Прощай, Балтика и Черное море

Александр Щербаков 5
Я считаю, что всякий уважающий себя мужчина, а не обладатель лишь вторичных половых признаков в штанах, должен уметь защитить себя и свою семью, послужить в вооруженных силах своей Родины. Я себя отношу к мужчинам, и, хотя мог «откосить» от военной службы после окончания Хабаровского медицинского института, где была военно-морская военная кафедра, пошел служить, и не куда-нибудь, а в подплав, и три года отдал службе на старенькой дизель-электрической подводной лодке 611 проекта и за плечами даже нсть одна боевая служба, так называемая «автономка».

А так как бывших подводников не бывает, то после увольнения в запас почти 20 лет выписывал журнал «Зарубежное военное обозрение» и следил за всеми новинками в армии, авиации и на флоте.  И сейчас, когда я уже давно не военнообязанный, слежу за всем в интернете. Поэтому не такой уж я дилетант, как пытался обозвать меня один читатель, видимо, сам никогда не служивший ни в армии, ни на флоте. Сегодня я хочу рассказать о некоторых тенденциях в современных флотах.

Морская война стремительно изменяется на наших глазах. Применение воздушных и морских дронов с впечатляющими результатами, баллистические противокорабельные ракеты, наведение с помощью спутников - всего этого не было совсем недавно.

Но имеются некоторые константы - наш флот вёл и ведёт боевые действия вблизи наших берегов, а флоты вероятного противника - за тридевять земель от своих. И, в связи с этим, перед ними встают новые проблемы.
Описать их можно следующим образом.

Система вертикального пуска ракет (VLS) всем хороша, и применяется на многих флотах, в том числе и нашем, но вот проявился её существенный недостаток. Сегодня единственный способ перезарядить ячейки этой системы - зайти в порт, что часто выводит военные корабли из строя на несколько недель.

Вот что пишут американцы: «...Из ячеек VLS ВМФ применяет средства противовоздушной и противоракетной обороны, а также ударные и противокорабельные ракеты большой дальности.

Рассмотрим ситуацию в Красном море. Для военных кораблей нашего ВМФ, сражающихся с повстанческой группировкой хуситов, перезарядка ячеек VLS потребует транзита через Суэцкий канал в порты Греции или Италии, находящиеся на расстоянии около 2000 миль или более. Это потерянное время под постоянными атаками хуситов доказывает, что возможность перезарядки в море уже не является роскошью — это необходимость.

Загрузка самого мощного оружия противоракетной обороны — RIM-161, также известного как «Стандартная ракета-3» — в одну из этих вертикальных ячеек — дело деликатное. Для этого необходимо точно загрузить 1,5-тонную ракету длиной в 7 с лишним метра в трубу, встроенную в корпус корабля. Вне порта движение, вызванное даже спокойным морем, делает практически невозможным сделать это без повреждения ракеты.

А меж тем исследование Центра стратегических и бюджетных оценок показало, что возможность перезарядки VLS в море может обеспечить эквивалент дополнительных 18 эсминцев или крейсеров в сценарии войны на Тихом океане. Учитывая, что современный военно-морской флот Китая больше нашего и опирается на огромную судостроительную промышленность, каждый из наших военных кораблей должен участвовать в бою. Таким образом, ВМС США вряд ли могут позволить себе потерять один военный корабль на несколько недель, чтобы прибыть в безопасную тихоокеанскую гавань для перезарядки оружия.»

В этой связи хотелось бы добавить свои пять копеек: американцы, видимо, уверены, что и в такой войне они будут безнаказанно расстреливать один боекомплект за другим, подобно тому, как это сейчас происходит в Красном море и Аденском заливе. И ничего им не прилетит в ответку, с чем они не смогли бы справиться.

Надо сказать, что система вертикального пуска MK 41 (VLS) изначально была разработана с так называемым ударным краном, позволяющим перезагрузку в море, но его оказалось сложно использовать на практике, и позже он был снят с вооружения.

Конечно, существуют специальные суда с возможностью компенсировать морскую качку, но, во-первых, они изначально не предназначались для таких операций, и их не так много, причём все они частные, а во-вторых, сам военный корабль, как его плотно не швартуй к погрузчику, качке будет подвержен.

Выход в создании мобильного устройства, которое само по себе способно компенсировать воздействие неспокойной поверхности моря. И такой механизм создан. Называется он "Переносный механизм перевооружения (TRAM)" и будет проходить испытания в море в середине этого года. Он будет способен обеспечить возможность перезарядки вертикальных пусковых ячеек в условиях волнения моря до 5 баллов, используя шарнирно-сочлененный кран, который может поднимать и вращать ракетный контейнер, а затем опустить его в пусковую ячейку.

Я так понимаю, что он будет устанавливаться на борту корабля, которому понадобилось перезагрузить VLS. Остаётся только безопасно перенести контейнеры с ракетами на борт этого корабля с транспорта.

Если же вернуться к нашему Черноморскому флоту, то, похоже, вскоре ему придётся наносить ракетные удары с надводных кораблей либо прямо из гавани Новороссийска, либо вообще из Каспийского моря. Как сказано в начале статьи, война на море приобрела совершенно неожиданные формы и наш флот оказался к ним не готов, давайте смотреть правде в глаза.

Это не означает, что противоядие не будет найдено, но пока так. А механизмы перезагрузки ракет в море при таких обстоятельствах нам не понадобятся ещё долго, а возможно, и никогда.

Слухи об отставке главкома ВМФ Николая Евменова, хоть и неподтверждённые, закономерным образом породили прогнозы, как изменится расстановка сил русского флота. Тем более что враг не скрывает своей цели - ликвидации флота России. Так, на днях стало известно, что Великобритания выделила Киеву целевой транш на борьбу с нашим ЧФ. Впрочем, рассекреченный разговор немецких генералов также приоткрыл завесу тайны, кто на самом деле вовлечён в противостояние с бойцами ZOV.

Атаки на русский флот на Чёрном море, судя по последним событиям близ Крыма, стали приоритетными для врага. Так, в феврале неприятель направил рой дронов на корабль "Цезарь Куников". В соцсетях после этой операции было визгливое улюлюканье врага - мол, потопили корабль. Впрочем, официально с нашей стороны гибель корабля не была подтверждена. Хотя позднее появились кадры ночной атаки на "Куников". Военкоры подчёркивают: экипаж бился с нашествием морских безэкипажных катеров до последнего, а затем эвакуировался.

Аналогичный манёвр враг повторил уже в марте - было атаковано судно "Сергей Котов". Первоначально сообщалось, что в атаку шли 15 безэкипажных катеров (БЭКов), однако, по уточнённым данным, в нападении приняли участие всего пять морских беспилотников, и, к сожалению, все добились попаданий.

Обозреватель Влад Шлепченко в своей статье "На 155 атак Черноморского флота выделено 200 миллионов: Шансов выжить нет?" объясняет, почему ЧФ столкнулся с серией потерь.

«Чуть более чем за месяц Россия потеряла три боевых корабля. На этом фоне стало известно, что Великобритания выделила Киеву целевой транш на борьбу с нашим Черноморским флотом. За его уничтожение Лондон платит 200 миллионов фунтов стерлингов,» - указывает автор.

По приблизительным подсчётам, Лондон (а именно британцы помогают Киеву на морском фронте) оплатил до 100 групповых атак морскими дронами, каждая из которых имеет высокие шансы на потопление нашего корабля.

О том, что НАТО непосредственно вовлечено в конфликт на Украине, сомневаться не приходится. Русская разведка перехватила разговор двух немецких офицеров, которые обсуждают варианты, как бить по России.

Фактически офицеры бундесвера "сдали контору": они прямо указали на наличие на Украине военных специалистов стран НАТО, одетых в гражданское, ведущих обслуживание поставленных Киеву Patriot, ракет Scalp, HIMARS, других видов вооружения и техники. К тому же этим разговором офицеры подтвердили: именно в штабах альянса в Европе осуществляется планирование украинских ударов - команды об атаке Крымского моста, например, должны быть отданы с американкой авиабазы в немецком Бюхеле, после чего их передали бы "украинцам" через Польшу.

Не является секретом и вовлечённость в противостояние с Россией на Украине таких столпов англосаксонской разведки, как ЦРУ и МИ-6. Однако за конкретные военные дела отвечают непосредственно военные разведывательные и оперативные структуры, которые подчинены оборонным ведомствам, а не национальным разведкам.

К примеру, в тени внешней разведки Великобритании МИ-6 работает уникальная в своём роде структура - Особая воздушная служба (Special Air Service, SAS). По сути, это британский спецназ, совмещающий в себе особенности войск, которые в России именуются Воздушно-десантными (ВДВ). Исторически SAS - это подразделение из трёх полков, которое принимало участие во всех конфликтах, где воевала Британия, - от Второй мировой и до Украины.

Стоит добавить, что задачами SAS является воздушный десант, диверсионная работа в тылу противника, оперативная тактическая разведка, разработка тайных операций, а также разведывательная деятельность.

Как указано на сайте Вооружённых сил Великобритании, SAS состоит из трёх полков - 21-го, 22-го и 23-го. Основной - 22-й, у которого в подчинении находятся остальные два, имеющие статус резервных и ответственные за подготовку кадров как основных сил SAS, так и армий страны присутствия. По данным Царьграда, именно 21-й и 23-й полки SAS Великобритании проводят массовый инструктаж военных ВСУ. Результаты нам прекрасно известны: например, в октябре 2023 года именно SAS готовил украинских диверсантов, пытавшихся атаковать Запорожскую атомную электростанцию (ЗАЭС), что могло привести ко второму Чернобылю на территории Украины и гарантированно заражало Крым и юг России, включая новые территории.

Ветеран Службы внешней разведки России (СВР) генерал-лейтенант в отставке Леонид Решетников в беседе отметил, что сейчас на Украине действуют в штатском несколько сотен сотрудников британской разведки. Они проникли во многие оборонные структуры страны и фактически ведут управление ими в ручном режиме. Именно поэтому мы и можем, и должны говорить, что НАТО перешло к открытой войне, продолжая почему-то считать её закрытой.

Вернёмся к флоту. В свете того, что Россия уже в курсе махинаций иностранных агентов, которые управляют операциями в Незалежной, в том числе морскими, следует понять, как быть нашему флоту. Ведь враг, почувствовав кровь, продолжит устраивать морские вылазки, используя БЭКи.

Есть мнение, что все ценные корабли необходимо отвести за радиус эффективного действия БЭКов. Места стоянок - закрыть инженерными средствами, исключающими проникновение морских дронов на базы. После чего серьёзно заняться перевооружением кораблей.

Кроме того, подчёркивает обозреватель Влад Шлепченко, опыт показал: наиболее простым и эффективным является оснащение их большим количеством турельных установок с крупнокалиберными пулемётами или малокалиберными пушками. Для обнаружения БЭКов лучше всего использовать тепловизоры.

Военный эксперт капитан 3-го ранга в запасе Максим Климов считает, что решить проблему морских беспилотников можно за счёт правильной организации воздушного патрулирования акватории Чёрного моря. И при выполнении этого условия флоту нет нужды никуда отходить и прятаться на своих базах.

«Нормальное патрулирование над Чёрным морем полностью снимает угрозу безэкипажных катеров. При современных средствах обнаружения и поражения, при нормально организованном воздушном патрулировании безэкипажные катера вообще не имеют никаких шансов на успех» - подчёркивал он.

Также эксперт указывал, что самые острые вопросы после гибели русских кораблей возникают и к командованию.

Как нам защитить Черноморский флот от атак вражеских беспилотников, мы спросили у военного эксперта Михаила Онуфриенко.
Первый вопрос был о том, что может противопоставить русский флот британским деньгам и украинским БЭКам.

«Может противопоставить здравый смысл, а в целом нужно освобождать Одессу, выходить на Приднестровье, тогда не будет у них выхода к морю, и, значит, не будет и проблем с безэкипажными катерами,» - считает эксперт.

Борьба с безэкипажными и полупогружными катерами, на самом деле, достаточно легка. Есть два явных просчёта, заметил эксперт.

"Возьмите тот же патрульный корабль "Сергей Котов", имевший длину 97 метров: разместить там вдоль бортов оружие не составит труда. В конце концов, если у нас дефицит шестистволок, то хотя бы крупнокалиберные пулемёты. По два десятка на каждый борт. Но сам командир корабля такую инициативу проявить не может, как и командир дивизиона. Они оба подают докладные наверх, там, конечно, решения сразу не принимаются, а делается заказ в конструкторское бюро, чтобы рассчитали, как новшество повлияет на силовой каркас, где это можно установить, как это нужно приварить. Естественно, никакая Объединенная судостроительная компания за неделю тебе ничего не сделает - они будут делать год.... И результат налицо", - рассказал он.

Второй момент в принципе находится в компетенции командующего флотом. И он заключается в том, что сейчас неверно определены приоритеты. Командующему приказывают обеспечить охрану Крымского моста, и он исполняет приказ, вместо того чтобы сказать: «Я не направлю носитель "Калибра" на охрану Крымского моста, потому что тот не обладает необходимыми средствами ПВО, имеет на штатном вооружении всего несколько переносных зенитных комплексов, одно корабельное орудие и два крупнокалиберных пулемета», - отметил эксперт.

Чем мы можем защитить корабли? Обеспечением кораблей ЧФ соответствующими весьма эффективными средствами, подчеркнул ещё раз специалист.

"Например, крупнокалиберными пулемётами, установленными в достаточном количестве, которые обеспечивают поражение безэкипажных катеров, что продемонстрировали после нанесения удара по "Сергею Котову" буксиры и вертолёт, перебившие оставшиеся катера. Это можно, это эффективно", - добавил он.

Война, особенно современная, не терпит медлительности. Тот, кто медлит, тот проигрывает. И поэтому нужно модернизировать не только корабли, но и саму систему принятия решений.

В воскресенье, 10 марта, источники распространили слухи, что произошла смена главкома ВМФ - Герой России адмирал Александр Моисеев стал временно исполняющим обязанности главнокомандующего ВМФ РФ, заменив адмирала Николая Евменова.

Эксперт по ВМФ, историк флота Дмитрий Жаворонков отмечает, что без подтверждённой информации спекулировать на тему о смене главкомов не стоит. Тем более не стоит всецело возлагать ответственность за гибель кораблей только на командование.

Он подчёркивает, что сам по себе флот - это консервативная система. И потери флота во многом - следствие комплекса нерешённых проблем.

«Проблема ведь не только во флоте, проблема в программе кораблестроения и в том, как она выполняется. Это можно отследить на уровне план - факт, по контрактам со сроками ввода в строй новых кораблей и практической реализацией. Проблема ведь не столько в адмиралах, сколько и в промышленной политике государства. А это же вопрос технологической самостоятельности страны. Нам нужно обратить огромное внимание на двигателестроение. Здесь целый комплекс нюансов, от газотурбинных двигателей до банальных дизелей. К примеру, с обычными корабельными дизелями, которые делает Коломенский завод, встал вопрос об импортозамещении...» - указал Жаворонков.

Людей закономерно не радуют случившиеся потери на флоте, однако не нужно всецело ударяться в панику. Эксперт по ВМФ поясняет, что тот же Черноморский флот можно пополнять кораблями, судами по внутренним водным путям.

К тому же радуют изменения в перераспределении командования - если раньше флотами командовали военные округа, а адмиралы имели меньшее отношение к командованию флотами, то теперь это распределение изменилось. Возвращение к прежней системе командования на флоте, уверен Жаворонков, даст свои положительные результаты.

«Это отличная новость, одна из лучших новостей про пересборку системы управления вооружёнными силами. То же самое касается и ВКС. Поэтому будем желать адмиралу Моисееву удачи и надеяться, что Черноморский флот ещё скажет своё слово,» - добавил он.

Все вышеописанное относится к функционированию Черноморского флота. Но там еще более-менее терпимая ситуация, есть возможности иметь военно-морские базы для надводного флота в Севастополе и Новороссийске. Да и граничим мы там не со странами НАТО по периметру морского побережья, да и флоты этих стран – Румынии, Болгарии, Турции, не входят в число боеспособных. Правда, события последних месяцев показали, что наличие крупных надводных кораблей не является показателем силы военно-морского флота.  А вот на Балтике все тревожнее. Там наш флот базируется в окруженных странами НАТО базах – в Балтийске, что в Калининградской области, и в Кронштадте.

Интересно, сколько потребуется ядерных зарядов, чтобы очистить побережье Балтийского моря от следов человеческой цивилизации? Вряд ли кому-то в голову придет такая задача, бить станут только по крупным городам – Хельсинки, Таллинн, Гданьск, Киль, Малмё, Стокгольм. После того, как последний на днях официально стал частью НАТО, сценарий уничтожения жизни в странах вокруг данной акватории стал практически реальностью. Не потому, что Россия такая кровожадная, а потому что её враги заигрались с огнем.

Для кого-то, как Эрдогана, вступление Швеции в НАТО было увлекательной геополитической игрой. Для самих шведов – принуждением к подчинению. Ну, а для Брюсселя все однозначно, это приглашение на войну еще одной страны. Возможность сделать так, чтобы России в будущем конфликте пришлось поразить еще больше целей, потратить больше боеприпасов и времени, усложнить ей задачу. И, авось, попытаться под шумок спасти собственную шкуру, пока русские будут с финнами и шведами разбираться.

Любая война НАТО с Россией очень быстро перерастет в ядерную, в которой не может быть победителей по определению. А потому не имеет никакого значения, сколько стран в составе альянса или сколько штыков они могут выставить теперь. Равно как и сколько кораблей стало в их распоряжении после присоединения Швеции, раз уж речь про Балтийское море. Да, оно теперь де-факто «внутреннее море НАТО», но это только упрощает задачу – если кругом враги, то можно применять оружие без риска попасть не туда.

Воевать конвенциональным оружие на Балтике бессмысленно, ибо водоем мелкий и узкий, он буквально простреливается насквозь и спрятаться там негде. А потому и маневрировать, применять какие-то тактические приемы крайне сложно, шансы на спасение ничтожны. Увы, для российского флота они вообще нулевые, так как соотношение сил далеко не в нашу пользу. К тому же корабли довольно легко запереть в гаванях, хотя бы в силу географии. Накидать мин у входа и отстреливать тральщики, которые будут пытаться их убрать.

По-хорошему, России следовало бы как можно быстрее убрать с Балтики крупные корабли, потому что они обречены. И вряд ли успеют принести какую-то пользу в будущем конфликте. То же самое касается подлодок – это не океанские просторы, тут они как в ловушке. Вариант с превентивным ударом тоже не слишком хорош, потому что целей слишком много. Тогда уж действительно проще начать с ЯО, чем возиться с ракетами и торпедами.

Однако есть один нюанс, который дает шанс для Балтики на спасение. Дело в том, что с принятием в НАТО еще и Швеции бардак внутри альянса достиг критической массы. То, что задумывалось как военно-политический блок со строгой иерархией, ориентированный на реальные дела, превратилось в бюрократическое болото. Натовцы очень давно не выступали единым строем даже на учениях, у них масса проблем с координацией действий. А еще там нет главного, командира, как бы это парадоксально не звучало.

США давно уже каждый раз заново собирают коалицию тех, с кем отправятся на очередную войнушку. Хотя, казалось бы, вот она, силища НАТО – просто стукни кулаком по столу и прикажи всем готовиться к походу. Но не могут, ибо интересы разных стран внутри альянса не совпадают и одно только обсуждение со спорами у них занимает больше времени, чем сама война. Да и если откровенно – большая часть из входящих туда стран воевать по-настоящему никогда не собиралась. А теперь и подавно не станет, после демонстрации Россией своих возможностей на поле боя. Сама же Москва первой на них нападать не станет, у нее нет таких интересов, о чем сказано открыто. Так что война на Балтике отменяется, либо все будет кончено очень быстро.