Агония зверя. Часть четвёртая

Андрей Грачев 2
JG53

Эта эскадра тоже появилась на Восточном фронте после долгого перерыва. Правда, произошло это ещё в 44 году, когда пилоты этой эскадры довольно неплохо проявили себя в Венгрии. К тому времени эскадра тоже потеряла большинство своих топовых асов, в её составе было много новичков, это были уже не те грозные "Пиковые тузы", что блистали в небе Сталинграда. Однако эскадра воевала хорошо. Недостаток опытных асов компенсировался хорошей организацией и, кроме того, здесь как раз у немцев хватало истребителей: и JG52, и венгры, а потом ещё и II группа JG51. Отметим ещё, что здесь действовала только I группа "пиковых". В целом, они отработали добротно, потери несли не слишком уж большие.

В общем, нам известно о потере всего одного более-менее результативного "пикового туза" в боях с советскими самолетами. Это был унтерофицер Йозеф Шиссль из 2 отряда, имевший 5 побед на счету. Он погиб 5 апреля в бою в районе Вены. Одновременно он стал последним погибшим лётчиком "пиковых" на восточном фронте. По советским данным, вечером четверка Яков-3 866 иап, ведущий Бебин Александр Михайлович, вылетела на штурмовку войск противника. Их атаковало звено бф-109, но советские пилоты вовремя среагировали, и в скоротечном бою Бебин сбил одного из нападавших. Это и был Шиссль. Позже подошло ещё звено фв-190, но, потеряв две машины, также вышло из боя.

Итак, очерк о 53 эскадре получился у нас максимально кратким.

JG6.

Вот уж кому пришлось реально изведать всю тяжесть боев в 45 году на Востоке, так это JG6. Эскадра эта была сформирована в 44 году на основе ZG26, эскадры "разрушителей". Понятное дело, что бывшие пилоты ZG26 абсолютно не были знакомы с одномоторниками. В итоге в эскадру надёргали народа из бывших "разрушителей", экстренно переучившихся на одномоторники, из переведённых пилотов других частей, занявших командные посты, и в основном из новичков, причём не самых лучших. В итоге даже командиры отрядов почти не имели опыта воздушных боев, что уж и говорить про рядовой состав. Две группы вооружили фв-190, а одну бф-109.

Эскадра работала в Польше - все три группы, потери несла тяжкие. Успехов особых пилоты не добились. Уже 19 января эскадра потеряла командира 3 отряда лейтенанта Петера Бауэра. Он был сбит в районе Лодзи на фв-190 в бою с Ла-5 и попал в плен. Побед на его счету не было. Немцы ошиблись, это были не Ла-5, а Яки. Советские войска стремительно наступали. Два выдающихся лётчика - Евгений Яковлевич Савицкий, командир 3 ИАК, и Михаил Евдокимович Пивоваров, 402 иап, отправились на поиск новых аэродромов для своих пилотов. Надо сказать, генерал Савицкий, даже будучи командиром корпуса, продолжал активно летать на задания и вести бои. На обратном пути их встретили 12 фв-190 из 3 отряда. Завязался бой. Но превосходство немцев ничего не решало, так как Яки были маневреннее фв-190, а все немецкие пилоты были новичками. На помощь Савицкому пришла четверка 15 иап. Самым расторопным оказался Василий Александрович Калашников, он сбил одного из немцев внезапной атакой, это был унтерофицер Вольфганг Лакингер. Тут же Савицкий, воспользовавшись замешательством врага, атаковал и сбил ведущего. Это и был, конечно же, Бауэр. Немцы после этого из боя вышли.

20 января эскадра потеряла ещё трех пилотов, один из них был командиром отряда - лейтенант Хайнц Хунольд, 10 отряд. Недалеко от Ченстоховы он был сбит, по мнению немцев, огнём ЗА на бф-109. А по советским данным, это был бой против группы штурмовиков и истребителей 156 гиап. Бой действительно шёл на малой высоте. Истребители 156 гиап сопровождали штурмовики. Им встретились ю-87 в сопровождении бф-109, которые, находясь выше и имея превосходство в численности, решились атаковать, причём завязался ожесточённый бой между ю-87 и Илами. Истребители тоже сошлись между собой. Закончилось дело победой советских пилотов, однако один Ил был потерян. В частности, две победы заявил Шаманский Анатолий Фёдорович, командир группы истребителей. Судя по всему, он и сбил Хунольда.

31 числа был сбит впервые результативный пилот из состава эскадры - оберфельдфебель Йоханн Трестлер из 3 отряда в районе Скомпе, к северу от Торна. Он имел на счету 4 победы. Сбил его пилот 172 иап Субботин Анатолий Николаевич, опытный и сильный лётчик, летавший на Яке-3. Сбит немец был при попытке отражения налёта "Илов". Немцы атаковали двумя группами - одна атаковала сопровождение, другая "Илы". Но сил было у немцев слишком мало, поэтому обе группы успеха не добились и потеряли толкового пилота.

Совсем уж печальную потерю понесли немцы 2 февраля. Был сбит командир I группы хауптман Вилли Эльстерманн. Это был крайне опытный пилот, участник боев ещё в небе Франции. Правда, раньше он был ночным истребителем и не сказать, чтобы слишком уж успешным. Позже он пересел на одномоторный фв-190. Он одержал 9 побед за карьеру, то есть это был больше командир, чем практик. По немецким данным, его сбила ЗА в районе Каленьско. На сей раз и советские пилоты не претендуют на данную победу.

7 февраля в районе Кюстрина сбит был фельдфебель Рольф Гютхорл, пилот 9 отряда, имевший 5 побед на счету. Сбил его знаменитый ас Моргунов Сергей Николаевич на Яке-3. Он воевал тогда в составе 812 иап, хотя числился в 15 иап. День был очень облачный, полётов было немного, Моргунов, однако, решился на вылет на разведку и смог обнаружить бф-109, также совершавший вылет на разведку. Моргунов атаковал его и сбил. Поскольку свидетелей победы не было, то победу эту записали Моргунову лишь задним числом. Но, как видим, вполне обоснованно.

Следующего видного пилота эскадры сбили советские пилоты 3 марта. В прицеле оказался оберлейтенант Бернхард фон Хоэнбрук, командир 1 отряда. Этот пилот раньше служил в транспортной авиации. Став истребителем, он тоже больших успехов не достиг и по имеющимся данным воздушных побед не имел. Как верно отмечает Каминский, его сбил пилот 104 гв иап Комельков Михаил Сергеевич на лобовой атаке. В том бою было заявлено два фв-190, но именно падение атакованного Комельковым самолёта видела вся группа и наземные наблюдатели. В тот же день потерял командира и 5 отряд, якобы по причине плохой погоды. Произошло это к западу от Лаубена. Это был оберлейтенант Бернхард Паффрат, командир 5 отряда, имевший 2 победы на счету. Тоже, как видим, не самый великий ас. По месту эта потеря точно совпадает с ещё одной победой 104 гиап, которая была одержана в том же вылете. Сработало радионаведение, и пара Климова вышла в данный район, обнаружила там пару истребителей. Климов Николай Николаевич атаковал сверху и сзади вражеский истребитель и сбил его. Он наблюдал, как немецкий самолет сделал петлю и пошёл вертикально вниз. Видимо, ведомый Паффрата не видел этой атаки, видел только странный маневр ведущего и решил, что тот допустил ошибку в управлении из-за плохой погоды. Вероятно, действительно Паффрат неудачно уходил от очереди Советского пилота. Вообще 104 гиап весьма преуспел к тому времени во внезапных атаках, вспомним хотя бы гибель аса JG52 Фэрбера. В общем мы можем довольно уверенно утверждать, что в одном вылете небольшая группа 104 гиап уничтожила двух командиров отрядов JG6. К сожалению, Климов погиб через два дня в бою.

Больше уже JG6 не теряла ни асов, ни командиров на Восточном фронте. В целом, как мы видим, это был не самый опасный противник для советских асов. Ведь даже командиры отрядов, нескольких из которых сбили советские пилоты, были не слишком опытными и успешными пилотами. Можно даже сказать, что это была одна из наиболее слабых эскадр немцев конца Войны.