Таисия и безликие

Игорь Клюев 2
Провожу аудит по 5С в одном из цехов завода. На складе пожилая кладовщица Таисия Сергеевна жалуется, как её заставляют следить за бюджетом:

- Критикуют меня за перерасход бюджета… А это разве дело кладовщика? Всегда выдавали по семьдесят бутылок воды, а сейчас мне говорят - нет денег на воду в следующем месяце! Вы перерасходовали бюджет! Да как я его могу перерасходовать? Сколько по нормам положено чего выдать я и выдаю…

Таисии Сергеевне около семидесяти. Когда-то была бухгалтером. О бюджете имеет понятие. Повздыхали с ней. Берёт меня за локоть и ведёт в другой конец цеха на другой склад показать возмущающую её бесхозность: показывает сотни датчиков, валов, других запчастей и комплектующих - их не списывают, не ремонтируют уже годами. Рассказывает мне Таисия Сергеевна, как нескольким поколениям руководителей завода показывала, они молча кивали и ничего не происходило.

Поблагодарил вовлечённую кладовщицу за экскурсию. Ничего не обещал - знаю, что также покивают мне большие начальники и ничего не сделают. Таисия вызывает у меня большее уважение, чем они.

Заходим с lean лидером цеха в другой отдел для аудита. Два работника сидят без дела в телефонах. И вижу вертикальным взглядом, как тридцать лет назад в этом кабинете родители этих ребят в свободную минуту изучали техническую литературу, готовились к экзаменам в технических вузах, мечтали стать инженерами, изобретателями…

Что с нами случилось?

Где наш энтузиазм пятидесятых-шестидесятых космических годов?

Почему для следующего после Таисии поколения быть глазами телефонов привлекательнее, чем инженерное развитие, изобретательство?

И главное - что мы можем сделать, чтобы вернуть космос наших душ?