Мой авторский сайт: https://www.danberg.net/
Богач Корах
Глава 6
Ничто великое никогда не бывало достигнуто без энтузиазма. Своею активностью и энергией Корах создал выигрышную для себя ситуацию, которая давала ему все основания надеяться на победу над Моше и Аароном. Образованные из народа встали на сторону будущего владыки, и чернь в большинстве своем сочувствовала Кораху и обещала подставить плечо.
Сами же будущие жертвы переворота – начальник над народом Моше и первосвященник Аарон – томились предчувствием надвигающегося бунта, пребывали в недопустимой для государственных мужей растерянности и не могли изобрести конструктивных путей преодоления проблем.
Как говорилось выше, во времена Кораха еще не существовало глубокой научной теории успеха восстания. Бунтовщики довольствовались всего лишь здравым смыслом. Более того, не догадываясь о нечаянно внесенном им грандиозном вкладе в историческую науку, Корах не претендовал ни на академическую славу, ни на величайшее социальное открытие, а простодушно удовлетворялся обыденной практикой.
Обо всех этапах своей агитационной деятельности Корах неизменно докладывал жене Орпе. За поеданием ужина супруги обсуждали итоги минувшего дня и намечали план дальнейших инициатив. По мнению Кораха, активно-наставительные речи Орпы не содержали никаких откровений, и он вполне мог бы обойтись своим умом. Однако он терпеливо выслушивал неиссякающие мнения жены и не прерывал потока изобильных речей, ибо высоко ценил семейный мир.
“Я знаю, я всего лишь глупая женщина, - говаривала Орпа, - но ты моими словами не пренебрегай. Ваши же мудрецы говорят, мол, из горького выходит сладкое. Или что-то в этом роде, не так ли? И помни: у нас дочь на выданье. Адасе положен знатный жених. Так что старайся, дружок!”
На тандемном семейном совете было решено, что настало время подступиться непосредственно к Моше и Аарону. Для начала следовало обсудить детали с ближайшими соратниками. Корах оповестил троих реувенцев о проведении неотложной встречи. На совещание, кроме него самого, явились двое – Датан и Авирам. Причину отсутствия Бен Пелета читатель узнает в одной из следующих глав.
***
Корах решительно заявил Датану и Авираму: “Друзья, сейчас самая пора действовать – свои разогреты, а чужие размякли!”
Начинать следовало со словесного боя, который дадут Корах, Датан и Амирам главам противной стороны – Моше и Аарону. Решено было привлечь на помощь двести пятьдесят верных соратников.
Сочувствующие массы экипировались самодельными копьями, рогатинами, камнями и прочим оружием бунтующего простонародья. Вооруженные люди должны находиться в поле зрения Моше и Аарона, но стоять поодаль. Они примут грозный вид, выражающий готовность к нападению.
Центральной темой совещания был вопрос о применении насилия. Поскольку речь шла о братоубийстве, то возможное кровопролитие приобретало сакральный смысл.
Богобоязненные участники совещания с мистическим страхом задавали себе вопрос: “А не случится ли беды, если Всевышний крепко осерчает на свой избранный народ, в среде коего отыскались разбойники, осмелившиеся лишить жизни соплеменников?” И так отвечали сами себе: “Без того уж изрядно провинились мы! Как вышли из Египта, за короткий срок иудеи успели дважды согрешить перед Ним – сотворить золотого идола и опорочить Землю Обетованную!”
Кораху, задумавшему вымолить прощение у Господа и добиться отмены сорокалетней кары, не доставало только снова и опять разгневить Бога! Тогда, едва начавшись, бунт придет к катастрофическому концу, а его справедливые зачинщики будут жестоко наказаны – возможно, даже смертью с последующим продолжением мученичества в аду.
Корах и двое его верных помощников решили во что бы то ни стало избежать пролития братской крови. Следовало либо убедить, либо запугать Моше и Аарона, чтобы они подобру-поздорову ушли со своих постов, не затевая войны.
“В конце концов, - рассуждал Корах, - Моше и Аарон непременно должны проникнуться величием момента! Враги-то они ведь мне, а не народу своему!” По мнению Кораха, вооруженные массы на заднем плане должны были послужить убеждающим аргументом в пользу мирного решения конфликта.
Совещание заговорщиков постановило начать действовать в ближайший субботний день после утренней молитвы. Корах вместе с Датаном и Авирамом вызовут Моше и Аарона из шатра, а двести пятьдесят соратников приведут на место словесной битвы вооруженные массы сочувствующего народа.
***
- Моше, выходи, нам есть что обсудить! – волнуясь, крикнул Корах.
- Вот я! – насилу улыбаясь в предчувствии неладного, ответил начальник над народом, выходя из шатра.
- Где Аарон, брат твой? – строго спросил Датан у Моше.
- Не знаю, - ответил Моше, - разве сторож я брату моему?
- Ответ твой дерзок! – бросил Авирам.
- Умерь гордыню, Моше, - окрепшим голосом остерег Корах.
- Вот я! – воскликнул Аарон, выйдя наружу вслед за старшим братом.
- Оба здесь! – констатировал Датан, намекающе посмотрев на Кораха.
- Пора начинать серьезный разговор! – заявил Авирам и тоже бросил на Кораха многозначительный взгляд.
- Слушайте меня, начальник над народом и первосвященник! – твердо проговорил Корах, - вы увели иудейское племя из Египта, вы обещали простодушным людям привести их в ханаанскую землю, текущую медом и молоком. Путь сей короток, и ежели бы всё происходило по слову вашему, то давно бы мы дышали воздухом родины. Как объясните вы столь плачевное положение наше?
- Обманщики! – воскликнул Датан.
- Узурпаторы! – добавил Авирам.
- Погодите, друзья, - сказал Корах, - пусть говорят те, кого я спросил.
- Корах, ты сам сказал: “Если бы всё происходило слову вашему” – ответил Моше, - но разве по моему слову или по слову Аарона вышли иудеи из Египта?
- Не загадывай нам загадок! – рассердился Датан.
- На вопрос наш мы ждем ответа, а не вопроса! – бросил Авирам.
- Не по-нашему с Моше слову, но по слову Господа поступили иудеи! – дал достойный ответ Аарон.
- Господь любит свой народ, так отчего же в беде мы? – возопил Корах.
- Не наивничай, Корах, - строго молвил Моше, - Бог любит, но наказует! Неужто не знаешь ты о двух грехах, народом совершенных?
- Мы справедливо наказаны Всевышним, ибо иудеи тяжко согрешили перед лицом Его! – добавил Аарон.
- Кто говорил с Богом о прегрешении нашем? – вскричал Датан.
- Кто молил Господа о прощении? – поддержал Авирам.
- Я говорил, и я молил, - гордо заявил Моше, - и принял кару, и признал справедливость ее!
- Ты принял, и ты признал, но ты – это еще не весь народ! – воскликнул Датан.
- Средь нас есть человек, который лучше тебя сумеет говорить с Господом и молить Его! – заявил Авирам, - скажи, наконец, свое главное слово, Корах!
- Да, Моше, ты не можешь представлять иудеев пред очи Всевышнего! – возвысил голос Корах, - а ты, Аарон, никудышний первосвященник, коли трактуешь слова Господа против своих! Сорок лет скитаться в пустыне и умереть, так и не вдохнув воздуха родины! И это вы смеете называть справедливой карой? Вы оба не годитесь служить народу своему! Только мне под силу такое!
- Не тебя, жалкий счетовод, Бог поставил над народом, но брата моего и меня! – вспылил от гнева Аарон.
- Не Бог назначил вас, вы сами захватили власть! – выкрикнул Датан страшные слова.
- Узурпаторы! – повторился Авирам.
- Неужели, Корах, ты в одиночку намерен нести бремя! – изумился Моше.
- У меня будет двести пятьдесят советников, - возразил Корах, - это лучшие из иудеев – грамотные, справедливые, честные. Каждый из них достоин править!
- Неужто на демагогии построишь власть свою? – захохотал Моше.
- Разве так Господь устроил мир свой? – рассмеялся вслед за братом Аарон, - не люди толпы, но единичные герои волей и мудростью своею должны управлять народом. Бог сам находит гениев, и не нужен Ему коллективный разум каких-то безвестных двухсот пятидесяти советников!
- Повторяю слова брата, Корах, не тебя, но нас избрал Всевышний для великой цели! – заметил Моше.
- Взгляните вон туда, Моше и Аарон, - сделал Датан величественный жест рукой, - видите толпу людей?
- Мы не слепые, - бросил Моше, - чего они хотят?
- Они хотят того же, чего и мы хотим, - сказал Авирам, - вы оба должны уйти с постов, освободив место Кораху. Присмотритесь-ка к людям хорошенько – все вооружены!
- Корах вожделеет власти, это ясно, - сказал Моше, - но почему бунтует простой народ?
- Бунтует перед законами вашими несуразными: ишь, постановили, дескать, быка с ослом нельзя вместе запрягать! – воскликнул Датан, - да и еще много-много чего удумали, всего не перечесть.
- Протестует народ против поборов левитовых! – добавил Авирам.
- Главное, беженцы из Египта хотят войти в Ханаан и жить там, а не скитаться в бесплодной пустыне до самой смерти! – подытожил Корах.
- Жаждешь трона первосвященника? - вскричал Аарон, - а ведь и ты, Корах, левит, и тебе десятина и дары положены. От Бога всё, не забывай! Хотя, надо полагать, тебе известно это, и ты к благам сим тянешь жадные руки свои!
- Законы, что вы несуразными называете – Божественные они! Не рассуждать над ними требуется, а исполнять их! Попробуйте сперва понять глубинный смысл оных, а уж потом мечтайте о Земле Обетованной! – отрезал Моше.
- Простой люд не обманешь, он знает наверняка – не Господь назначил тебя, Моше, начальником над народом, и не Господь даровал тебе, Аарон, корону первосвященника! – вскричал Корах, - убеждены люди, вы сами прибрали вожжи к рукам своим, обманули Всевышнего!
- Популизмом дорогу к власти пробиваешь, Корах! – обвинил Аарон.
- Учти, Корах, на свою собственную дурость жаловаться некому, - предупредил Моше, - замыслил ты над народом владычествовать? А ведь народ-то тебе достанется тот же, что и мне – не лучше и не хуже. И Бог на небесах другим не станет!
- Глуп ты, Корах! – с усмешкой добавил Аарон, - думаешь, легка корона первосвященника? С маловерами возиться будешь, вскорости поймешь почем фунт изюму. Знаю, бабьим умом ты живешь. Надолго не достанет этакой мудрости! Хлебнешь горечи с народом жестоковыйным, опозоришься. Быстро пропадет у тебя охота винить брата моего в кумовстве, а меня в корыстолюбии!
- Хватит рассусоливать! – Авирам решительно заявил Кораху и Датану, - доколе еще будем болтать языком с самозванцами? Не зря в народе говорят: с такими водиться – что в крапиву садиться!
- Моше, ты вхож к Богу! – обратись к Нему сей же час, пусть назначит нашего Кораха вместо тебя и Аарона! – потребовал Датан.
- Не стану с Господом о таком деле говорить! – ответил, поразмыслив, Моше, - Он нас с Аароном не случайно избрал, но по достоинству нашему назначил. Разве можно Богу в глаза сказать, что ошибся Он?
- Не доводи нас до крайности, Моше! – пригрозил Корах, - еще раз взгляни вокруг, люди с копьями да с вилами только и ждут суровой команды!
- Да разве хотите вы, чтобы иудей пролил кровь иудея? – возопил Аарон.
- Не бывать такой беде! – подхватил Моше, - не доведем до греха!
- Во избежание насилия допустима победа зла! – авторитетно провозгласил Аарон.
- Однако нельзя просить Господа освободить нас с братом от почета, Им же дарованного. Бери, Корах, бразды правления в свои руки, властвуй и наставляй! – с горечью произнес Моше.
- Помни, Корах: победа твоя – мнимая, - предрек Аарон, - очень скоро и без оглядки отмежуешься от непосильного бремени. А если Господь узнает о самоуправстве твоем, Он крепко осудит и безжалостно накажет тебя и сподвижников твоих. Меня же и Моше поощрит Всевышний за то, что кровопролития не допустили и жадных до власти и золота бунтовщиков на посмешище выставили!
***
Корах, Датан и Авирам бросились к толпе с радостным известием: “Соплеменники! Переворот, о необходимости которого всё время говорили мы, радетели народа, свершился!” Люди встретили новость мрачными лицами: готовились внести вклад в важное дело, а обошлись без них – обидно это. Они по-простому и без затей высказали Кораху свое недовольство, но новый владыка сумел убедить подданных, что именно их вооруженное присутствие сыграло решающую роль в победе над узурпаторами.
Несколько умеривши боевой пыл, толпа, тем не менее, не угомонилась до конца. Раздались требования казнить Моше и Аарона, предать обманщиков огню или, по крайней мере, побить камнями за мучения, что учинили над народом.
Тут некоронованный принципал струсил – а вдруг Господь не одобрит казнь своих ставленников и покарает его, Кораха, да и весь народ иудейский заодно? В древности не то, что нынче – многие проблемы решались коллективными наказаниями, кои признавались эффективным средством исцеления от заблуждений.
Целиком повесть опубликована здесь: ЛИТРЕС