П. М. 10 Мама вернулась

Светлана Новикова 20
10 Мама вернулась

Проснувшись, Боря первым делом хотел бежать к папе, чтобы снова идти на пляж, но тут обнаружил, что он дома в своей комнате. В открытое окно тянул сквозняк и шевелил белую тюлевую занавеску. Боря вышел на балкон:  вместо мягкого пляжного песочка под балконом был теперь серый жесткий асфальт. Вместо пальм на берегу стояли под окнами пожелтевшие березы и покрасневший клен. Только  «дельфины» снуют туда-сюда. Такие странные: серые, красные, зеленые, черные. Приглядевшись, Боря увидел, что это не дельфины, а иномарки. У берега покачивались тесной толпой сгрудившиеся бесчисленные «корабли» всех видов и мастей. Но нет, вместо успокаивающей и веселящей морской глади городские дома нескончаемой вереницей уходили теперь за горизонт по всему Московскому простору. Вот и кончилась морская сказка да плюс еще с таким горьким разочарованием в любви. Боря был не доволен, что влюбившись первый раз в жизни, так быстро  потерял свою любовь. Было досадно. «Ну, что ж! Кроме Мики много есть на свете красивых девочек. А кроме красоты она должна быть еще доброй и любить меня взаимно! Пойду в школу, там девочек будет полный класс.» Боря таким образом успокоил сам себя.  «Неужели не выберу себе подходящую для души? Конечно, выберу. Жаль, только в школу идти через целых два года. Придется набраться терпения и ждать!»
Боря вздохнул и отправился готовить завтрак. В холле он неожиданно наткнулся на чьи-то чемоданы, вроде бы даже знакомые четыре чемодана. Их вчера здесь точно не было. Они с папой вернулись только с двумя сумками. Откуда чемоданы? «Мама! Это мама приехала!» - сердце Бореньки замерло от радости. Он стоял посередине холла, и не знал, куда теперь идти: то ли маму будить, то ли папу будить, то ли сначала позавтракать? Он кинулся обратно в свою комнату, вытащил коробку с подарками и поставил ее под дверь маминой комнаты. На душе сразу стало так сладко и хорошо. И папа дома, и мама дома! Теперь можно пойти, привести себя в порядок и поесть.
Светлана сидела на диване в своей комнате в роскошном розово-бордовом длинном халате, неспешно попивая кофе. Слушала Бореньку, рассматривала не торопясь все предназначенные ей подарки, бесчисленные  рисунки, фигурки из пластилина.
- А это что? – иногда спрашивала она. Боренька с жаром объяснял, и, видно было, что сегодня его не остановить. Боренька был увлечен, рассказывал очень интересно и занимательно, на ходу что-то выдумывая. Светлане было интересно с ним общаться. Игорь слушал их из коридора и, наконец, решился, встал в дверях Светланиной комнаты и с волнением наблюдал за их идиллией. Ему казалось, что Светлана сейчас измениться, что на нее подействует необычайная детская любовь, полная искренности и невероятной силы. Словно и не было никакой разлуки, словно в их жизни ничего не рушилось. Боренька напрочь забыл про свои переживания и страдания по поводу отсутствовавшей мамы. Ему хотелось поделиться именно с ней всем своим самым сокровенным. Светлана заметила Игоря, но не хотела встречаться с ним глазами. Он это понял. Самое лучшее для Игоря было уйти из дома и оставить их одних.
Игорь шел по улице, волнение так и не покидало его. Он пытался справиться со своими мыслями. Он думал о том, что, возможно, опять по своей наивности сделал ошибку -  Светлана точно уйдет. И это для Бореньки окажется еще тяжелее. Надо будет ему просто получше объяснить, почему папа и мама вдруг оказываются друг другу чужими людьми. В самом деле, почему? Хотя для него этот вопрос уже был закрыт, но он стал вспоминать все  отношения со Светланой с первого момента знакомства.
Их отношения никогда и не были близкими, душевными, сердечными. Все шло по одной накатанной дорожке: «Надо!» Надо жениться на девушке из приличной семьи, чтобы можно было устроить свою карьеру. Отец Светланы устроил Игоря в министерство, но только после свадьбы. А на  момент знакомства у Светланы был тяжелый внутренний кризис. Выйти замуж для Светланы было единственным средством, чтобы избавиться от безумнейшего родительского плена. И Игорь сыграл короткую роль палочки-выручалочки. После свадьбы Светлана довольно быстро окрылилась. Изменилась она почти до противоположности. Еще до беременности Игорь понял, что никакой семьи с ней не будет, лучше бы сразу и разойтись, но опять работало это ненасытное «Надо!»
Можно было прожить и без министерства, знал бы он, какую цену придется платить даже не ему, а его ребенку!
Безсердечие Светланы ошеломляло Игоря, и только по своему простодушию и неопытности он никак  не мог поверить, что женщина может быть такой эгоистичной до жестокости, что она может жить только для себя, и ни капельки для другого,  даже если этот другой - ее собственный ребенок.
Первым его потрясением было, когда через три недели после рождения Бореньки Светлана заявила, что ей это совсем не надо! Что она страшно устала, что ребенок её раздражает. Игорь нанял вторую домработницу, но все равно Светлану это не удовлетворило. Ему говорили опытные друзья, что Светлана относится к такому типу женщин, которым невозможно угодить. И чем больше таким угождаешь, тем больше они начинают требовать. И постоянно всем недовольны.
- Что же делать? – спрашивал Игорь.
- Ничего! Нарвался ты, дружок!
- А как же материнство?  Оно меняет женщину! – недоумевал Игорь.
- Меняло! Проснись! Сейчас – другие времена, другие люди! Все – другое! Не жди никакого чуда. Гони её, пока она тебя не вымотала до предела.
- Даже так? – Игорь не верил.
- Не веришь – поверишь! Не ты первый через это проходишь!
- Думай о себе! Она себе всегда найдет кого-нибудь. Она хочет выбирать сама, и не хочет,  чтобы её выбирали.
 Игорь сыпал ошибки за ошибками. Каждая ошибка рождала следующую, которая становилась тяжелее. Теперь он понимал, что подставил Борю, видя его искреннюю непосредственность. Светлана вежливо делала вид, что ей  интересно слушать Бореньку, но на самом деле она только и ждала, когда Боря кончит, когда ему это надоест. Игорь это уловил и понял со всей жестокой очевидностью, что возвращать эту «перелетную маму» было совсем не нужно.
Через полтора часа Игорь вернулся домой. Радостный Боренька кинулся ему навстречу:
- Папа! Вот видишь! Я же говорил, что мама вернётся! Вот она и вернулась! Вернулась мама!
- А где она?
- Она пошла погулять! – Боренька был счастлив.
Теперь Игорь понимал, что подставил Борю, видя его искреннюю непосредственную радость. Светлана вежливо делала вид, что ей  интересно слушать Бореньку, но на самом деле она только и ждала, когда Боря кончит, когда ему это надоест. Игорь это уловил и понял со всей жестокой очевидностью, что возвращать эту «перелетную маму» было совсем не нужно.
Игорь со Светланой не разговаривали. Старались не сталкиваться друг с другом. Через некоторое время Боренька сам стал понимать, что в отношениях папы и мамы никогда ничего не наладиться. Он решил вытянуть маму на откровенный разговор.
- Мам! Ты больше не любишь папу?
- Нет.
- И что нам теперь делать?
- Ничего.
- То есть как?
- Ничего! – Светлана подумывала о том, что ей пора  уже уходить и окончательно покончить с этой неудавшейся семейной жизнью.
- Тебе с дядей Митей лучше? – заключил неожиданно Боря.
- А не такой уж ты и маленький! – воскликнула удивленно мама, - Все понимаешь!
Она помолчала немного. Боря тоже молчал и ждал, что теперь скажет мама.
- Знаешь, Боря! Ты – мой ребенок. Я от тебя не отказываюсь. Но жить вместе с твоим папой я не могу. У нас кончилась любовь. Вернее, её и не было никогда. Был один расчет.
- Понимаю! Не маленький уже! Папе нужна была выгода? Знаю, слыхал я такие истории. В министерство иначе не устроишься – такие связи нужны. А дедушка наш – он ужасный связист.
- Что-что? – переспросила Светлана, - Это папа тебя научил так моего отца обзывать?
- Да что ты все на папу валишь? Я что – вообще ничего не соображаю? Я что – такой вот маленький и всё? Маленький – не значит глупый. Только вот зачем вы до ребенка дело довели? Мне теперь из-за ваших глупостей мучиться всю жизнь? Да? Бессовестные вы!
Светлана остолбенела от того, что Боря разошелся не на шутку.
- Мне очень жаль, что жертвой обстоятельств становишься ты, потому что ты совершенно не виноват в отношениях взрослых. Но давай смотреть правде в глаза. Я буду тебя навещать, мы будем с тобой общаться. Когда ты подрастешь, ты и сам будешь приходить ко мне в гости.
- Мамочка! Не уходи! – Боря со слезами бросился к Светлане и обнял её крепко-крепко. Светлана против своего обыкновения вдруг приласкала его, прижала к себе, погладила по головке.
- Что же делать, малыш? Не надо так серьезно ко всему относиться. Привыкнешь!

Теперь Боря решил атаковать папу. Но из этого тоже ничего не получилось.
- Знаешь, милый мой! Ты живи своей жизнью и не обращай внимания на отношения взрослых. Где гарантия того, что когда ты вырастешь, ты не окажешься в такой же точно ситуации? Вот поставь себя на наше с мамой место!
- Как это? – Боря задумался и перестал плакать.
- Вот так! Представь, что ты уже вырос, женился, у тебя родился ребенок. А тебе твоя жена разонравилась, или ты ей разонравился. И вы больше не можете жить вместе. Остается какой выход?
- Разойтись! – согласился Боря.
- Правильно! Правильно мыслишь, дружок! – ответил устало папа.- Теперь попытайся объяснить это своему ребенку, который ещё не понимает, что происходит в отношениях его родителей.
- Если девчонка будет – могу объяснить. А если мальчик – не объясню! – сделал выводы Боря.
- Почему? – удивился папа.
- Очень просто! Девчонкам что надо?  - кукол побольше, наряды разные – тоже побольше – им и некогда переживать. А мальчик – он ответственный!
- То есть? – папа с интересом следил за мыслью.
- Мальчик – будущий отец, глава семьи. Он не должен допустить развала семьи. – Боря это уже хорошо усвоил, заведомо проконсультировавшись с няней. Но папа не знал про этот «демарш», и думал, что Боря выдает свое.
- Да, брат!.. – папе трудно было что-либо возразить. На этом разговор закончился.
В принципе, Боря понимал отлично, что родителей теперь не переделаешь .И ему ничего не остается  другого, как жить своей жизнью, а они пусть как хотят.
На следующий день Борино безразличие к себе Светлану насторожило.  Она пыталась найти с ним общий язык, пыталась заняться с ним каким-то делом, но в ответ было слышно только одно довольно хладнокровное: «Не мешай!» Потом Боря пошёл еще дальше. На все мамины вещи, которые попадались ему на глаза или лежали на его пути, он раздраженно и специально дерзко восклицал: «Ой! Что это такое тут валяется? Тапочки чьи-то? Надо срочно выбросить!». «Какая ужасная шампунь! Откуда она здесь? Мы с папой такой не моем голову! Надо срочно выбросить!» Это становилось невыносимо, и кто-то из друзей Игоря сказал, что у Бори так называемая «обратна истерика» и Светлане нужно как можно быстрее исчезнуть с глаз ребенка.
По этому поводу  Светлане пришлось сдаться и пойти на разговор с Игорем. Они сидели вечером на кухне за столом и долго молчали. Игорь был надутый и безразличен заведомо ко всему, что Светлана может сказать.
- Ты что ли его подучил говорить мне «отстань?»  Вот как ты ребёнка воспитываешь?!
 Игорь не собирался пускаться в бессмысленные эмоции. У него давно была готова своя тема разговора, хотя на его взляд тоже совершенно бессмысленного.
- Я могу тебе сказать, почему у нас с тобой отношения не сложились, а с Дмитрием тебе хорошо.
- Что это изменит? – поинтересовалась Светлана.
- Ничего! Дмитрий от тебя получает все, и поэтому он тебе постоянно благодарен. Тебе только это и нравиться в нём, что около тебя находится вполне  услужливый человек. А мы с тобой – на равных и в твоих великодушных подачках я не нуждаюсь! И тебе это не нравиться. И потом, хочу тебе напомнить, что твой отец нашел меня через своих знакомых. Он искал порядочного человека и не ошибся…
- Это ты-то порядочный? Вот не знала! Вот это новость для меня!
- Он нашел меня через своего знакомого, тоже бывшего цековского работника, с которым сотрудничал мой отец целых двадцать лет. И отрекомендовав меня, он был уверен в нашей порядочности безо всякого сомнения.
- Это твой папаня в ЦК работал? Я сейчас упаду от откровенности! Что ж ты такой нищий, если…
- Но только твой отец забыл меня предупредить о твоей непорядочности. Я бы в таком случае подумал бы ещё, жениться на тебе или нет.
- Что же тебе не давало думать?
- Гарантии рекомендателя. И тогда я ещё не знал, тогда ещё было другое время. Я не знал, что цековские работники так легко и быстро могут стать бандитами. Стоило только ветру подуть в другую сторону…
- Ну ты знаешь!..  Ты переходишь все границы. Знаешь, что с тобой отец бы сделал, если бы он это сейчас услышал?
- Примерно догадываюсь. Тем хуже для него. И для тебя. Ваше всемогущество не делает вам чести. И я очень жалею, что вообще с вашей семьей познакомился. Вы сломали мне жизнь, ты уродуешь моего ребенка.
- Какие нежности. А самое главное ты забыл, да? Замминистра ты получил благодаря моему отцу!
- Нет! Отец твой устроил меня на ничтожную должность писаря, даже не секретаря отдела. Куда ещё меньше?! На такую должность студентов или с улицы берут кого угодно, а не по блату устраивают. А заместителя я получил за свой труд.
- Да-а-а? – Светлана закипала, - Да если бы не мой отец – сидел бы ты где-нибудь в офисе и протирал бы там штаны за нищенскую зарплату!
- Насчет штанов – у меня всегда есть средства купить новый костюм. Протирать  – не в моих правилах!
- Хорошо! Я подаю на развод! Посмотрим, как ты будешь потом крутиться!
- Покручусь! Со своими связями я не пропаду.
- Приползешь, как миленький и будешь просить у нас всех прощения!
- Это пусть Дмитрий к тебе приползает! – возразил Игорь.
- Хамишь?!
- Я тебя больше не смею задерживать.
- А то мне очень нравиться сидеть в твоей конуре как на привязи неизвестно для чего!