8 апреля 1944 года

Олег Каминский
Предыдущая страница http://www.proza.ru/2019/04/08/1255

     Наземная и воздушная обстановка:

     Противник, сдерживая наши войска на Тираспольском направлении, продолжал на левом фланге отводить войска в район Одессы, одновременно отводил тылы действующих частей за реку Днестр.
     Авиация противника бомбардировала наши войска в районе Буденсе, Троицкое, Сталино (группами от 4 до 15 Ю-87 Ю-88), одиночными разведчиками Ю-88, Хе-111 и Ме-110 вела разведку по всему фронту на глубину до 80 км. Всего отмечено 136 самолето-пролетов.

     По данным соседа слева, с утра 8.4.1944 после 2 час. 30 мин. артподготовки, войска 4-го Украинского фронта перешли в наступление на Крымском направлении.
     Войска 3-го Украинского фронта продолжали наступление на прежних направлениях и к исходу дня вышли на рубеж: Раздельная, Фрейдорф, Буденовка, Еремеевка, ст. Вандалинка, Павлинка, Свердлово, и далее по восточному берегу Большого Аджалыкского лимана.

     Действия авиационных частей и соединений:

     262-я ночная бомбардировочная авиационная дивизия и 244-я бомбардировочная авиационная дивизия ночью боевой работы не вели из-за неблагоприятных метеоусловий.

     Днем части Воздушной армии вели боевые действия.

     В том числе:
     а) 1-й смешанный авиационный корпус днем прикрывал подвижные группы Плиева в районе Беляевка, Маяки, наносил бомбардировочно-штурмовые удары по ж. д. эшелонам на ст. Сортировочная, вел разведку войск противника в районах: Одесса, Аккерман, Бугазский маяк.
     б) 9-й смешанный авиационный корпус бомбардировочно-штурмовыми действиями уничтожал морские суда в порту Одесса, автомашины и войска противника в Глинное, Пересыпь, Крыжановка, прикрывал действия 244-й бомбардировочной авиационной дивизии и транспортные самолеты. Уничтожал аэростаты заграждения в районе Одессы и вел разведку по плану разведывательного отдела штаба 17-й Воздушной армии.
     в) 244-я бомбардировочная авиационная дивизия последовательными ударами разрушала ж. д. узел Абаклия, вела разведку в районах: Кишинев, Тирасполь, Аккерман, Одесса. Перевозила горючее и боеприпасы для подвижной группы Плиева на самолетах «Бостон» Б-3.
     г) 39-й отдельный разведывательный авиационный полк вел разведку по плану разведывательного отдела штаба Воздушной армии.

     Днем летало 134 самолета, произведено 199 самолето-вылетов (71 истребитель – 136 самолето-вылетов, 31 штурмовик – 31 самолето-вылет, 32 бомбардировщика – 32 самолето-вылета). Из них: на разведку – 22 самолето-вылета,* на прикрытие – 63 самолето-вылета, на сопровождение – 5 самолето-вылетов, на штурмовку – 31 самолето-вылет, на бомбардирование – 24 самолето-вылета, на уничтожение аэростатов заграждения – 4 самолето-вылета.
     Израсходовано: 144 ФАБ-100, 50 ФАБ-50, 4 АО-25, 512 АО-2,5, 85 РС, 2900 ВЯ, 760 ШВАК, 150 БС, 11850 ШКАС, 3620 КБ, 10 авиагранат.
     В результате боевых действий потоплена 1 баржа с грузом, сожжено 11 автомашин, 1 автотранспортер, свыше 50 вагонов, взорван 1 ж. д. эшелон, подавлен огонь 3 орудий полевой артиллерии и 2 орудий зенитной артиллерии, уничтожено и рассеяно до 70 солдат противника.
     Проведено 10 воздушных боев, в результате которых сбито 5 самолетов противника (9-й смешанный авиационный корпус – 4 воздушных боя, сбито 2 Ме-109,** 1 ФВ-190; 244-я бомбардировочная авиационная дивизия – 1 воздушный бой, сбито 2 Ме-109).

     Потери: сбит зенитной артиллерией противника 1 Ил-2, сбито истребительной авиацией противника 1 Як-1, 1 «Бостон» Б-3, не вернулись с боевого задания 2 Як-1.

     Транспортной авиацией произведено 10 самолето-вылетов, сброшено 12 тонн горючего для самоходных орудий. Самолетами «Бостон» Б-3 произведено 16 самолето-вылетов.

     Примечания:
     *   При этом особо отличился командир звена 260-го бомбардировочного авиационного полка лейтенант В. Т. Хайнов. В наградном документе сказано: «8.4.1944 при фотографировании ж. д. узлов Бендеры, Тирасполь, Абаклия, в районе Бендеры был обстрелян сильным огнем зенитной артиллерии противника до 3-х батарей, тов. Хайнов, зайдя со стороны солнца, сфотографировал ж. д. узел Бендеры».
     **   Эти 2 Ме-109 сбил заместитель командира 31-го истребительного авиационного полка майор И. П. Ковалев. Вот как рассказано об этом в представлении к награде: «8.4.1944 4 Ла-5 ведущий майор Ковалев сопровождали 13 Б-3 для бомбардировки ж. д. узла Абаклия.  На маршруте к цели в районе Тирасполя, 6 Ме-109 пытались атаковать группу Б-3 и преследовали её до района цели. Майор Ковалев энергичными и решительными атаками отбивал своей группой атаки Ме-109 и лично сбил 2 Ме-109. Своих потерь не имел. Бомбардировщикам был обеспечен подход к цели и обратно».

     Продолжение следует…