Интервью

Светлана Петровская
   
    Лариса Салыгина: 
    – Света, из всех людей, у кого я брала интервью, ты оказалась самой сложной картиной из многочисленных пазлов. Пишешь книги, стихи, песни, сама поешь под гитару, рисуешь. Что ещё ты делаешь, что я не назвала?

   —Я ещё очень люблю театр, с удовольствием участвую в театральных проектах. Люблю не только рисовать, а всё, что можно делать руками: это резьба по дереву, витражи, керамика, и это ещё неполный список.

    – С тобой хочется говорить твоими стихами, которые мне близки и понятны. А давай попробуем интервью сделать на поэтическом фундаменте из твоих стихов. Вот у тебя есть строчки:

                Мы все когда-то пришли из сказки,
                Которую детством сейчас зовём.

      Вспомни своё детство. Действительно ли оно было таким сказочным?
 
     — Моё детство действительно было счастливым. Я в первом поколении Сочинка. И я понимаю сердцем, что даже то, что я родилась именно в этом месте, уже счастье. Здесь сказка зимой, сказка летом.

     – Ну, раз уж мы начали со сказки, продолжим моей любимой книгой «Маленький принц». У тебя тоже есть стихотворение, которое начинается строчками:

                Теперь-то знаешь, есть  Роза одна,
                Теперь-то помнишь, что ты в ответе…
    А ты в своей жизни за кого в ответе?

    — По большему счёту, мы всегда в ответе за самих себя, как часть Мироздания. За своих детей, конечно же,  в ответе, но у них своя судьба, и мы не можем её изменить. Мы можем показать планочку, помочь понять свою самобытность и любить их так, чтобы они  ощущали нашу поддержку. Есть ещё ответственность за родителей, которые всегда в нашем сердце. Мы в ответе за природу, за окружающий нас мир.

   – Не хочется отпускать ниточку детства, из которого мы все родом. И поэтому снова обращаюсь к твоим стихам:
               Не кричите на детей, не кричите!
               В заповедник их затей не входите.
               Нам, железным , не прожить в царстве диком,
               Да и звёзды погасить можно криком…

    У тебя двое детей. Скажи, твои методы их воспитания отличаются от тех, как воспитывала тебя мама? Она же, насколько мне известно, была педагогом и сформировала тебя как цельную личность.

    — Мама умела воспитывать так, что все решения я принимала сама. Я восхищаюсь её эрудиций, целеустремлённостью и способностью разбудить творчество в любой дремучей душе. Всегда хотела на неё равняться, не всегда получалось. Своих детей не отдавала в садик, жаль было терять общения с ними.

   – В одном из твоих стихотворений есть такие строчки:  «У сложных чувств— простые части». Очень здорово подмечено! Какие качества в себе ты можешь выделить из тех, которые помогают в жизни?

    — Оптимизм. Я воспринимаю мир таким, какой он есть. А если я могу что-то изменять, то стараюсь это сделать. Где-то прочитала высказывание одного старца: «Наша ценность в этом мире определяется количеством людей, которым мы нужны». Может, категорично, но, по большему счёту, правда, потому что нельзя абстрагироваться от мира и жить,  наслаждаясь только собой и своими ощущениями.
       Человек— существо социальное, и, хотим мы этого или нет, но мы коммуницируем с миром. Это  как в живописи, где есть цветовые отношения, когда рядом два предмета бросают друг на друга какой-то отблеск. И этот закон живописи нельзя изменить. Так и в отношениях человека с миром.
    Ну и ещё считаю своим хорошим качеством то, что  люблю отдавать. Прав Соломон, когда говорил: «Пришло время, когда что-то нужно отдавать». Я это делаю с удовольствием.

    – Света, любое творчество— это вдохновение. Без него ничего не сделаешь. Какие моменты в жизни тебя вдохновляют?

    — У меня вдохновение двух видов. Спонтанное, когда в момент счастья, или горя, или при каких-то сильных эмоциях появляется вдруг интересная поэтическая строчка, как подсказка свыше. И есть вдохновение в процессе работы, когда садишься писать и попадаешь в нужный ритм.
 
     – Света, а вот талант— это дар свыше? или любой человек может развить в себе эти качества?

     — Скажу как художник, который много лет работает с детьми и взрослыми. Есть такое понятие, как Гений, и есть понятие — Мастерство. Гений получает результат сразу, и у него всё гениально. Иногда ребёнок делает такие удивительные красивые вещи, что даже не понимаешь, как у него это получается.
     Но такие дети очень часто, почти на 99%,  не умеют тщательно работать. Им всё даётся легко, и потому им кажется нецелесообразным повышать свой уровень. А потом, когда трудолюбивые дети сравниваются в мастерстве с гениальным учеником, это может оказаться очень жёстким ударом по самолюбию. Многие люди даже ломаются.
     А мастерство есть в любом творчестве. И если знать приёмы,  можно вполне на хорошем уровне их освоить.

    – Светлана, у Пушкина есть строчки:
                Везде, везде в душе моей
                Благословлю моих друзей.

     А у тебя много друзей?  И как ты относишься к дружбе?

    — Друзья — это такая замечательная субстанция.(Улыбается) Это любовь без эротического подтекста. У меня много друзей, интересных знакомых, очень близких мне людей в разные периоды моей жизни. Есть школьные друзья, проверенные временем, и у нас есть общие интересные воспоминания о юном возрасте. Мы можем долго не видеться, а при встрече такое чувство, что и не расставались.
    Есть друзья по университету, по каким-то поездкам.
Друзьями я назову своих детей. Это счастье, когда ты для них не только мама. Хотя Егор и Маша уже взрослые, у нас общий, внутренний культурный код. Я их очень хорошо чувствую.

     – Все твои стихи, проза, живопись – о любви. Они проникнуты любовью к Родине, близким, природе. Они понятны и просты, без пафоса и лжи. Хотелось бы узнать, что для тебя слово— Любовь?  Какие понятия включает в себя твоя «Книга Любви»?

    — Слово «любовь» включает в себя много понятий, и, по-моему, в русском языке больше всего синонимов к этому слову. Английский язык может ещё соперничать. Поэтому для меня оно многогранно, это слово, которое СОДЕРЖИТ в себя полноту жизни, потому что без неё жизнь будет не полной.
 
     – Света, ты родилась и большую часть жизни прожила в Адлере. Но ты много путешествуешь. Какое из путешествий тебе запомнилось больше всего? Какие твои любимые места?

    — Очень люблю путешествовать. Путешествия для меня — это особый вид творчества. Назвала бы себя АРТ-ПУТЕШЕСТВЕННИЦЕЙ, из поездок привожу стихи и наброски, а не магнитики)))

    Из Европейских стран запомнилась Франция. Она интересна мне своими небольшими, уютными городками и деревушками. Нам какое-то время довелось с мужем пожить там рядом с обычными людьми и понять, что все бытовые сложности, радости, семейные отношения, огородные дела— всё, как у нас. Мы ничем не отличаемся, только что территориально. Доброта, взаимопомощь, добрососедские отношения— все эти качества есть в любой нации.

    Люблю Вильнюс, там родились мои дети, много интересных воспоминаний, связанных с эти городом. Он многонациональный, интеллигентный, там круговорот из разных культур.

     Конечно же в памяти и Северная российская сторона, маленький город Белоярский, и Архангельская область навсегда останется в памяти — там особая каста людей – поморы. В этих местах никогда не было лагерей и, наверное, поэтому присутствует ощущение внутренней свободы.

      Люблю горы, походы, где, чтобы увидеть первозданную красоту дикой природы, нужно сбить ноги, устать. Горы равноценны богам: чтобы добраться до них и восхититься, нужно приложить определённые усилия. Сент-Экзюпери сказал: «Земля помогает нам понять самих себя, как не помогут никакие книги. Ибо земля нам сопротивляется. Человек познает себя в борьбе с препятствиями»

     – Света, в завершение интервью хочется спросить, чем наполнена сейчас твоя жизнь. Я знаю, что ты ведёшь группу «Художник» в Народном Университете города Сочи, у тебя вышли книги, ты проводишь концерты… Что ещё происходит вокруг тебя.?

     — У меня в характере всегда была многозадачность. Чтобы было всего много! Я много читаю. В интернете смотрю обзоры, классику перечитываю. Что-то советует мама. Её мнению я доверяю. Она у меня филолог, редактирует тексты и читает много новинок. И даже не только печатные книги, а на «Прозе.ру» есть прекрасные авторы.
    Люблю участвовать в разных проектах. Вот сейчас, в год Семьи, мне предложили  войти в команду авторов книги о семейных династиях замечательных сочинцев.

     Что касается живописи — хочу выпустить серию графических работ об экологии.  Мои замечательные ученики из Народного Университета очень отличаются от детей, которым я преподаю. Это разная возрастная категория, есть люди и очень почтенного возраста, поэтому и я у них чему-то учусь.
    Мне не столько важно научить их правильно рисовать, а чтобы они получили удовольствие от своей картины. Они прожили жизнь, поэтому большие перфекционисты, и если им кажется, что они не так нарисовали, как у них в голове задумано, то очень огорчаются. И вот мне нужно стереть эту границу, показать, что процесс рисования не менее важен, чем результат, и чтобы они получали радость от того, что делают.
     В общем, вокруг меня кипит жизнь, и я активно с ней взаимодействую. НО ИНОГДА ДЕЛАЮ ШАГ НАЗАД – В УЮТНОЕ  ТВОРЧЕСКОЕ  ОДИНОЧЕСТВО.
                Сочи, март 2024.