Об образовании, или почему Запад всегда агрессивен

Лев Агни
Об образовании, или почему Запад всегда агрессивен-4

У А.В. Кукаркина в "По ту сторону расцвета" есть интересные сведения о деградации образования в США. О внутренних причинах чуть позже (они поучительны теперь и для нашего руководства страны). А для начала обозначу на основе книжных материалов важные факторы, почему Америка продолжает оставаться развитой страной в технологическом отношении, не имея прочной широкой собственной базы в виде научно-образовательной системы высокого уровня. Всё дело в том, что закупать и переманивать умы дешевле и проще, нежели перестраивать всю образовательную систему страны. Мигрируют в США по причине неравномерного развития экономик так называемых "развитых" и "развивающихся" стран. Получается, американцам выгодно поддерживать такую тенденцию в свою пользу, чтобы специалисты, подготовленные у себя на родине (Азия - основной резервуар, откуда страны Запада черпают специалистов), не вносили свою лепту в развитие своих же стран. И дешевле, и выгодно в глобально-долгосрочном плане. Снова получается та же самая система (нео)колониальных отношений. За счет высоких зарплат на Западе Запад получает только профиты - обученных специалистов, неразвиваемость экономик в этих странах, рынок сбыта, а за счет вмешательства во внутренние дела этих стран (обычно, в них неустойчивое социально-политическое положение) еще и дешевое сырье, политическую зависимость. Собственно, комплексно и во взаимосвязи это и можно назвать неоколониализмом, а то и попросту колониализмом.

Далее весьма поучительны факторы упадка американской системы образования, к чему мы неслись (или продолжаем нестись?) на всех парах.

"Показательно также заявление вице-адмирала Г. Дж. Риковера, которого называют в США "отцом атомной подводной лодки", сделанное им в 1960 г.: "Мы... обрекли на девальвацию наше образование как неустойчивую валюту. К выпускникам средних школ мы снизили требования настолько, что теперь их нельзя назвать достаточными даже для оканчивающих элементарные школы...

Серьезность вызова, брошенного нам Советским Союзом, состоит не в том, что он сильнее нас в военном отношении, а в том, что он угрожает нам своей системой образования..."

Зато как рвались "мы" уничтожать советскую систему образования! Теперь понятно, что находили людей, чтобы её уничтожать. И понятно, с какой целью её ломали. К советской школе много было претензий, пожеланий к реформированию. Вот только и надо было её реформировать, учитывая критику педагогов, а не ломать её подчистую. Я на своей шкуре испытал всю прелесть 1990-х гг.. Единственный плюс, который могу обозначить, так это то, что преподавать русский язык стали до 11-го класса. Наша учительница по русскому языку рекомендовала использовать старый учебник Розенталя, благодаря которому я что-то и стал понимать в русском языке, учиться грамотно писать. До этого я терпеть не мог уроки русского, потому что в учебнике ничего понять не мог...

Еще черта, которая станет в каком-то обозримом будущем и нашей чертой в образовании - классовость образования.
В Америке существуют 10-15 лучших учебных заведений, где высокие зарплаты у преподавателей и где лучшие педагоги. Соответственно, в таких заведениях обучаются дети богатых. Но все остальное образование деградирует. Например, огромное влияние имеют попечительские советы, в которых люди не имеют к образованию никакого отношения. В книге западногерманского ученого Л. Маттиаса "Оборотная сторона США" говорится, что лишь 39% школ штата Нью-Йорк имеют уборные, в половине из этих 39% были туалеты с окнами.

Далее говорится, что в школах "богатых" часто закрывают двери для детей рабочих. "Подготовка учителей для народных школ соответствует общей ситуации. В стране немало педагогических колледжей, но уровень преподавания в большинстве из них настолько низок, что писать или публично говорить об этих учебных заведениях никто не решается.

90 тыс. учителей в Америке допущены к преподаванию, хотя их подготовка не отвечает минимальным требованиям. Причина - нехватка учителей...Из-за низкой заработной платы учителя бросают свою профессию и часто предпочитают мыть тарелки".

Профессию учителя в США, по мнению многих, делают неблагодарной еще и общественное положение учителя, его статус. Учителя в США не уважают. И таки да, достаточно посмотреть те же американские фильмы, в которых преподавателя ни во что не ставят.

Завершается цитата из книги Л. Маттиаса словами: "...Если правда, что система образования является индексом, характеризующим уровень культуры страны, то можно сказать, что в Соединенных Штатах этот уровень не слишком высок. Культуру часто путают с комфортом или хорошими манерами и поэтому нередко приходят не к тем выводам".

Интересное замечание.

И напоследок еще одна цитата из исследования Гилберта Грина, приведшего слова одного из руководителей студенческой молодежи Северо-западного университета:

"У нас попросту нет настоящих целей, потому что никто их перед нами не ставил. Мы против коммунизма - ладно. Но за что мы боремся, когда боремся против коммунизма во всем мире?.."

По-моему, ответ очевиден: за капиталы, за западную капиталистическую систему, чтобы зарабатывать капиталы.