44. Тихий час

Надежда Попова 2
Дорогие читатели!

Приглашаю вас в младшую группу (от 3 до 4 лет) одного не совсем обычного московского детского сада. Вы познакомитесь со всеми её маленькими и такими разными обитателями, а также с воспитателями и другими работниками садика, с родителями и, конечно же, с проблемами. Куда ж без них…

Разумеется, все имена и названия изменены, любые совпадения случайны.

ТИХИЙ ЧАС

После самого распространённого вопроса: как ест в садике мой ребёнок? - вторая по популярности тема: как он спит и спит ли вообще, и не дует ли ему из окна?

Чуть не половина родителей уверяет, что их ребёнок днём уже не спит, и пытается продавить вариант: ну, вы не заставляйте, пусть поиграет тихонечко.

Что отвечают воспитатели конкретной, отдельно взятой группы «Дюймовочка»: спит. И ваш спит, и ваш, и ваша дочка. Спят ВСЕ.

Из окна не дует. Никому. Стеклопакет герметичный, занавешен плотными, до полу, портьерами. Перед окном стоит большой массивный письменный стол со стулом, так, что воспитатель сидит спиной к окну, а два ряда кроваток начинаются метрах в трёх от стола и уходят вглубь спальни.

Ни о каком «поиграть тихонечко в группе» речи быть не может. Родители, которые так легко это говорят, разве не знают своего ребёнка? Не знают, что он не в состоянии два часа играть сам и тихонечко? И не только потому, что большинство неусидчивые, не умеющие сосредоточиться на каком-то занятии более нескольких минут, неугомонные, «с шилом в попе», - они просто ещё маленькие.

Им нужен режим – сна, бодрствования, питания, прогулок, игр и занятий. Конечно, не все современные родители с этим согласны. Часто в комментариях именно режим называют основным минусом детского сада.

Почему все должны в одно время есть, спать, гулять? Дети что, солдаты? Может, мой ребёнок не хочет одеваться и идти на улицу, а хочет поваляться на диване с игрушкой?

Почему он должен идти заниматься физкультурой или разучивать танец, если в это время он хочет есть? Он у нас как раз в это время завтракает. А в садике он не завтракает, потому что хочет спать, он дома в это время ещё спит. Почему его, голодного, волокут на занятие, а потом на прогулку? Почему обед так рано? Мы в это время гуляем. А обедаем, когда в садике кончается тихий час.

Конечно, ребёнку некомфортно. Он капризничает, в плохом настроении, потому что его привычки, сформированные дома, идут вразрез с режимными моментами садика.

Очень у многих режим сдвинут вниз – к вечеру. Ребёнок поздно встаёт, поздно обедает, поздно ложится. Так удобно большинству родителей.

Хорошо чувствуют себя дети, у которых домашний режим близок к садиковскому.

Плохо, когда режим будних дней и выходных/праздничных сильно различается. Особенно это заметно в понедельник/вторник и в первые дни после болезней/каникул/праздников. Дети капризные, несобранные, плохо едят, плохо спят. К среде всё входит в норму, садовские дни катятся, как по маслу – бодро, весело, чётко. В понедельник снова половина группы вялая, ноющая, усталая, без аппетита.

- Прямо хоть домой на выходные не отдавай!– шутят воспитатели.

Садик – это режим. Великая вещь. Надёжный помощник в организации жизни ребёнка. Если его привели в садик к восьми часам, значит, встал он часов в семь - в половине восьмого, в зависимости от того, как далеко живут и что делают до выхода из дома.

И если ему дома или по дороге в сад не скормили какую-нибудь вафлю/маффин/булочку/глазированный сырок/шоколадное молочко и прочее подобное, если он пришёл в садик не с чупа-чупсом за щекой – просто, чтобы шёл быстрее и не гундел, то в половине девятого он с аппетитом позавтракает.

В садике день проходит активно и насыщенно. Кстати, время поваляться на ковре, креслах, диванах с игрушкой, книжкой - тоже есть.

С прогулки – более долгой в тёплое время и чуть более короткой, но бодрящей в холодное – возвращаются раскрасневшиеся, с блестящими глазами, голодные. Даже малоежки живо интересуются: а что на обед?

Бегом в туалетную комнату, на горшок, мыть руки и скорее-скорее за стол! Обедают, как правило, все хорошо. С морозца горячий суп с сухариками, котлеты, пюре, тефтельки в соусе, компот, кисель идут на ура.

К концу обеда щёки пылают, глазки соловеют… Тут их, сытых, уставших, нагулявшихся, тёпленьких - ещё раз на горшочек и скорее в притемнённую плотными шторами, хорошо проветренную тихую спальню.

Первой раздевается, аккуратно складывает одежду на стульчик и ныряет под одеяло Ия. Её кроватка под номером «один» стоит в самом углу. Ия очень любит своё место. Ни одна кроватка больше не расположена так удачно – в уютном уголке, в стороне от всех и в то же время с прекрасным обзором на всю спальню. Ия любит сесть в кроватке и посмотреть из своего уголка на то, что происходит в спальне. К ней не нужно подходить или делать замечание. Через несколько минут она сама уляжется на правый бочок, лицом к стеночке, одну ручку под подушку, другую под щёчку и быстро заснёт. Воспитательница в обязательном порядке обходит все кроватки, начиная как раз с её, самой первой. Поправит одеяло, погладит по голове, отведёт от лица мягкие кудряшки. Ия приоткроет хитрый глаз и тут же с лёгким вздохом закроет, уплывая в сладкий сон.

Рядом с Олей приходится задерживаться надолго. Она имеет привычку, которую преступно поощряют родители – виртуозно проносить в группу и в постель различные мелкие предметы, категорически запрещённые – бусинки, пуговки, колечки, монетки, камушки и прочее. Воспитатели ведут неустанную ежедневную борьбу с этим безобразием, но безуспешно. Мама вроде бы и согласна с тем, что в группу нельзя приносить такие мелкие предметы, но Оленьке непременно нужно крутить в руках что-то маленькое, потребность у неё такая. А иначе она будет нервничать, беспокоиться и плакать.

И это действительно так. Но поскольку Оля имеет ещё более опасную привычку засовывать эти предметы себе в разные места и была, например, замечена в том, что ковыряла в носу крохотной ручкой от сборной фигурки человечка из киндер-сюрприза, то перед сном её тщательно обыскивают. Она отчаянно сопротивляется, извивается, выворачивается, сжимает кулаки, защищая свои сокровища, и гундосо подвывает, лишаясь последнего.

В голос не ревёт – все знают, что в спальне громко нельзя даже разговаривать, не то что кричать или реветь.

Взамен отобранного ей дают какую-нибудь игрушку безопасного размера. Засыпает Оля плохо. Крутится, возится, перекатывает голову по подушке. У неё не дышит нос, сохнет во рту, руки беспрестанно теребят игрушку.

Отобрать и её - Оля уже знает, что занять руки и успокоить нервы можно, запустив руки в трусы. Поэтому с ней приходится сидеть, пока она не заснёт, и следить, чтобы руки её были поверх одеяла.

Вот сейчас воспитательница обойдёт все кроватки и посмотрит, с кем сидеть с первым, как распределить своё внимание на нескольких проблемных детей, лежащих в разных концах спальни. Практически ежедневно на подмогу вызывается няня.

Игорь и Нина хорошо сами разделись и легли. Но они друзья, а их кроватки соседствуют изголовьями, и они, лёжа на животе и подперев подбородки, тихонько болтают и хихикают. Но это разумные, послушные дети, знающие порядок. Болтают они ровно до того момента, пока к ним не подошла воспитательница. Тут они сразу сползают с подушек вниз, с пониманием и удовольствием дают себя укрыть, погладить и спокойно засыпают.

Артём и Игнат сидят в своих кроватках, подняв коленки, и, любуясь, водят пальчиками по рисункам на пижамах. Очень любят они свои пижамки, самые простые, купленные в магазине фиксированных цен.

В отличие от остальных детей, чьи родители в первый же день принесли пижамы, они спали в трусиках и футболках. Воспитатели напоминали о пижамах, родители отмахивались: да-да, принесём… потом… сейчас же тепло... Похолодало, опять напомнили. Да положите в колготках, он дома так спит, вот ещё проблема.

Воспитатель не может заставить родителей купить и принести пижаму. Может, у них денег нет. Может, у них в семье не принято в пижамах спать.

- Опять пижаму забыли? В чём его спать класть?

- Да пусть шорты снимет и в колготках ложится! А если у вас так уж холодно, пусть и джемпер оставит. Кстати, а почему холодно? Окна держите открытыми? Застудить хотите, чтобы ходило поменьше, вам полегче?

- Но в этих колготках он весь день ходит, на полу играет, в сапогах они потеют. Как в них можно в чистую, свежую постель ложиться? Проветривание у нас по графику, график на стенде. А прохладно потому, что осень наступила, а отопительный сезон ещё нет.

И так каждое утро, то с одним воспитателем, то с другим. Надоело выпрашивать эту несчастную пижаму. Нашли в шкафчике запасные колготки, стали надевать их на сон. А футболку/фуфайку/рубашку поменять не на что. В шкафчиках у обоих лежат только белые футболки от спортивной формы, да у Артёма валяется запасная старая несвежая футболка. В одних маечках действительно прохладно, тем более, мальчишки раскрываются во сне. Класть в рубашках, которые бывают испачканы едой? Почему это должно быть проблемой воспитателей?

И напрасно родители думают, что их дети ничего не понимают. Обратили бы внимание на их лица, когда они видят, как другие дети показывают воспитательнице свои пижамки и бегут в спальню, положить их под подушку! Или когда кто-то из детей обратит внимание на рисунок на чьей-то пижаме, и начинается всеобщее рассматривание всех пижам.

- А у тебя что на пижаме?

- А где твоя пижама?

- У меня нету…

- Анна Яковлевна, а Игнат одетый в кровать лёг!

- А почему Артём не раздевается?

И вот уже шустрый Стасик, скинув сандалики и шорты, сразу ныряет под одеяло.

- Стасик, ты куда, нужно раздеться, надеть пижамку.

- Не, я хочу, как Артём!

- Мне тоже купят пижамку! – говорит Артём в ответ на наставительное замечание Нины о том, что в рубашке спать нельзя.

Он лежит на боку, руки под щекой. Артём мальчик плотненький, рубашка тесновата, натянулась, застёгнутая на пуговицу манжета оставляет на руке красный след. Расстегнули пуговицы на рукавах. Артём тяжело ворочается во сне. Одна пуговка оторвалась. Нашли её на простыне, положили в шкафчик. Вечером отдали, объяснили. Претензии: почему не уследили и почему не пришили?

Но к концу октября и мама Артёма, и бабушка Игната торжественно принесли пижамы! Новенькие, прямо с магазинными складками. Как были горды и счастливы мальчики, показывая воспитателям свои новые пижамы и вместе с другими детьми пряча их под подушки! Прозвучит дико, но к этому предмету одежды мальчики относились почти что благоговейно.

К Артёму и Игнату недостаточно подойти, погладить, похвалить пижамки, укрыть, подоткнуть с боков одеяла, сказать тихонько, но строго: спать!.. спать!.. – нет, с ними приходится сидеть, потому что, уложенные и обласканные, они тут же садятся в кровати, вскакивают на ноги, прыгают, вскидывают вверх одеяло, переглядываются, хихикают, привлекают внимание других детей.

Игнат вообще расторможенный, при этом бесшабашно весёлый и невероятно активный.

Артём явно педагогически запущен своей не слишком ласковой мамой, больше всего озабоченной устройством личной жизни. Он охотно и бездумно повторяет то, что делают другие, причём безошибочно выбирает только нежелательные варианты поведения.

Пример Жени, сидящей в кресле с книжкой, увлечённо рисующих, что-то мастерящих, играющих в ролевую игру со сложным сюжетом детей его не привлекает.

А вот безобразные выходки Тараса, Прохора, Игната, Тимура, Семёна, Алика копирует с удовольствием, бравируя своей удалью.

К ним часто присоединяется Тимур. Он любит демонстрировать своё непослушание, что ему всё нипочём и никто не указ.

Но под строгим контролем воспитателя, вынужденные тихо лежать с закрытыми глазами, засыпают довольно быстро и спят крепко.

Никита уже лёг сам, накрылся одеялом чуть не до макушки, уже весь в испарине, уже засыпает. Убрать одеяло с лица, отвести со лба и щёк потные волосы. Его редко стригут, волосы отрастают ниже ушей, а мальчик он сильно потеющий.

Толик лежит на кровати, как мина замедленного действия. Одеяло откинуто, сам, как на пляже – руки за голову, нога на ногу, покачивает ступнёй с зажатым между пальцами носком. Привлекает к себе внимание. Некоторые ребята уже хихикают. Толик старается пуще, тянет носок, тот зацепляется за большой палец ноги и, словно выпущенный из рогатки, отлетает и плюхается на соседнюю кровать. Вот это веселье! Но! Прекратить его – всё равно что сыграть в русскую рулетку.

- Толик, не балуемся, время баиньки, ложись хорошо, опускай ножки, вот так, закрывай глазки…

Накрыть одеялом, погладить по голове, по ручке… Эти невинные слова и действия могут неожиданно обернуться обвинением воспитателя в том, что она Толика ударила, отняла и выбросила его носочек, стукнула по голове, «тыкнула» в живот и ещё неизвестно в чём, что придёт Толику в голову. С последующим выматывающим разбирательством, жалобами матери и бесконечными объяснительными записками.

Но если Толик решил сегодня обойтись без провокаций, то заснёт он быстро и спать будет хорошо.

Влада лежит на спине, натянув одеяло до подбородка, и ждёт, когда воспитатель дойдёт до неё. Владу нужно завернуть в одеяло, «как блинчик», присесть на кровать, погладить, хоть две минуточки пошептаться, глаза в глаза, лично.

- А мы с мамой и Славой (старшая сестра) будем завтра пирожки лепить!

- О, это здорово! – радуется воспитательница и живо интересуется: - а с чем пирожки?

- Не знаю ещё. Я люблю, когда варенье внутри. А вы печёте пирожки?

- Конечно. Я тоже очень люблю пирожки.

- А какие?

- С мясом, с капустой, а ещё с яблоками.

- Я тоже люблю с яблоками! А мне фартук специальный купили!

- Здорово! А колпак?

- И колпак! Как у настоящего повара!

- Это правильно. У каждого повара фартук и на голове колпак. А зачем колпак?

- Чтобы волосик в пирожок не попал!

- Правильно. Умничка! Расскажешь, потом, какие пироги получились?

- Расскажу!

- Вот и хорошо. А теперь закрывай глазки и спи хорошо.

Зину, как красивую безучастную куклу, раздели, облачили в хорошенькую пижамку, уложили, накрыли. Всё, Зина будет спокойно спать весь тихий час. А поглаживаний и вообще лишних прикосновений она не любит.

Семён, который дома засыпает исключительно в родительской постели и под телевизор, в садике спит, как гуля. Не сразу, конечно, это наладилось, к садику Сеня привыкал долго и тяжело – спасибо родителям, не научившим своё чадо никаким навыкам самообслуживания, не привившим ему никаких основ культуры сна, еды, поведения, не выстроившим своему ребёнку никакого режима.

Но теперь, с большой помощью бабушки, Сеня превратился в нормального «садовского» ребёнка, который легко соблюдает все режимные моменты, в том числе и хорошо спит.

Женя лежит и грустно смотрит перед собой широко распахнутыми голубыми глазами. Она засыпает плохо. К ней тоже присесть на минуточку, погладить, пошептаться, пообещать подойти ещё раз, когда всех уложат. И Женечка лежит спокойно, честно пытаясь заснуть. Засыпает она позже всех, иногда в середине тихого часа, потом с трудом просыпается. Со сном у девочки явные проблемы, но об этом в другой раз.

Степанида по-солдатски быстро и чётко раздевается, складывает и вешает одежду на стульчик, как учили в садике, снимает трусики, как учили дома, и надевает через голову длинную ночную рубашку, сшитую, похоже, из старых байковых пелёнок. Прыгает в кровать и быстро засыпает. Она терпеть не может, чтобы её трогали, обнимали, гладили, даже чтобы поправляли одеяло. Это воспитатель или няня сделают, когда она заснёт.

Прохора с приговорами переодели, уложили, накрыли, крепко прижимая одеялом, подоткнули с боков, чтобы ему было тесненько. Это на него действует успокаивающе. Прикосновений, особенно к голове, он не переносит. Засыпает не сразу, но из-под одеяла не вылезает. Весь подёргивается, иногда выгибается, издаёт резкие, пугающие звуки: ыыы!... ууу!.. Но реагирует на поднятый вверх указательный палец, нахмуренные брови и сжатые губы взрослого и строгое: чччшшш!.. Вскоре засыпает и спит нормально.

Ксюша, сдавшая после обеда дежурство по Тарасику маме, бабушке и няне, в кроватку ложится с удовольствием, быстро и крепко засыпает, как после тяжёлой смены.

В «Дюймовочке», как, наверное, и во многих других группах, заведено так, что в пятницу родители забирают пижамки детей домой, стирать, а в понедельник приносят чистые. Дети хорошо этот порядок знают.

Большинство родителей приносят чистые, выглаженные, аккуратно сложенные, хорошо пахнущие пижамы. Их дают детям в руки, они заходят в группу, здороваются, показывают воспитательнице, что вот, пижамку принёс, и иногда комментируют:

- А у меня новая!

- А у меня с машинками!

- А у меня тонкая, потому что я потею!

- А у меня с бабочками!..

Некоторые приносят снятые с верёвки и кое-как сложенные. Мятые, но хоть чистые. Мама Тимура с самого начала приспособилась так облегчать себе жизнь: в пятницу оставляла пижаму в шкафчике, а утром в понедельник Тимур протягивал её, сунутую ему мамой в руки комком, со свисающими рукавами и штанинами, воспитателю и простодушно говорил:

- Вот! Пижама! – и нёс в спальню.

И так неделями. Пижама вся замусоленная, несвежая. Воспитатели, за годы работы в «старом здании» не сталкивавшиеся с такими проблемами, стесняются сказать взрослой женщине, что нужно постирать пижаму ребёнку. Вот Марина Даниловна сказала бы сразу, без обиняков и при всех. Вероника Эдуардовна не может. Ей неловко. Анна Яковлевна как-то сказала, очень деликатно, так мама наехала на неё танком:

- Он в ней спит два часа в день! Это за неделю, считай, как одна ночь! Чё, каждый день её стирать? Вот мне делать нечего, ещё чего придумайте!

И стала класть пижаму в пакет. Комком. Лежит она в шкафчике в целлофановом пакете выходные, праздничные дни, больничный… Приходят, мама даёт пакет в руки Тимуру, он показывает пижаму сквозь пакет воспитателю и относит в спальню. Берёшь её потом в руки, а она вся мятая и пахнет затхлостью. До неё дотрагиваться неприятно, а приходится надевать на ребёнка. А рядом Ваня, Нина, Влада, Мирон разворачивают свои сверкающие чистотой, источающие еле уловимый тонкий, очень приятный аромат, красивые, всегда по сезону и по размеру пижамки.

Ну, родителям никто не указ, они сами знают, во что одевать ребёнка и как часто стирать его одежду.

Алик неловко, но старательно переодевается, с удовольствием принимает помощь воспитательницы или няни и так радуется, если они берут его, длинненького, но лёгонького, на ручки и относят в кроватку! Никакой необходимости в этом нет, но это и не баловство – Алику очень не хватает ласки, персонального внимания. Он такой счастливый, когда его укладывают, укрывают, гладят, немножко шутливо тискают, перекатывая с боку на бок, подтыкают одеяло.

- Закрывай глазки, Аличек, спи хорошо.

Он расслабляется, немножко возится, устраиваясь поудобнее, щёки его чуть розовеют, дыхание становится ровным, глубоким, глазки закрываются…

Ваня и Мирон, увлечённо болтая, сами переодеваются, складывают одежду и прыгают на кроватки, продолжая переговариваться. К ним подошли, поправили одеяла, погладили – и они крепко и спокойно спят.

А вот Стасик. Лежит в кроватке, чистенький, в свежей пижамке, худенький, бледненький, старательно зажмуривает глаза, но заснуть не может.

Всё его лёгкое комариное тельце подёргивается, вздрагивает, тоненькие ручки находятся в постоянном движении, губы лихорадочно что-то шепчут, зажмуренные глаза то и дело открываются. Он сам себе мешает заснуть.

С ним приходится сидеть, пока он не заснёт, минут пятнадцать-двадцать. Ему нравится, что с ним сидят, он порывается поговорить, вскочить, что-то показать, о чём-то спросить… Но знает, что сейчас нельзя. Он совершенно искренне старается лежать спокойно, заснуть, но не может.

Его надо хорошенько завернуть в одеяло, слегка навалиться сверху, опираясь на локоть с другой стороны кровати, положить одну руку на голову, слегка поглаживая, а другой придерживать его ручку, если другая под подушкой, или обе, если они поверх одеяла. Буквально - мягко, но твёрдо держать свои ладони поверх его беспокойных ручек, гася в зародыше хаотические навязчивые движения.

Предупреждающим чччшшш!... останавливать быстрый лихорадочный шёпот. Такое впечатление, что губы его, с невероятной скоростью и хорошей артикуляцией торопливо бубнящие счёт в районе тридцати-сорока, обрывки стихов, каких-то текстов, взрослых разговоров, живут своей жизнью, не подчиняясь сознанию своего маленького хозяина.

И видно, что он устал и спать – хочет. Но, если его оставить одного в кровати, то, не в силах справиться сам с собой, он перевозбудится до такой степени, что вообще не заснёт и будет потом маяться всю вторую половину дня.

Кажется, что он это осознаёт, поэтому с видимым удовольствием лежит, мягко обездвиженный воспитательницей или няней, с которыми у него прекрасные отношения и полное взаимопонимание, и старательно выполняет все их указания.

Нажали через одеяло на поднятые коленки – вытянул ножки.
Чччшшш!.. – замолчал и держит губы сомкнутыми… ну, сколько может. Глазки!.. - зажмуривается.

При этом его успокаивающе поглаживают, еле слышно шепчут что-то ласковое. Очень хорошо действует на него тёплая ладонь, обнимающая голову, как шапочка. Постепенно подёргивания становятся реже, крепко зажмуренные глазки, сжатые пухлые губы и беспокойные ручки расслабляются.

Избавленный от навязчивых, мешающих движений Стасик блаженно засыпает. Воспитательница осторожно, по миллиметру, отодвигает руку от его головы, чтобы внезапная прохлада на макушке его не разбудила. Осторожно встаёт с кровати. Уффф!... Просыпается Стасик благодушный, спокойный, отдохнувший.

На кровати, ближайшей к воспитательскому столу, спит Егор. Вернее, спал. С тех пор, как он вернулся обратно в «Дюймовочку» из средней группы, перестал не то, что спать, но даже отказывался заходить в спальню.

Что уж там произошло, учитывая, что ходил он только до обеда, выяснить не удалось. Хорошие, опытные воспитатели уверяли, что ничего особенного не происходило, тем более, связанного со спальней, и им можно верить.

На какие ухищрения не шли воспитатели, чтобы только заманить его в спальню! Предложение мамы: пусть в группе поиграет тихонечко, может, подремлет на диванчике – даже не рассматривалось.

Нельзя оставлять ребёнка одного в группе, без присмотра, даже разумного и послушного. Что уж говорить про такого… мягко говоря, странненького Егора! Мама-то, зная своего ребёнка, должна это понимать! А ведь случись что с её сыном, оставленным по её же просьбе в одиночестве в большой группе, - засудит всех!

Вообще, говоря так, родители (к слову говоря, довольно многочисленные) лукавят. Конечно, они не имеют в виду, что их чадо действительно оставят одного болтаться по группе, туалетной комнате, раздевалке, из которой хоть и тугая, но не запертая дверь ведёт в коридор, в холл и к выходу, на все два часа.

Конечно, нет. Вот уложат всех детей, няня станет прибираться в группе, воспитательница будет ждать сменщицу и не сразу уйдёт, когда та появится. Надо же им переговорить, смену сдать. Вот уже трое взрослых в группе. Что они, не присмотрят за их чадом? Они же на работе, они обязаны!

А потом, если дитё устанет или соскучится, может, покачают на ручках или пригревшегося на диванчике заботливо перенесут в спальню, разденут, уложат. Может, оно, дитё, не хочет ещё спать, когда другие ложатся. Дома в это время он ещё и не обедает. Нужно же индивидуально подходить к их ребёнку.

Всё не так. Детей укладывают воспитательница и няня вдвоём. Одной пока никак не справиться. Вот станут немножко постарше, привыкнут к садику и режиму получше, может, тогда…

При этом няню ждут её прямые обязанности. Поэтому, освободившись от укладывания детей, она срочно принимается за мытьё посуды. Даже если настежь открыть дверь кухни, вся группа не просматривается.

Далее няне нужно мыть полы, протирать все поверхности, проветривать и кварцевать помещение. Идти получать полдник и к концу тихого часа накрывать столы.

Как это делать, если в группе околачивается изнывающий от скуки ребёнок? Про которого никогда не знаешь, какие способы развлечься придут ему в голову.

Открывать при нём окна для сквозного проветривания и включать «синюю» лампу?

Перегонять его по мере мытья полов то в туалетную комнату, то в кухню, то в раздевалку? А, на диванчике посидит с ногами? Диванчик как раз стоит под окном и напротив «синей» лампы.

Как родители себе это представляют? Или ну их, мытьё, уборку, проветривание и полдник? Пусть лучше няня поиграет с неспящим дитём, который к концу тихого часа, утомившись, возможно, соизволит прилечь, а потом будет гундеть, что он хотел спать, а его разбудилиии!

А воспитатель, находящийся на смене, во время тихого часа не отдыхает. У него полно писанины, подготовка к занятиям, оформление различных стендов, родительский чат – попробуй долго не отвечать на животрепещущий вопрос заботливой мамы: в чём положили спать сыночка, в байковой пижаме или в тоненькой? Мороз, лучше в тёпленькой. Но у вас, говорят, жарко топят? Тогда лучше в трикотажной. Хотя он может раскрыться во сне. Всё-таки лучше в байковой. А маечку с него сняли? А то он вспотеет, если и в майке, и в пижаме…

Так что воспитатель в тихий час сидит в спальне, за письменным столом, занимается своими (рабочими!) делами и присматривает за детьми. Подходит укрыть, отпускает в туалет, заново укладывает, не даёт рано проснувшимся будить остальных.

Но это ещё хорошо. Воспитатель, хоть и занятый и не знающий, за что хвататься, по крайней мере, в группе.

А то в последнее время пошла мода собирать в тихий час всех воспитателей на бесконечные совещания, лекции, презентации, которые они то слушают, то проводят сами.

А пуще того – постоянные мастер-классы, которые проводят специально пришедшие из другого садика воспитатели, чтобы обменяться опытом, как из ушных палочек, кухонной губки, одноразовых ложек, крышечек, желудей, каштанов, картона, ниток, ватных дисков (список можно продолжать до бесконечности) виртуозно смастерить шедевр. И наши, в свою очередь, готовятся к «командировкам» в другие садики.

Поэтому очень часто воспитатель упархивает в актовый зал, предупредив няню:

- Нина Ивановна, посидите, я на презентацию!

Бывает, что и дети ещё не все спят. Ну, ладно, вот заснул и последний. Не дыша, няня выходит и принимается за свои дела – их никто не отменял. Моет пол и прислушивается. Не дай Бог, один проснётся – перебудит половину группы. И мечись потом между детьми и недомытым полом в туалете, облачённая в синий халат и резиновые перчатки, в которых в спальню заходить нельзя.

Поэтому иногда приходится прибегать к помощи других сотрудников сада, согласных посидеть в спальне, приглядывая за детьми и оберегая сон всей группы. Они же маленькие ещё совсем, не все полностью адаптировались к садику.

Завхоз, няни старших групп, тренер Валентина, уборщица Надя, сама Тамара Теодоровна – да, они не отвечают за детей в группе, на них нельзя оставлять, но ребятишки их хорошо знают, и низкий им поклон за помощь и участие! За то, что приходят зимой помогать одевать малышей на прогулку, за то, что не отказываются присмотреть за ними во время тихого часа.

Так вот, Егор. С ним занимались все.

Но Вероника Эдуардовна буквально поставила себе цель – вернуть Егорке нормальный дневной сон. Времени и сил она потратила на это немеряно.

Добилась сначала того, что он стал заходить в спальню, но к кровати не приближался, а соглашался сидеть за столом, у воспитательницы на коленях. Или у того, кто её заменяет.

Потом постепенно – очень постепенно! – сначала стали класть на кровать мишку (пледик Егор из рук не выпускал), а потом уж и сам Егорка с большой опаской прилёг с ним рядом. Какое же это было облегчение!

Около полугода Егор лежал в тихий час на кровати с мишкой и пледиком поверх покрывала, полностью одетый. Даже не позволял снять сандалики. Рюкзачок рядом на полу.

Лежал весь сжавшийся, напряжённый, сосал край пледика, мишкино ухо или свой большой палец. Глаза не закрывал. Смотрел в никуда. Не спал. Лежал тихо, не возился, не издавал никаких звуков.

Иногда глаза воспитателя ловили его страдающий, словно ищущий поддержки взгляд. Ему улыбались, изображали губами поцелуй. Родители его много целовали, он любил ласку.

Но не в тихий час. При попытке воспитателя или няни присесть рядом с ним, погладить, пошептаться - молча, упрямо отползал, рискуя свалиться с кровати. Хотя потом, в группе, прижимался, с удовольствием принимал объятия и поглаживания.

Но Вероника Эдуардовна взялась за него всерьёз. День, когда ей удалось уговорить его снять сандалии и накрыть его любимым пледиком, был для всей группы и Егоркиных родителей поистине праздничным. И что интересно – в этот день он впервые после возвращения в «Дюймовочку» заснул! Вероника Эдуардовна сфотографировала его, спящего, и отправила маме. Мама на радостях принесла большую коробку конфет и долго благодарила.

Но работы с укладыванием в постель было ещё много. Егорка сдавал свои позиции постепенно: шорты. Колготки. Рубашка. За майку, которую очень желательно было снимать, потому что она постоянно влажная от пота, он держался дольше всего.

Только весной Вероника Эдуардовна одержала полную и окончательную победу! С помощью Анны Яковлевны, няни и при серьёзной поддержке родителей. Очень чувствовалось, что дома проводится большая, планомерная работа по этому вопросу.

В тот день, когда Вероника Эдуардовна посчитала, что Егор уже достаточно морально подготовлен, чтобы разобрать постель и лечь, как положено, под одеяло, они с мамой принесли новую пижаму, и по их разговорам было понятно, что пижама эта имеет особое значение для мальчика.

Какие-то фразы мама выделяла интонационно, явно адресуя их появлявшейся в дверях воспитательнице. Стало понятно, что пижаму эту, «взрослую», с изображениями различной строительной техники – бульдозеров, экскаваторов, подъёмных кранов – Егор выбрал сам, они её вместе купили, специально, чтобы спать в садике.

Надо сказать, что Егор любил такие машины, у него в рюкзачке всегда лежал какой-нибудь маленький трактор или бульдозер, и он с удовольствием их показывал и играл с ними.

И вот эту суперпижаму, которой дома восхищались и папа, и сестра, и бабушка с дедушкой и хотели себе такую же, Егорка гордо продемонстрировал воспитательнице, прошёл сам в спальню и положил её под подушку! Все смотрели, не дыша, боясь спугнуть.

После обеда Вероника Эдуардовна помогла Егору переодеться, всё, конечно, с разговорами, уговорами, лестью и посулами, и он спокойно и с удовольствием лёг, позволил себя накрыть одеялом, посидеть рядом, погладить по голове, по спинке. И был не напряжённый, словно окаменевший, а расслабленный, сонный, тёпленький. Подгрёб к себе мишку, сунул в рот облезшее медвежье ухо, несколько раз причмокнул и крепко заснул. Маме тут же полетело долгожданное фото сладко спящего сыночка.

Вот примерно так, с небольшими вариациями проходит тихий час в группе «Дюймовочка». Это при том, что Тараса, Костика, Сашу всегда забирают после обеда. А то было бы ещё веселее.

А пока благодать. Все спокойно спят в своих хороших деревянных кроватках, на красивом, свежем постельном белье. Кто спит беззвучно, кто посапывает, кто причмокивает, кто присвистывает, Оля храпит, как трактор. Большая спальня наполнена сумраком, дремотой, сонными звуками. У воспитательницы, заполняющий журнал занятий, слипаются глаза. Она подпирает голову рукой…

Раздаётся сдерживаемое, тихое хныканье. Это проснулась Влада.

- Я писать хочу!

- Чччшшш!... Иди тихонечко. Сандалики надень.

Воспитательнице со своего места видна почти вся туалетная комната, смежная со спальней. Но Влада девочка самостоятельная, разумная, аккуратная, её можно не провожать.

- И я писать хочу!

- И я!..

- А можно мне в туалет?..

Ну, конечно, можно. Но по очереди. И так, чтобы не разбудить всех остальных.

И опять всё сначала – уложить, накрыть, погладить, посидеть, пошептаться…

До конца тихого часа всего/ещё/целых минут сорок.

                11.09.2021

Дорогие читатели! О том, как проходит жизнь в группе «Дюймовочка», вы сможете узнать в следующих публикациях.