Наш Путь

Оксана Самоенко
  Снова начну с евреев.
 Вышла из печати книга археолога, родившейся и  выросшей  в Советском Союзе. Уже  30 лет  она живёт в Старом Иерусалиме. Исторический маленький участок города, до сих пор сохраняющий очарование места, в котором ВСЁ И СЛУЧИЛОСЬ.
 Само по себе огромное количество фотографий, максимально облегчённый текст, едкие характеристики жителей старого квартала и понаехавших от человека с сочным языком, мне интересны  мало.
 Интересна разница в отношении еврея и христианина к библейским событиям.
 Стену Плача построил Ирод.
Во  время восстания  евреев  Старый  Иерусалимский  Храм был  разрушен  римлянами. После показательной акции Рим дал денег на новый храм, подобрал хорошего прораба.
Работы велись в действующем пространстве, в котором богослужения не останавливались ни на минуту.

Иное содержание у царя в мифологии.

 Даже вспомнился преподаватель, уподобивший римское распятие с весами посмертья  египтян.  В Египте на одну  чашу весов укладывалось сердце умершего. На другую - Перо Истины. Перевесившее определяло судьбу новопреставленного перед судом богов. 
Либо давалось ему пребывание в раю с сонмом предшественников.
Либо неумолимая Похитительница Душ съедала грешника без надежды на радостный труд в составе коллектива единомышленников.
 Опа!
 Это я сейчас готовлю текст по теории Макаренко.

В общем, меня совсем не возмущает сравнение Мавзолея Ленина с зиккуратом третьей династии Ура.  Надеюсь, хватит терпения и красноречия довести соображения до логического конца.  А пока вернёмся к римскому распятию.

 Рим для того преподавателя развивался в русле восточных традиций. Совсем не обязательна смерть на кресте. Можно было и выжить.
 Какая- то инициация получается.
 Даже простое шрамирование в антисанитарных условиях могло стать причиной смерти. Немножко грязи на ритуальном ноже, примитивная обработка раны, заражение крови, смерть.
 Или немножко золотистого стафилококка с лапок любопытного насекомого, превращение организма в фабрику по переработке себя в гной, повышенная температура, опускаем не красивые подробности, смерть.

  Можно ли считать любого выжившего Мессией?

 Семиты ждали Освободителя с 12 века до этой эры. Ещё жили и здравствовали последние знаменитые шумеры. Даже успешно боролись за свой Ренессанс, писались  умнющие работы, а со стороны нынешней Сирии пошли семиты с идеей Спасителя.
 Засуха родила надежду.
 В нашей традиции это звучало бы так.
 Дева Обида родила.

  Ассирия евреев  почти изничтожила. Но она несла  в себе идею Гильгамеша, засуха согнала и сосредоточила семитов рядышком с последними шумерскими  царями, нанимавшими понаехавших для строительства храмов.  А они ждут Мессию.

 Появляется текст.
 Сколько  юродивых и сумасшедших проповедовало  потом на землях Малой Азии?
 Только один ответ.
Многа!!!
Как проверить подлинность его самопрезентации?
 Уже проверенным  способом. На кресте.
Появляется вопрос о тогдашнем, в той традиции,  значении распятия.
 Не буду дальше продолжать. Не осилю просто.
 И по сопатке получу.

 Вырисовывается следующее. Есть идея Спасителя. Есть крест. Есть Ирод.
 Ещё есть сказка о Соломоне и Давиде.
 А у еврейских археологов вообще  нет подтверждения  существования сильного государства того периода.  Ни дворца, ни оросительной системы, ни стены.
 И сами озадачены. Как же так? Написано же.

У нас такие же споры по поводу Рюрика.
 В Израиле- 9 век до. У нас- 9 век после.
А был ли Рюрик? Написано же. А были ли Соломон с Давидом? Предположим, были, но не в таком размахе и значении.
У нас разное восприятие одних фактов. Они в этом живут.
 Учитывая уровень их раввинов, совсем не удивительно. И государство поддерживает такой порядок вещей.
 Сплошная мифологизация.
 Как градообразующее предприятие.

Зашла к одному, послушала. Специалист по международному праву. Юрист. Знаток текстов. Всё путём.
 Сначала был Адам, родил кучу детей. Им было дано знание Торы. А в ней -   предвидение всего, что случится потом. Не осилившие груз знания стали царями самых разных народов. Осилившие понаписали учений. Одно из них вошло в шумерские таблички.
Небесная Тора старше древней мудрости.
 Ясен пень, вот откуда такие поразительные смыслы в текстах  позднего Мезолита.
 Ну, дай я тя расцелую за такие выверты.

  Тексты о Саргоне Великом были растиражированы на  досках объявлений в Египте, как подсказка сестре будущего пророка.  Сестра Мойши Мириам прочла и отправила вниз по течению корзинку с младенцем Моисеем.

 Интересно было бы послушать соображения по поводу дискуссии двенадцатилетнего мальчика с фарисеями.
 Но стенограммы обсуждения нет.  Не разработано.
 Недочёт, повлёкший за собой появление новых и новых толкований Библии. Откуда  и появился анекдот о каждом еврейском мальчике, желающим стать Богом?

 «Все- то вы - евреи метите в Мессии».
«Не знаю, не знаю, один еврейский мальчик смог».

  Как всякая монгольская семья, ждущая четвёртого ребёнка, ждёт Тимучина. До сих пор.
 Он наш соотечественник. Где- то  в Бурятии родился. Полюбопытствуйте. Там есть и выродившийся хвощ, кормивший динозавров.

 Каждый монгол, бурят, алтаец, троюродный плетень нашему забору казах, ревущий раненным изюбром под «свою палку - два  струна», видит во снах спину великого завоевателя, которого обязательно надо догнать на мохноногой монгольской лошадке.

И, как во всех кошмарах,  не догоняет. Классика жанра. Бьёшь- бьёшь  ненавистного человека, а удары проваливаются, как в вату. А он стоит и улыбается.

 И ты снова не успеваешь на последнюю электричку, снова бродишь по опустевшим коридорам Прошлого.
 И ничего не получается, не сбывается.
 И уже ты - ревностный христианин, пытающийся смириться с действительностью.

Мне сегодня приснилась куница, жрущая мандаринчик. Ну, не наглость ли?

 Как называют  Советский Союз?
 Страной неудачников.

 Но почему, перебравшиеся в Европу евреи,  рожают одного за другим авторов Утопий, до сих пор морочащих головы Удачникам?
 Маркс был замечательным экономистом, выжавшим самый цимус из существовавших теорий.
 Его «Манифест»  воспринимался, как реинкарнация  Библии.
 Но злющая судьба состроила Козью морду. Где мы видели пролетариат, готовый поделиться своими свободами и понести их по всей планете? Там же, где и буржуазию, отдавшую рычаги управления обществом, управление денежными потоками в руки этого пролетариата.
 Утопия, которая, вдруг, стала возможной в одной единственной, совсем не передовой, совсем не пролетарской стране.
 А почему?
 Существенную штуку упускают все соображатели.
 Централизация.
 Дойду.
Может быть.

 У англичан, когда- то начавших жить по- новому, убивших короля (всё, как полагается), перемены шли за волей  следующего короля и его идеологического отдела, возглавляемого священником  Томасом  Мором.
 Там шли за христианством.

  Почти в то же время Томазо Кампанелла пишет «Город солнца».  В  нём  есть правила простого добрососедства, соображения взаимовыгодного сотрудничества, нравственность, мораль, как следствия  обычая,  не зацикленного на наживе, здравого смысла.
 
У итальянца христианство является следствием социалистических принципов сосуществования.

 Ага, сюда вела.
 Может,  Маркс ближе к Томасу Мору?

Приплюсуем сюда достижения самой передовой науки на тот день. Британской. Но в сфере общественных отношений англичане понаделали кучу ошибочных выводов.
 А на основе ошибочных выводов создавали теорию Маркс и Энгельс.
 Больше Энгельс, конечно. Его статья о происхождении семьи и частой собственности ещё во времена моего первого курса  оценивалась, как ошибочная.
Представляете семинар в жутком режиме и атмосфере? Семинар по работе одного из основоположников великой теории.
В  конце, которого преподаватель говорит, что Энгельс был не прав!
 А, неудивительно. Основоположники писали с точки зрения европоцентриста, в гробу видавшего всю доэллинистическую историю человечества.
А семинар шёл по предмету истории Древнего Мира.

 Как тяжело было в России внедрять в жизнь теорию людей, презирающих и ненавидящих восточную общину, которую неисповедимым путём предугадал Кампанелла.
 Я в городе Солнца вижу Хараппу, Убейд. Как- то так потом  мыслил Махно.
 Практика от жителя совсем не пролетарской страны.
 Титанические усилия нужны были для объединения России и Марксизма. Тем более, уже существовали теории крестьянского социализма Герцена…

 Там мнооооого,  чего было.

Снова и снова вспоминаю наших мифологов, утверждающих, что в нашей стране не было  Эпоса, не разработаны былины, как  в Античной мифологии.
 А это что?
 Фёдор Успенский - историк - лингвист, пришедший в историю Руси вслед за скандинавскими сказками.
Как  он поясняет слово «Гардарика», которым направо и налево мочат несогласных  любители истории Руси, как мощного государства, которое уже к появлению скандинавов имело сотни городов.

 Почти полное повторение мифа о Соломоне и Давиде.
Археологические данные исключают существование этих городов.
 Не спешите. Самой интересно.

 Скандинавы были впечатлены нашими заборами, частоколами, плетнями, огородами. Их размах был настолько велик, что само напросилось слово, сформулированное в грабежах Западной Европы.
 Можно вспомнить шумер, которые можжевельник, встреченный в соседних горах, назвали кедром. Когда они добрались до настоящих кедров, то не стали заморачиваться новым словом.

Че - та захотелось чаю с можжевеловым веточками. Как в мультике.
Сколько у нас названий для хвойных деревьев?

 Уже писала о японке, обожавшей точное описание природы. Кровожадно посоветовала ей повеситься после ознакомления с полным перечнем чукотских  описаний снега.
 Не повесилась, зазнайка средневековая.

Нечто подобное случилось со скандинавами, ткнувшимися в наши ограждения.
 Жалко, минных полей не было. Шли бы своим путём.

  И махнули викинги рукой.
 Заборы, города, не всё ли равно? Так даже интереснее врать о дальних странах, лёгших под твою  ЧВК.

Что меня напрягает в истории с заборами?
 Как назывался   способ хозяйствования, предполагавший умопомрачительные заборы?

  Понятное дело, лезли лесные Фунтики в огороды. У нас в области такой хряк откормлен до состояния лёгкого японского танка времён Второй Мировой. 
 Почему японского? Рыбку присылали подписчики  с Приморья, Сахалина, до сих пор  трепетно собирающего осколки японской керамики, разбитой во время депортации японцев после Войны.
Патриотизм, говорите? Хучь, оборись на словах. Но...  детали.

У Фунтика  есть вторая половинка, не менее впечатляющих,  размеров.
Олени, лоси, даже сейчас,  с легкостью, заменяющие  по степени возбУжденности, носорогов. Бодаются.
   Зубры, бизоны  и прочие козы ностры, которые нафиг затаптывают испуганные предположения о частной собственности на землю.

 Там надолбы надо было ставить.

Что с другой стороны?
 Степь. Обры - авары, в набегах, которых на Европу,  местный земледелец принимал активное участие.
 Хазары, с выдумкой сопротивлявшиеся,  христианизации и омусульманиванию. 
Со Степью вполне себе соседствовалось и сотрудничалось.  Ей нужны были товары оседлых племён. Земледельцам - товары кочевников.

  Идиллии не наблюдалось.  Совсем завираться не буду.

 Положение ухудшилось тогда,  когда «города» полезли на земли кочевников. Тут ничего не поделаешь. Закономерности развития. Если бы не одно «но».
 Законы, регулировавшие отношения в том обществе.

Что там у нас с «Русской Правдой» Ярослава?
 Бог с ним, что докУмент был написан немножко позже.
 Бог с ним, что документ существовал в единственном экземпляре и находился под попой очередного князя, бо сопруть.
 Бог с ним, что справедливость и правду можно было найти только тогда, когда доберёшься до княжеской попы, претерпишь всяческие испытания, доказывая  правоту.
 
Прошу обратить внимание - времена до монгольские, вполне себе христианские. Как- то вырисовывается уровень законов Хаммурапи.
 
Уровень развития предполагает одинаковую реакцию. Нужно что- то, что регулирует отношения в обществе.

 Как Ярославские законы действовали?  Большой вопрос.
  А для земледельца, получившего устойчивое название «крестьянин» существовало каноническое право.
 То самое - «не убий, не возжелай, не укради».

 Как Хаммурапи показывал свои законы богу справедливости Шамашу, так моим предкам достались установления от самого Бога…
С шумерскими традициями.

 Такой подленький вопрос. «Для кого писались законы Ярослава»?
Подленький - не в современном смысле слова.
 Это была тщетная попытка привести в чувство вооружённых людей?
 Такой попыткой можно считать  слова летописи, рассказывающей о взятии Киева Владимиром Крестителем?
«Этот город теперь мой. Грабить его не дам».

 Особых успехов князья не добились, превратившись в свору собак, рвущих  тело каноническое  в клочки.
 У японцев нет слова «свобода».
 Есть «сорвавшиеся с цепи».
К сведению.
Опускаем подробности, так как пришёл  Бату.

 «В моих владениях так спокойно, что девственница с чашей, полной драгоценностей,  может без помех  пройти их от края  и до края».
 Все помнят это выражение. Приписывается оно и монголам и ацтекам. Возможно, под этим слоганом могли бы подписаться ассирийские цари.
 Не все.
С лёгкостью могу переврать мудрёное имя.
  Ашшурбанипал, кажется, имел дочь - книжницу. Она собирала библиотеку, отец ей всячески помогал. Вечный соперник Ашшура Вавилон написал некогда эпос «Энума Элиш».

Его главным действующим лицом является Мардук. Герой без страха и упрёка. Весь из себя, как говорится.
 Самые древние экземпляры эпоса найдены вот в этих  собраниях сочинений от ассирийских царей.
 Учитывая характер отношений Ашшура и Мардука, первая реакция-
 «Молчат гробницы, мумии и кости,
Лишь слову жизнь дана:
 Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный — речь».
 Бунин. Слово.

Впечатляет. Отношение Ассирии к слову.
 Потом соображаешь, что, мабуть, греблось всё, что тяжелее  определённого веса.
 Все подряд в словесных испражнениях не соревновались, письменность была не для слабонервных.
   Профессия библиотекаря  «не разработана». Госзаказа на выковывание Вавилона из истории не было.
Опа. А Египет выковыривал. Своих же. Ассирию, как собирательницу чужих текстов, тоже выковырнули.
 
Воооот. И нафига мне ваш Птолемей с его дощечками и папирусами. 

Дочка великой ассирийской империи тоже могла  бы  пройти беспрепятственно по её территории, не отрывая взгляда от  книжки.
 Но книжки тяжёлые были.
 Потому фразы и не случилось.

 И сразу кучка соображений по поводу значения слова «драгоценность» в разных культурах подалась вслед ассирийской княжне.

Я,  как одна из последних дочерей последней империи, знаю, что такое «пройти без препятствий из конца в конец».

  Мы ездили много. Самым протяжённым  путешествием была поездка из Куйбышевской области в Приморье. По приглашению, в деревушку в 20 километрах от границы с Китаем. Ещё до Афгана.
 С мамой и папой, конечно.  На отечественном самолёте, с  пересадкой в Хабаровске. Сутки по Владивостоку. На лёгоньком самолётике местных авиалиний в сторону проблемного соседа. Ещё чуть- чуть до посёлка.

 Пробковые деревья, лимонник, сумасшедшая влажность, когда сочится, зеленеет и покрывается мхом всё.
 Драпали мы семь суток по, ещё не доработанному, БАМу в плацкартном вагоне с дембелями. Масса впечатлений и ни одной мысли о том, что здесь где- то можно  вляпаться в историю, в, которой ни папа, ни мама, ни дембеля не помогут.

 Юность, безгрешная уже тем, что не предполагаешь зла в мире.
Не, где- то оно есть. Но не здесь.
 Где бы ты ни был.
В  Средней Азии, традиционно  вырезавшей славянское население с началом очередной русско- турецкой войны.
 Или в углу рынка с сухофруктами и горячими кавказцами, сомлевшими при виде твоих ног в шортах наклюнувшейся археологички.

Проявляется дополнительный  смысл имперской фразы о путешествии из конца в конец. И «драгоценность» имеет уже два современных наполнения.

 В Украине- то, сам бог велел. 
Никаких  фиг в карманах, чудившихся рыбиным, прости, господи, коммунистам столбовым дворянам спицыным. Представляете?
 В одно слово.
  Хозяйка, в смысле, мама сошла с трапа самолёта в Борисполе.   Из тех, кто поднимает жизнь из одного места после мужских забав по определению доминантного самца.
  Одни срама уже не имуть.
 Другие - на кресте или в тюрьме.
 Ни спать, ни есть не могут. В карты не играется, наркота в горло не лезет.  Только о нас и думают.

Посадить бы  баб    за один стол. Финноугорочку и хохлушечку.
 Договорились же, когда славяне  свалились, как снег на голову, балтам и финно уграм.

С салом, с водочкой,  с варёной  картошечкой.  Моя- то, сразу  поднялась бы  из- за стола. Как распробовала бы изжогу, которую запихивают  в нынешнюю картошку, так и поднялась бы.
И  пошли бы обе хозяюшки картоплю разводить.
 И поля, затоптанные Убийством, да залитые кровью, оживлять.
Дева Обида им в помощь.
И все Каменные Бабы, что ни на есть на земле, строжили бы поля от вытаптывания новыми князьями в законе.

Прежде, чем грозить новым Борджигинычем, расскажу ещё одну сказку.

 Того  шумерского царя, что давал работу понаехавшим семитам звали Гудеа. Он имел обычай спать в храме.  Как- то, в четвёртом сне Веры Павловны, увидел он слово божие.
 Приняло оно  образ храма. Нарисовали чертёж.

 Говорят, черчения в нынешней школе нет.  И правильно. Кто его знает, чё начертят четыре маленьких чернявеньких чертёнка?  Доказывай потом, что не ты вызвал Апокалипсис.
 А у Гудеа рабочей силы хватало, соображений по поводу Конца Света не возникло. Собственно, для того храм и строился, чтобы глупости в голову не лезли.  Отстроенное впечатлило даже анунаков.
 И сказали они: «О»!
 Что- то вроде - вах!

  И записано было, что храм - пуповина, связывающая небо и землю. Наверное, по ней осуществляется управление родом людским его родителями. Последние осознававшие эту связь строили из глины свои храмы.
 Священные рощи Античности, наверное,  тоже несли в себе эту нагрузку. Перед этим, храмы Хараппы и Крита не выделялись из остальных строений. Потом леса вместе с львами были повырублены.
 Остался камень.
 А у нас храмов, вроде, не строили. Нам, зачем камень, когда есть корабельный лес? Живая пуповина. Самими богами, научившимися на печальном опыте, выращенная.  Сосновый лес с деревьями метров по 80.
 Целебный запах,  эхо леса,  как чьё- то присутствие. Лосиные «ёловые шишки», папоротник.
 Шагнул - вся морда в паутине.

 Зачем каменная церква с ладаном? Правда,   ладан тоже даёт сосна.
 Ооооо, сколько здесь можно накидать соображений.

 Вот и подумаем,  что продавал Англии Пётр Алексеевич.
Особой религиозной упёртости во мне нет, но потеряли, так  потеряли. 

Теперь можно вернуться к »батьке нашему, Чингис - хану».