Однолюб. 36

Вагид Сафаров
С намерением лечь отдохнуть, Нурлан приехал домой к родственнику. Оказавшиеся под нагрузкой мышцы рук и ног местами продолжали произвольно дергаться, и усталость сказывалась во всем теле. Подъем по лестнице на жилой дался чуть легче, чем обычно, но как ступеньки, так и пол балкона были в пыли. Еще начинало чувствоваться неприятный запах испорченной пищи, и он прошел на кухню. Источником мог являться лишь стоявшая на плите сковорода с крышкой, убедившись, с ней в руке спустился во двор. Нижний этаж, тоже неприбранный, был менее запущен. В угловой комнате под кухней возле окна на досках находилась покрытая одеялом лежанка из подушек старого дивана. Уголок напоминал бытовку сторожей, на подоконнике стояли электрочайник, банка кофе и почерневшая кружка. Нурлан испытал жалость к положению Мирахмеда, хоть и смотрелся довольным, был пострижен и чисто одет.
Во дворе было душно, он освежился и присел на подобие кресла в тени дерева. Через минуту ноги поднял на стул, затем на его спинку и понял, что нижним конечностям в таком положении легче.
Двоюродной брат приехал с продуктами в двух пакетах. Поставив их на стол, сказал:
– Дома не прибрано, нам лучше поесть на свежем воздухе. Голодный, как волк, тебя и не спрашиваю.
– Холодец такой же, что и в прошлый раз? – спросил Нурлан, расставляя продукты. – Я поздно понял, что в нем было два вида мяса, и не знаешь, как к этому относиться. А ел с аппетитом, потому что тоже был голоден.
– Возможно, но я там больше не беру. Рядом новая точка открылась, в ней еще плов можно заказать, и различные штучки делают из муки. Вечером сходим, сам выберешь.
– Во многом ты брезгливее меня, а берешь покупную еду. О чем это говорит?
– Куда денешься, если не умеешь вкусно готовить? Пусть не каждый день, но часто что-то делаю. У них еда вкуснее, как домашняя, и к знакомым доверия больше, чем в городе.
– Это ни о чем не говорит. С завтрашнего дня устрою себе разгрузочные дни.
– Не думаю, что получиться – больше всего прикладываешься к съестному от делать нечего.
– Или если рядом некому локоть упирать в бок. Ты что, в этой закутке ночуешь?
– Нет, я сплю в своей постели. Обычно слежу за чистотой… а, ты про запах? – Домовладелец поднял глаза к окну. – Утром я и сам ощутил, но закружился и ушел. Мне простимо – дел было по горло.
И минуты не прошло, как содержимое пакета: два прозрачных контейнера прямоугольной формы со сгустившейся желеобразной массой, тонкий лаваш, разрезанный на плоские куски сыр, зелень и две бутылки газированного напитка желтого цвета, – оказалось на столе, и родственники приступили к еде. Из двоих более стройный мужчина обычно отличался хорошим аппетитом, но ему не терпелось начать говорить.
– Дал понервничать… чуть не оставил открытие без главной фишки.
– Я не по воздуху, – ответил другой. – Почему сегодня? Мог бы перенести хотя бы на завтра!
– Среда считается удачным днем для начинаний. Или суббота, но тогда уже праздник.
– Ты стал верить во все непонятное!.. В городе жизнь течет по-иному, взять и уехать в любой момент не всегда выходит. Праздник и без меня считался бы состоявшимся. В небольших компаниях и неправильно резко отличиться.
– Все нормально, твое появление спасло меня, – льстиво сказал Мирахмед. – Если бы с этого начинали... До твоего приезда все были вялыми, и покупок не спешили делать.
– В такой день что, и торговля идет?
– Эгей, смысл самого мероприятия и заключается в ее обеспечении: сейчас и потом. Каждый, выпив вина, сплясав, считает делом совести осмотреть и магазин, что обязывает их купить, пусть немного, сыра; заказывают... Отпускники неплохо берут, летом грех жаловаться на торговлю.
– В городе сложнее, – сказал Нурлан, – магазины полны аппетитных головок, и стоят не так дорого. Но сворачиваться не хочу, и открою лавку. Уже подыскиваю. Я изматываюсь, параллельно работая.
– Давно бы так. У магазина преимуществ больше. Не знаю, как у вас, здесь мы и в долг отпускаем, чаще всего под честное слово. Почти все отдают, проблемные должники единицы, но есть. На старом месте я не решался, теперь придется составить список и повесить на майдане. – Додумавшийся только что до действенного хода Мирахмед приуныл. – Если руки дойдут… Иной раз хочется уехать куда-нибудь на самый край земли, чтобы не видеть, не слышать никого. Все надоело.
Часть еды была съедена, остальное Нурлан аккуратно сложил в пакет вместе с салфетками и убрал в сторонку. Мирахмед откупорил емкость с напитком и поднес к губам. Родственник последовал его примеру и сказал:
– Надо жить в семье, родить ребенка, чтобы не угасла жажда жизни. Там не вышло с девушкой, так ищи другую, не тяни. Чем дальше, тем сложнее тебе будет ужиться с женщиной. Дотянешь до пятидесяти, тогда она и ни к чему. Это твои же слова, относительно хорошей машины. Попадешь в точку, если применишь в нужном деле.
Увлажненные очередным глотком напитка губы Мирахмеда сомкнулись в молчании, а другой продолжил:
– Ты не знаешь, как помочь умному, обеспеченному, но бестолковому с девушками молодцу? И я не знаю. Чем же поддразнить его, чтобы поспешил доказывать свою полноценность? Можем поискать бабулю какую одинокую, позовем близких, накроем стол, а он пусть гадает, что это означает? Заденет – побежит искать невесту, нет, так... что?
– Ты прав, брат, пора поставить точку. Твои упреки все каверзнее, но раздувать не стоит – и без того они доходят. Здесь тебе не город, раз оступишься, считай, что пятно себе набил.
– С таким отношением ты никуда не придешь. Нельзя останавливаться, пока не найдешь свою настоящую половинку. Главное, не совершай непростительных ошибок, а других не бойся.
– Мы действительно с тобой мало чем похожи. Пойдем наверх, тут удобно не раскинешься.
Мирахмед поднялся в дом и сразу взял швабру и тряпку. Ему понадобилось несколько минут, чтобы закончить с полом балкона. К тому времени, что родственник присоединился к нему, он вытирал кухонным полотенцем стеленую на журнальный столик скатерть желтых оттенков.
Гостивший Ахмедов чуть развернул кресло и вновь поднял ноги на стул.
– Пока не посплю полчаса, усталость не пройдет. Ты говори дальше.
Убрав в сторонку хлопчатобумажную ткань, тот расположился напротив него.
– Не знаю, поймешь ли ты меня, но я все о той самой девушке. Мне до сих пор неизвестно, где она, что с ней.
– Тормози, брат! – сказал Нурлан, выставив руку вперед. – Зачем тебе такая после всего? Не бегай, раз сама не хочет.
– Ты не в курсе, тогда вмешались обстоятельства. Знать бы, что у нее в уме, там решу, как быть. Я обязан попытаться еще раз, если она выйдет за кого, то мне будет тяжело и больно долгие годы. Пока я ни о ком, кроме нее, и слышать не желаю.
– Забудь, та бабочка упорхнула, лови другую. В этом деле не всем везет с первого раза. В отдельных случаях жена может переполошить тебя, или бывшая, но эта девушка тебе никто. Почему тебе должно быть больно? Пусть сама жалеет.
Дав ему договорить, Мирахмед продолжил выкладывать свою линию:
– Я готов действовать по ситуации. Возникнет необходимость похитить – устрою смело, но до этого вряд ли дойдет. Я уверен, что она поняла и ждет меня, не удостовериться будет непростительной ошибкой.
– Сомневаюсь, но тебе виднее. Свою задачу я выполнил, от меня больше ничего не зависело. И калым свой не требую... Как понимаю, ты хочешь моей помощи? – спросил Нурлан.
– Да, я ждал тебя. Вопрос еще не закрыт, а посоветоваться не с кем.
– Я могу познакомить тебя с любой девушкой, только покажи. Сам понимаешь, к той я больше не подойду.
– К ней я не собирался тебя просить. Даже не как советчик ты мне нужен, а как опора. Стоит тебе уехать, так я пустею. Временами вспоминаю твои слова, что в раннем детстве на нас ставятся отметки, согласно которым нам и суждено жить. В моем случае, видимо, произошел сбой. Скажи, почему мы с тобой такие разные? Кровь одинаковая, появились на свет в течение одной недели, соска была одна на двоих…
– У нас родители разные, и на свете много вещей, которым нет объяснения. Живи настоящим – вот чего тебе не хватает. Скинь с себя рубашку страдальца, и начнет получаться.
– Ты сам раньше шутливо высказывал всякие мысли. Сломленному не подняться с колен, пока не найдет то, чего ему не хватает. Я тебе целый магазин подарю, если удачно завершим дело.
Поняв, что родственник у опасной черты, Нурлан еще больше посочувствовал ему. Он не представлял себе, какими словами выразить несбыточность его желания. Историю любви главы одного из районов города сам же рассказывал, когда невеста в день свадьбы спряталась ото всех, сославшись на некие особенности женской натуры, а через месяц одумалась. При повторной церемонии на торжествах народу было наполовину меньше, но, вопреки прогнозам, пара создала крепкую семью.
– Будет тяжело до невозможности. Она столько времени не дала о себе знать, и надеяться не на что. Шансы твои настолько мизерны, что в трубу не разглядеть. Твои старания будут означать потерянное время.
– Не согласен, и тяжесть сулит мне награду. – Мирахмед постучал себе в грудь. – Остается выяснить, где она. Нетрудно догадаться, что в горах. Туда и отправим машину. Трудное на первый взгляд может таковым только казаться.
Одержимость родственника поражала, и Нурлан не понимал, как увернуться.  Ввязываться повторно в мутное дело было выше его сил, и сказал:
– Допустим, что нашли, а что дальше делать? Плана, как я думаю, еще нет. Мне надо послушать и ребят, что произошло в тот день.
– Хватит тебе и того, что я говорю. С ними вопрос больше не поднимался. Я их и пригласил назавтра, чтобы с тобой все обсудить. Им предстоит исправлять свою ошибку, с ними она не побоится уехать.
– Как знать, все будет зависеть от особенностей поставленной задачи. Она говорила, что время пути в одну сторону в два раза дольше, чем до города. Ты найди других, и необязательно двоих. Посторонние обладают преимуществом притвориться заблудшими и действовать по обстановке. Веревку, или мешок на голову можно применить по прибытию, но пускай на последнем аккорде не испортят, спросив ее согласия.
– Спасибо за урок, но улыбка на твоих губах лишняя, когда на душе кошки скребут.
Для отправки в горы у Ахмедова на примете был еще кандидат: вернувшийся весной из армии молодой человек по имени Саламбек и в технике разбирался, и дружил с подобным себе парнем. Продолжающий обманывать самого себя он оставил родственника и поехал к нему, был озадачен вытекающими вопросами: сумеет ли тот вызвать доверие девушки; решит ли вопрос… За основу брал убеждение, что в горах им приходится несладко; что мать недовольна ею и они обе ждут его.