Снова Мастер и Маргарита

Ник Литвинов
      В январе 2024 вышел в прокат новый-старый фильм “Мастер и Маргарита”. По сути – это восьмая по счету (и надо думать, не последняя) экранизация удивительного романа Михаила Булгакова. Новый вариант фильма, снятый Михаилом Локшиным, гражданином США, “очень по мотивам романа Булгакова”, уже вызвал новую волну интереса к “Мастеру и Маргарите.” Отзывы о фильме самые противоречивые. Очень многие одобряют неожиданную трактовку романа, но и сторонников консервативного подхода хватает. Безусловно, большинство считает вариант Бортко самым близким к тому, что было задумано автором.

     На дворе уже 21-й век. Интернет. Полеты в космос. Человек уже высадился на Луну, но интерес к роману, написанному в середине прошлого столетия сохраняется и он даже вошел в школьную программу. А какие эпитеты сопровождают роман Булгакова: самый мистический, самый лучший роман 20-го века! Наряду с восторженными поклонниками “Мастера и Маргариты” есть достаточно много людей спокойно относящихся к роману. Они не видят в нем ничего особенного: банальная история любви замужней женщины к одинокому мужчине и все это на фоне мистики. Но роман-то многослойный! Он написан автором,  глубоко знавшим историю религии. Два деда Михаила Булгакова были священниками, а отец был преподавателем богословия Киевской духовной академии. Для понимания того, что было создано М.Булгаковым, нужно знать историю религии и, желательно, не в объеме курса Научного атеизма. Сам автор прожил жизнь полную  и опасностей, и удивительных встреч. В его жизни были периоды и отчаяния, и радости от успехов в творчестве.
 
     Роман “Мастер и Маргарита” изучен критиками и исследователями вдоль и поперек. Казалось бы, никаких уже белых пятен не осталось, но это не совсем так. В интернете можно встретить  лекции на тему романа “Мастер и Маргарита”, дьякона Андрея Кураева, писателя Дмитрия Быкова и др. В их  интерпретации “Мастер и Маргарита” – это антиевангелие, точнее “евангелие от Сатаны”.  Дьявол (Воланд), чтобы остаться одному в истории,  хочет уничтожить всякую память о Христе. Для этого необходимо создать антиевангелие,  где бы не упоминался Христос. Сам он это сделать не может, т.к. лишен возможности творить, поэтому ему нужен человек. В каждом человеке скрыта частица Бога, позволяющая ему заниматься творчеством, и вот это обстоятельство сыграет с Мастером роковую роль. Каким будет “антиевангелие”,  Воланд  уже обозначил в разговоре с Берлиозом на Патриарших прудах: никакого Иерусалима – только Ершалаим, никакого Христа – только Иешуа га Ноцри. Почти все действие романа происходит в Москве, на страстной неделе, накануне Пасхи.

    Я не собираюсь пересказывать лекции упомянутых знатоков творчества М.Булгакова, но считаю не лишним обратить внимание читателей на исследование Алексея Редозубова. На мой взгляд, это неожиданное и глубокое объяснение всего того, что встречается в романе. Знания лишними не бывают.
 
     М.А.Булгаков работал над своим главным романом двенадцать лет, но так и не закончил его. Как говорят исследователи творчества писателя:”Роман закончен, но не завершен”. Мы вынуждены довольствоваться редактурой романа выполненной его супругой – Еленой Сергеевной. Насколько результат ее работы совпадает с тем, что сделал бы сам автор, можно только догадываться. Ещё такая деталь: “Мастер” – слово, относящееся к главному персонажу романа. Откуда оно взялось? Почему “мастер”? Неужели из-за перевернутой буквы W, которую Маргарита вышила на шапочке главного героя. На мой взгляд, звучит это малоубедительно. Где-то в интернете я прочитал ссылку на то, что О.Мандельштам и М.Булгаков были масонами, а “мастер” – это градус посвящения члена ложи, его статус. Тогда понятнее становится разговор И.Сталина и Пастернака по телефону, состоявшийся после ареста Мандельштама. Сталин спросил Пастернака, что он думает о Мандельштаме. Пастернак замялся, а Сталин после недолгой паузы продолжил вопрос: "Но ведь он же мастер, мастер?" Пастернак ответил: "Это не имеет значения".

    Значительная часть  дореволюционной элиты и творческая интеллигенция   20-х и 30-х годов Советской России жили с кукишем в кармане по отношению к действующей власти, а кукиш этот – членство во всевозможных масонских ложах того времени. По крайней мере, треть из 250 человек, проходивших по делу декабристов, были масонами. На сегодняшний день известно одиннадцать тайных масонских или полумасонских организаций, действовавших в 1920-е годы в СССР: “Единое трудовое братство”, “Орден мартинистов”, “Орден Св. Грааля”, “Русское автономное масонство”, “Воскресенье”, “Хильфернак”, “Космическая Академия наук”, “Братство истинного служения”, “Орден Света”, “Орден Духа”, “Орден тамплиеров и розенкрейцеров”. Восемь первых из них располагались в Ленинграде. “Орден Света” объединял в своих рядах московских “братьев и сестер”. И еще: наш знаменитый актер Петр Вельяминов, выходец из семьи потомственных дворян, снявшийся в главных ролях во многих известных кинофильмах, прожил тяжелую, но интересную жизнь. В 15 лет он был арестован и осужден на 10 лет лагерей (отсидел девять), после освобождения стал театральным актером и многого добился в профессии. Несколько поколений предков Петра Вельяминова были масонами. В 1995 году, на семидесятом году жизни, когда самое время подумать о душе, актер вступил в петербургскую масонскую ложу. За годы членства он дошёл до второй степени — подмастерья. 

      Резюмируя сказанное, можно предположить, что большой писатель М.А.Булгаков не мог не отразить в своем творчестве процессы, происходившие в то время в обществе. Отсюда и “мастер” – намек на масонский след в романе. Ознакомившись с отзывами зрителей на новую версию “Мастера и Маргариты” от режиссера М.Локшина, не ощутил настоятельного желания скорейшего знакомства с ней. Меня вполне устраивает вариант В.Бортко