? Но (пауза), но Бурак поступил сам! Молодец, поздравляю!
Лицо Олега Бурака расплывается в улыбке. Объявление благодарности на сегодня закончено!

А теперь стих! Но сначала простите мою детскую шалость! Чтобы придать трагедии своему сочинению, я написал: «И вот ужасное начало - майор Балаев нам грозил»! Ну, вроде того, что все мы мягкие и пушистые, а командир роты - исчадие ада! И то, что отпуск у нас был в то время, когда все приступили к учёбе, я тоже скромно умолчал.  Как бы там ни было, но оказалось, что свой первый стих я посвятил своему третьему Первому Человеку - командиру 1 роты 1 батальона Самаркандского ВВАКУ:

Про несение караульной службы во время отпуска

Вот птички вдруг защебетали,
Сияет солнце как весной!
О, как же сильно мы устали!
Как сильно тянет нас домой!
Там всё красиво, всё знакомо –
Ты с детских лет там рос и жил.
Но вот ужасное начало:
Майор Балаев нам грозил!
Чтоб было всё спокойно в мире,
Чтоб отдыхали курсачи,
Зимой прекрасной наслаждаясь,
И развлекаясь от души,
Решил он взвод многострадальный
Оставить (в отпуск) – в караул!

Так спите, курсачи, спокойно!
Мы службу бодро будем несть!
И охранять ваш отдых буйный,
Любовь, достоинство и честь!

01.02.1990 – 14.02.1990

Сейчас я держу в своих руках памятную медаль ВМФ «Адмирал Кузнецов». Знаете, она не только моя – Ваша частичка здесь тоже присутствует! Вы научили меня преодолевать любые преграды и добиваться, казалось бы, недостижимых целей! Например, однажды я написал письмо на Северный флот…

Мой отец говорил, чем дольше живешь, тем больше поминок. Я не понимал его до поры, до времени. А сегодня, к сожалению, я вспоминаю не только Вас. 17 июля 2001 года на празднике Дня морской авиации ВМФ в городе Остров Псковской области при выполнении показательных полетов погиб генерал-майор Тимур Апакидзе. Он улетел из Крыма в Заполярье, чтобы спасти палубную авиацию и единственный в России авианосец «Адмирал Кузнецов».

Как странно получается? В День рождения и в День смерти людей, которым я пожимал руку, сейчас этого сделать нельзя! Прав был мой папа: 16 и 17 марта День смерти и День рождения людей, которых нельзя обнять! Ни Вас, ни мою маму! Суровый закон жизни прибавляет скорбные даты, но это вовсе не означает, что нужно рыдать и причитать! Моя мама всегда в моем сердце (и, конечно же, в моём пупке). Рукопожатия Тимура Апакидзе после совершенных полетов передавали всем нам, старшим команд по обеспечению полетов, частичку неба с неиссякаемой энергией и оптимизмом легендарного летчика. И это никогда не забудется. А Ваши яркие наставления навечно впечатаны в мозг сотням таких же как я курсантов!

Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий) сказал, что те немногие, которые всегда и за все благодарны, получат от Бога великую славу и честь, великую благодать. Когда-то, будучи комсомольцем-атеистом, одним из многочисленных моих горных походов стало восхождение на Маргузор, в страну семи озер. Юрий Визбор оставил в Фанских горах своё сердце и бродил по долинам бессердечный. Такая в Таджикистане неописуемая красота!

Мы приехали в Самарканд из Ташкента. Потом добрались до Педжикента, откуда и началось наше восхождение. Сам того не подозревая, я совершил паломничество по стопам Святителя Луки! Сто лет назад он был рукоположен в сан Епископа Туркестанского именно в Пенджикенте. Его восхождение началось именно оттуда. Такая вот получилась не случайность, а провидение Божие. Поэтому я счастлив и благодарен за всё!

Кстати, многие спрашивают меня, как рождаются стихи? Конечно же, от сильных эмоций. Например, в 2013 году, когда исполнилось 20 лет выпуска из СВВАКУ, мне выпал шанс посетить Ташкент и Самарканд с официальной делегацией от Министерства обороны России (Центрального госпиталя ВМФ). Наш госпиталь к этому времени провел уже пять Международных конференций, посвященных Святителю Луке Крымскому.

Про нашу деятельность узнали в Ташкенте, и мы получили официальное приглашением от Владыки Викентия, Митрополита Ташкентского и Узбекистанского. Накануне мне снился Ваш инструктаж перед заступлением в караул. Мы стояли на полигоне в касках и бронежилетах, с автоматами:

- Инструктаж закончен, наш пароль? – Вы внезапно гаркнули на нас.
Мы шёпотом отвечаем: - Трубы суперфосфатного завода!
- Что?
Мы, но немного громче: - Трубы суперфосфатного завода!
- Не слышу! Что?
- А теперь наш отзыв?
- Направление – Север! – дружно и во весь голос стали горланить мы!

Просыпаясь в холодном поту, я, тогда 40-летний мужик, с возмущением произношу: - Ну, Аркадий! Ну учудил! Как можно орать секретные слова хором?
Моему негодованию нет предела. Вдруг, стоп! Это был сон? Почему такой реальный? Отхожу. Остываю. Записываю фразу, которую кричал вместе с ребятами. И напрочь забываю про это! Через некоторое время слышу банальные рассуждения о том, что стрелка компаса всегда показывает на север. Мозг взрывается! Моментально записываю фразу: «Компас – суперфосфатный завод пусть ребят моих всех соберет»! Она оказалась первой в тексте Гимна выпускников СВВАКУ-1993. Вниз и вверх от неё пошли мысли и сформировался припев. Куплеты появились позже!

Выходит, с Вашей помощью я сочинил песню! Разве это можно назвать случайностью? Я очень благодарен Вам! Да что там говорить - все мы искренне благодарны Вашим урокам жизни. Да хранит Господь Вашу душу во благости и умиротворении! Нет, сейчас я не плачу. Это просто роса на глазах!

Я уверен, что обязательно встречусь с Вами в составе Вашей 1 роты на стартовой полосе. И под Вашу команду: «Кто последний – тот Алла Пугачева!» мы понесемся вперед со всех сил! К новому! К светлому! Вместе с Вами! А пока… пока я разминаю свои ноги, чтобы они не подвели меня на старте!


С искренним к Вам уважением, Тимур Сунцов,

Ваш курсант 2 отделения 3 взвода 1 роты 1 батальона 1989-1993 годов.

16 марта 2024 года