Анафема

Геннадий Васильевич Есин
«А после сего, то есть 9 числа, по собравшемуся премножественному числу народа, в соборной церкви, по литургии божественной, целым духовным собором, яко первейшего клятвопреступника, изменника и всякой казни достойного, Ивана Мазепу, со всеми его сообщниками, проклятию (анафеме) предали, и принесенная личина его, Мазепы, с лишением с него орденов, брошена была в руки палачевы, который, прицепя оную веревкой, таскал по улицам и на площадях, даже до виселицы, где и повешен, и при том с прописанием об измене, со всеми его к тому злыми делами, указ был выставлен»[28]. 12 ноября 1708 года проклятие украинскому гетману было провозглашено и в Москве.

««Херем» по еврейски означает «находящееся под заклятием», т. е. нечто бесповоротно и нерушимо отданное в собственность Господу. Люди, бывшие под заклятием, должны были умереть; города преданы огню вместе со всем, что в них было живого; скот, земля и иная собственность считались принадлежащими святыне, а значит - жрецам. Отсюда провозглашаемая в христианстве церковная формула: «anathema esto» - «Будь проклят!» или – «Да постигнет тебя кара Божия»! Анафема означает отчуждение от «тела церкви», а, так как вне церкви нет спасения, то анафема была осуждением на вечные муки ещё на этом свете».

11 июля 1709 года фельдмаршал Меншиков, выполняя поручение Петра, отправил в Москву следующее повеление: «По получению сего сделайте тотчас монету серебряну весом в десять фунтов, а на ней велите вырезать Иуду на осине повесившегося и внизу тридесят серебряников лежащих и при них мешок, а назади надпись против сего: «Треклят сын погибельный Иуда еже за сребролюбие давится». И к той монете сделав цепь в два фунта, пришлите к нам на нарочной почте немедленно»…
Мазепа за орденом не явился, пришлось носить его царскому шуту князю Юрию Федоровичу Шаховскому.

6 октября 2007 года в прямом эфире программы «Свобода слова» на одном из украинских телеканалов ректор Киевской богословской академии Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата архиепископ Димитрий Рудюк заявил, что анафема была снята с Мазепы еще в 1918 году. Архиепископ сослался на книгу Никона Рклицкого «Митрополит Антоний Храповицкий и его время»… Оказывается ещё в одна тысяча девятьсот восемнадцатом году к владыке Антонию (Храповицкому), который был тогда митрополитом киевским, пришли «самостийники» и попросили отслужить поминальную службу по Мазепе на очередную годовщину Полтавской битвы. Владыка послал Патриарху Тихону (Белавину) телеграмму с просьбой снять с Мазеы анафему. Патриарх, сославшись на постановление поместного собора Русской Православной Церкви, осудившего практику накладывания анафемы по политическим мотивам, ответил, что можно полагать анафему с Мазепы снятой. Однако, церковные документы, подтверждающие факт снятия анафемы, представлены не были… Тем не менее, 10 июля 1918 года на площади перед Софийским собором епископ Черкасский Назарий (Блинов) по благословению Митрополита Антония отслужил панихиду по Ивану Мазепе (впервые за 209 лет).

17 февраля 1933 года Синод Православной Церкви в Польше разрешил молиться за упокой души Мазепы. Причиной такого решения послужило массовое участие православных в греко-католических молениях за гетмана. В постановлении подчеркивалось, что этим решением сама анафема не снимается, потому что отменить её может только та церковная организация, которая её и накладывала.