Когда сын отвечает за отца и отец отвечает за сына

Марина Северчанская
Фото: Картина «Святое Семейство», 1518г., музей Лувр,
художник Рафаэль, сын художника Джованни Санти.

«Яблоко от яблони недалеко падает» — смысл этой поговорки повсеместно понятен: нет ни одного плода одинакового, но неоспоримая принадлежность корням определяется сразу. Отсюда и всегда находится сходство с кем-нибудь из предыдущего поколения с самых первых дней рождения и до конца жизни (в этом содержится смысл употребления своих качеств по роду)*. Ведь неизменно передаются качества по наследству: поведение, подражание, характер, самоопределение, алгоритмы социализации, приемственность, система семейных и общественных ценностей — они от каких-то убеждений (образных идолов, закваски) или от их отсутствия. Из чего у рода исходит похожая судьба: рождаются династии, которые, образно — либо святое Семейство, либо Олимп героев, либо это едоки картофеля**.
По Замыслу Бога земному человеку должно быть «W земли всякое древо красное въ видЪнiе и доброе въ снЪдь» (Быт.2:9), Богом насажденным (Быт.2:8) являются «и мужи Иуды — любимое насаждение» Бога (Ис.5:7), от которого Благородным Семейством (древом красным) стало древо Иессея (Ис.11:1), отца царя Давида, «из рода царя Давида происходит присноблаженная Дева Мария (по тронному наследованию и по священническому), родившая наследника царства Давида и Спасителя Иисуса Христа, и свя­той Иосиф Об­руч­ник про­ис­хо­дит из царского ро­да Дома Да­ви­да из священнической среды» (Лк.1:32—35), через которых — «Его же Царству не будет конца» (Символ Веры, утв.Вселенским Собором (325г.)). 

* употребление своих качеств по роду в соответствии с тем, что Бог создал
«дерево плодовитое,
приносящее по роду своему плод,
в котором семя его на земле» (Быт. 1:11-12)

**сравнительный образ по картине нидерландского художника Ван Гога «Едоки картофеля» (1885г.)

Потомство «грешников» или потомство «праведников»?

Чаще люди хотят закрывать глаза и затыкать уши на то, что то, ЧтО родитель порочное или благородное передал потомству — это только родителя заслуга и за что ответ в любом случае держать не когда-то, а уже при жизни. Ведь потомок, прияв качества (закваску), с ними самостоятельно строит свою жизнь и тоже пользуется ими (ест хлеб чей-то, а с закваской сам реализуется), и ответ теперь держит за них самостоятельно.

А виноват ли потомок, что его так воспитали, что ему суждено быть героем и продолжать доблестное дело отца-матери-деда-бабушки и проч.?
Нет, потому что «Я буду судить вас, ...каждого по путям его, говорит Господь Бог». (Иез.18:30).

Но потомок разумностью способен делать выбор сам (неразумие — уже отпочкование из среды), как и его каждый родственник делал выбор сам: заслуги его — плод его трудов, но на закваске, которая — это заслуги всех дел родственников (крови), которые он наследством приял, что стало уже его собственными качествами с его собственными заслугами, и всеми вытекающими сторонами жизни.

На закваске (приятом) сотворенная жизнь — это личные труды и опыт (новоиспеченный хлеб). Не отвечают родственники за это. Но отвечают за то, что передали преемникам.
А потомок отвечает за то, что небезвольно пользуется тем, чтО приял — значит, множа и передавая свои качества и опыт либо в заслуги, либо в наказание, как он сам приял, и его дети тО же самое преемлют, и они уже за умноженное от предка расплачиваются и награждаются по-разному (в Библии это духовное спасение или духовная смерть).
Именно из этого пути следует «не поклоняйся им и не служи им»*,
ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель,
наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода,
ненавидящих Меня», (Исх.20:5).

* «не поклоняйся им и не служи им» — не поклоняйся им и не служи идеалам и примерам, чуждым праведности и богопочитания.
** «наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня» — пока не нивелируется поведенческая наследственность, либо не укрепится и может тянуться до 7, а то и 9 поколения.

И есть универсальный рецепт своего хлеба:
«покайтесь и обратитесь
от всех преступлений ваших,
чтобы нечестие не было вам преткновением» (Иез.18:30).   

О том, отвечает ли сын за отца, а отец — за сына, детально разъясняется в Библии пророком Иезекиилем (до н.э. 622—570), через которого сам Господь объясняет, чтО значит притча сия: если «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина»? (Иез.18:2) — потому «как душа отца, так и душа сына — Мои: душа согрешающая, та умрет».

Ответ, каким образом «душа согрешающая... умрет»;
и когда «сын не понесет вины отца,
и отец не понесет вины сына,
правда праведного при нем и остается,
и беззаконие беззаконного при нем и остается» (Иез.18:20), — содержится в проречении Иезекиилем от имени Господа Бога:
 
I. «Если кто праведен и творит суд и правду,
...поступает по заповедям Моим [божьим]
и соблюдает постановления Мои искренно: то он
праведник, он непременно будет жив (Иез.18: 5—9)»;
 
II. «Но если у него родился сын разбойник,
проливающий кровь,
и въ пYть oтца своегw правedнагw не ходил...,
то будет ли он жив?
Нет, он не будет жив.
Кто делает все такие мерзости,
тот непременно умрет,
кровь его будет на нем.(Иез.18: 10—13)»;

III. «Но если у кого родился сын, который,
видя все грехи отца своего, какие он делает,
видит и не делает подобного им....,
исполняет Мои повеления
и поступает по заповедям Моим, — то сей
не умрет за беззаконие отца своего;
он будет жив.
А отец его,...вот, он умрет за свое беззаконие. (Иез.18: 14-18)».

IV. «И беззаконник,
если обратится от всех грехов своих, какие делал,
и будет соблюдать все уставы Мои
и поступать законно и праведно,
жив будет, не умрет.
Все преступления его, какие делал он, не припомнятся ему:
в правде своей, которую будет делать, он жив будет. (Иез.18: 21,22)»

V. «И праведник,
если отступит от правды своей ...
и будет делать все те мерзости, какие делает беззаконник,
будет ли он жив?
все добрые дела его, какие он делал, не припомнятся;
за беззаконие свое, какое делает,
и за грехи свои, в каких грешен,
он умрет. (Иез.18:24)»

VI. «Если праведник отступает от правды своей
и делает беззаконие и за то умирает,
то он умирает за беззаконие свое,
которое сделал. (Иез.18: 26)»

«И беззаконник, если обращается от беззакония своего, какое делал, и творит суд и правду, — к жизни возвратит душу свою,
ибо он увидел
и обратился
от всех преступлений своих, какие делал;
он будет жив, не умрет. (Иез.18: 27,28)»

VII. «Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы,
и сотворите себе новое сердце и новый дух;
и зачем вам умирать...? (Иез.18: 31)»

Ответ очевиден: отвечает сын за отца и отец отвечает за сына через свою душу по определенным обстоятельствам либо смертью, либо жизнью.
А чтобы избежать духовной смерти, достаточно поверить призыву:
«Ибо Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог; но обратитесь, и живите! (Иез.18: 32)» — это у каждого за себя самого.

Не нужно назначать своим поступкам виноватых и приписывать себе чужие достинства, потому что за вину спросит Бог и определит и по вине, и по достоинству Жизнью: «по вере вашей да будет вам» (Мф.9:29) — это у каждого за себя самого.

А Жизнь неизменно устраивается так, что «Венец стариков — сыновья сыновей, и слава детей — родители их».(Притч.17:6)

Потому что кровь отца — в крови сына, семя отца — в семени сына.
Если за себя отцу от Бога почести, и душа отца обласкана, то за нечестивого сына отец неспокоен, душа его плачет и страдает за кровь свою, за семя свое, которое в нечестивом сыне умирает.
И у добродетельного сына за нечестие отца душа скорбит, судьба тяжела. Добродетельный отец и добродетельный сын спасают друг друга, соблюдая Заповеди — тем самым спасают себя, тем самым сотворяя себе новое сердце и новый дух. 

Иногда отец и сын на малое время спасаются неведением (вольным и невольным) друг о друге — сиротством (духовными и физическими: скитанием, нуждой, оковами, беспамятством, слепотой, глухотой, хромотой, язвами, пустотой и прочими мучениями).
Как и всё, что создано в дуальной природе человека, неведение имеет не одно назначение. В любом случае, неведение является ответом на взаимосвязи отца и сына (матери и дочери, др. родственных связей), в какое-то время и спасением и наказанием для реализации чего-то — в этом имеется свой промысел. Путь этот сложней, тяжелей и опасней.
Если они начнут творить себе новое сердце и новый дух, соблюдая Заповеди, то неведение отступает, и проявляется то, что было сокрыто, и тогда наступает время брани, время подвига и поражения. Неведение — одно из самых тяжких состояний души с тяжелыми последствиями. Поэтому существуют тысячелетние традиции раскаяния и примирения.

@

Хлеб наш насущный даждь нам днесь — http://proza.ru/2024/03/12/948

Приходит нам нужное в нужное время — http://proza.ru/2024/01/08/1618

Есть ли варианты у будущего? — http://proza.ru/2022/04/09/457

Как ответить на зло? — http://proza.ru/2022/12/12/1238

Краеугольный камень и Основание в религии — http://proza.ru/2019/12/18/74