Мысли и размышления

Тагир Абдульмянов 2
Ступени

1. Все в мире взаимосвязано. Поэтому, мы познаем все, если познаем взаимосвязь и взаимные отношения всего в мире.
2. Все познается в отношениях. В самом деле, все, что существует в мире, находится в том или ином отношении с другими существующими или с тем, что мыслится о существующем. То, что не существует в мире или то, что невозможно, также и немыслимо, и не познается.  То, что находится в тех или иных отношениях, также и познается в этих отношениях. Не познается в отношениях только то, что не существует или то, что невозможно. Не существующее и невозможное означает отсутствие в мире или пустоту, для которой познание не является необходимым. Все существующее в мире познается в отношениях.
3. Действие есть выражение отношений в том или ином виде. Выражая свое отношение к чему-либо, мы действуем на объект отношения. Слова или предложения, прежде всего, выражают наши отношения к предмету. В произносимой речи, прежде всего, мы действуем. Поэтому, выражая в словах свои отношения, мы несем всю полноту ответственности за свои слова. Слова оказывают определенное воздействие даже тогда, когда они бессмысленны. Одни слова, или предложения, отличаются от других силой воздействия. Предложения истинные имеют большую силу воздействия, чем те, которые не истинны и не ложны. Доказательная сила воздействия слова обращена к рассудку и разуму. Действие слова, в этом случае, опосредованное рассудком и разумом. В этом, в опосредованности, слабость обращения к разуму и рассудку. Несмотря на большую силу воздействия слова, результат может оказаться весьма скромным. Эмоциональное воздействие слова всегда непосредственное. В этом сила эмоционального воздействия. Эмоциональное воздействие слова более доступное. Слово в этом случае подобно огню, поглощающему все, что было, и утверждающее нечто новое. Эмоциональное воздействие слова обращено к душе и вере. В этом  его сила и слабость, в зависимости от того, к кому обращено такое воздействие. Эмоциональное воздействие всегда функциональное, часто недолговечное.
4. Душа человека есть то, что им принято, воспринято,  надолго или навсегда. Душа не складывается из того, то временно и сиюминутно. Поэтому, многое из того, что было воспринято эмоционально, быстро забывается. То, что имеет доказательную силу, в душе остается надолго и составляет ее. То, что оставляет яркое впечатление, хорошее или плохое, вызывает радость, удивление, также остается в душе надолго.
5. Самым важным в этом отношении, наверное, является то, что в душе может складываться не только хорошее, но и плохое, не только добро, но и зло. Душа открыта как для добра, так и для зла одинаково, если она не готова в одно мгновение отличить добро от зла. Отличить в одно мгновение добро от зла удается в редких случаях и мало кому. В этом заключается основная проблема добра и зла.  Человек не рождается злым и дурным, но может стать таким в результате открытости души или, что еще хуже, в результате своих заблуждений, своего образа мысли.
6. Человек мыслит образами, образует мысли, творит их. Поэтому мышление образное. Человек стремится, чтобы образ мысли был прекрасным, а может и божественным. Мышление без образа подобно загадочной улыбке Сфинкса, значение которого уловить трудно. Мышление без образа служит для того, чтобы вводить в заблуждение, а не для познания. Наличие образа мысли часто заменяет доказательство суждения.  Предъявленный образ мысли часто становится доказательством суждения, делающим суждение очевидным, или, по крайней мере, свидетельством наличия мысли.
7. Человек познает мир, то, что не является им самим. Мир во многом такой, каким его человек себе представляет в мысли, а во многом такой, каким представляет в качестве возможного. Человек познает самого себя, то, что не является миром, а является образом мысли человека о мире. Образ мысли человека о мире конечен, мир – бесконечен. Поэтому полное совпадение образа мысли человека о мире с тем, чем мир является в действительности, невозможно.
8. Человек думает, что мир прекрасен и мир предстает перед ним таковым. Человек думает, что мир устроен разумно и мир предстает перед ним гармоничным. Человек думает, что мир такой, каким мы его делаем и мир становится таковым. Мир открыт и многогранен для мысли и действий человека.
9. Действительность – это мир и то, что происходит в мире во времени, события, происходящие в мире. Реальность есть то, что реализовано в действительности. Духовный мир человека реализуется в действительности, то есть складывается, также как и душа, но во многих людях одновременно. В этом связь и отличие души и духа. Силой духа укрепляется душа.
10. Человек чувственно воспринимает мир. Это первая ступень познания. Чувственное восприятие человеком окружающего мира доминирует над осознанием мира в раннем возрасте, но может быть и не только в раннем возрасте. Осознание окружающей действительности происходит не непосредственно, а через осознание воспринятого.  Поэтому осознание окружающей действительности является второй и высшей ступенью познания. Чувственное восприятие может быть доминирующим и у взрослого человека и это не является его недостатком, а является его преимуществом, которым он должен умело воспользоваться. Чувственное восприятие развивается в своей плоскости и мало зависит от осознания. Чувственное восприятие – это беспредельное впитывание впечатлений и переживаний, подражание гармонии природы, мира. Осознание в этом случае происходит на уровне подсознания.
11. Человек осознает чувственно воспринятое, но не только чувственно воспринятое, но и переживания, которые испытывает при чувственном восприятии. Осознает мысли, которые возникают при этом. Человек осознает свою причастность к жизни, испытывает желание быть причастным к жизни. Желание быть причастным к жизни, желание осознать эту причастность и есть то, что подвигает человека к необходимости познания.
12. Человек становится причастным к жизни созидая, либо разрушая созданное. Созидание есть лучший способ быть причастным к жизни. Независимо от того, что создает человек, строит жилище, открывает законы природы или находит новую мысль, он становится причастным к жизни. Становится причастным к жизни через воплощение своих мыслей, желаний, своих возможностей. Через причастность к жизни человек становится узнаваемым. Это тот человек, который построил жилище. Это тот человек, который впервые высказал эту мысль.
13. Быть таким или иным человеком не означает данность определенную заранее, а есть результат осознанного или неосознанного становления, становления причастным к жизни. В этом отношении качество человека есть этап его осознанного становления. То же самое касается и предметного мира, качество предмета познается в отношении к другим предметам и не может определяться безотносительно к чему бы то ни было.
14. Бытие как существование не зависит от осознанности человеком, а бытие в качестве, или пребывание в качестве, должно быть осознано человеком, ибо качество определяется в отношениях и определяется человеком в результате познания.
15. Бытие есть пребывание в качестве, в пространстве и во времени.
16. Природа наделила человека разумом и вывела его, тем самым, из общего ряда живых существ, в сферу разума. Разумно ли устроена сама природа? Или же, подобно стихийным явлениям, стремится к разрушениям и человеку следует противопоставить себя природе? Если утвердительно ответить на первый вопрос, то человек лишит себя необходимой и разумной защиты от стихийных явлений. Если же человек в природе будет видеть только разрушителя, то лишит себя возможности увидеть в природе удивительную гармонию и целесообразность. Природа может предстать перед человеком как разумно устроенной, так стихийной. Разумное устройство природы свидетельствует о том, что человек не единственное существо, которое может быть разумным. Однако существуют ли в действительности другие разумные существа, кроме человека, неизвестно.
17. Человек наделен разумом, обособлен тем самым в мире и противопоставлен миру. В этом отношении человек испытывает одиночество в мире. Человек противопоставлен миру как познающий к познаваемому, как терпящий бедствие и стихия.
18. Человек – часть природы, мира. Поэтому человеку присущи все достоинства и недостатки, присущие природе. Стихийность, присущая природе, часто свойственна и человеку. Часто бывает то, что природа учит человека быть рассудительным и уравновешенным. Стихийность человека не менее опасна для природы, чем стихийность природы для человека.
19. Человек противопоставлен природе не только как часть целому, но и как равное, как единственное существо, обладающее разумом. Благодаря разуму человек уникален, также как уникален мир благодаря своему устройству. В изучении устройства мира человек преуспел больше, чем в изучении разума. До настоящего времени неизвестно, каким образом человек приобретает способность проникать в сферу разума. Когда и как у человека впервые появляется мысль о мысли? Каким образом можно, способствовать человеку, быть более разумным?
20. Человек наделен разумом в той мере, в какой необходимо для того, чтобы противостоять стихии природы. Человек физически менее других существ защищен от стихии и более всех защищен разумностью.
21. Становление разума и души происходит в противоборстве человека и стихии и по мере того, как человек с помощью своего разума выходит победителем в этом противоборстве.
22. Суждение человека есть проявление его разумности в познании истины. Познание истины возможно только в том случае, если человек свободен. В противном случае в суждениях человека можно обнаружить только мотивы тех или иных суждений, но не истину.
23. Человек разумный в той мере, в какой он свободный. Независимость суждения человека от мнения большинства может ввергнуть человека в одиночество. В этом отношении проявляется противоборство души и духа. Человек разумный должен быть готов принимать муки одиночества ради достижения истины.
24. Одиночество сопутствует человеку всю его жизнь. В одиночестве человек сталкивается с самим собой, своими мыслями, ощущает самого себя, обращается к самому себе и осознает самого себя. Поэтому состояние одиночества наиболее важно для формирования разума человека.
25. Одиночество может восприниматься двояко: как благо, когда человек не находит то, что ищет, в обществе; как угнетающее состояние, когда человек обнаруживает неполноту мира мысли.
26. Одиночество является следствием стремления человека к свободе. Неполнота мира мысли является одной из важных причин, по которым человек стремится быть в обществе. В отношении человека общество может выступить в роли спасителя, духовного наставника.
27. Духовное единение для укрепления души – это и есть основная причина, по которому человек стремится быть в обществе. Ради духовности человек может идти на определенные ограничения своей свободы. Стадное чувство это стремление человека облегчить свою судьбу за счет некоторого ограничения своей свободы.
28. Независимость мнения человека от мнения большинства может ввергнуть человека в одиночество. Выдержать одиночество, по мнению Фромма, могут только отдельные люди, наделенные особыми дарованиями. С другой стороны, трудно представить себе человека, который никогда не находил бы, что его мнение противоположно мнению большинства и он не отстаивал бы своего мнения, который не никогда не оказывался в одиночестве.
29. Одиночество есть результат внешнего разрешения конфликта в отношениях между человеком и обществом. Человек выбирает одиночество, когда проблема взаимных отношений между человеком и обществом заставляет человека страдать сверх меры его сил и терпения. Причиной конфликта может быть сам человек, но в равной мере и общество. В этом отношении не могут быть заранее установленных приоритетов. Нельзя осуждать человека только потому, что его мнение не совпадает с мнением всех, также как нельзя осуждать общество, если оно такое, а не другое.
30. Суть конфликта между человеком и обществом всегда заключается в оценке разумности действий и действительности. Не следует искать в этом конфликте только негативную сторону. Острота этого конфликта при позитивных отношениях только ускоряет становление души и служит укреплению духа.
31. Человек, принадлежащий обществу, не может быть вполне свободным, а следовательно и вполне разумным. Человек в этом случае всегда сознательный. Сознание всегда является определенным ограничением свободы разума.
32. Ограничение свободы разума необходимо так же как берега  быстрой горной реке, но необходимо для его конструктивного продвижения к духовности, а не для создания преград для развития разума. Сознание структурирует разум, реализуя его в действительности.
33. В сознании человека действительным, то есть действующим на сознание человека, является все, что  для него значимо. Действительными и действующими на органы чувств называют материальные предметы. Душа и дух, безусловно, зависят от нашего сознания. Мы не замечаем предметов, которые в данный момент нас не интересуют. Такие предметы остаются вне зоны наших восприятий и не имеют значимость для нас. Однако это не значит, что такие предметы не имеют значения вообще ни для кого.
34. Сознание есть связующее звено между человеком и обществом. Человек настолько же заинтересован в разумности насколько общество в сознательности, ибо,  своей разумности человек обязан тем, что он есть. Тем, что общество такое, а не другое, оно обязано сознательности каждого человека.
35. Любое доказательство основано на предпосылках.  Предпосылки могут не вызывать сомнения или выглядеть малозначительными. Однако, принимая предпосылки рассуждений, по существу, принимаются также и все то, что охватывают горизонты данного воззрения.
36. Движение мысли заключается в том, что, отвергая предпосылки известных воззрений и выдвигая новые, менее ограничивающие нас, мы, тем самым, расширяем горизонты воззрений. В этом отношении многие современные предпосылки, в которых предполагается обусловленность сознания, ограничивают движение мысли.
36. Сознание в действительности обусловлено, но задача человека заключается в поиске новой мысли и новых идей. Обусловленность сознания ограничивает разум и возможность движения мысли. Поэтому, обусловленность сознания в действительности следует воспринимать как единичный факт и фрагмент действительности. Не следует рассматривать обусловленность сознания в качестве предпосылки мышления. Такая предпосылка служит наиболее сильному ограничению мышления, ибо, обуславливая сознание, часто обуславливают мышление путем отождествления мышления и сознания, разумности и сознания.
37. Разумность человека не следует смешивать с его сознательностью. Различие разумности и сознательности в том, что именно в разумности заключена возможность человека быть иным. Такой возможности в сознательности нет. В сознательности у человека есть возможность быть таким же, как все. То и другое, разумность и сознание, необходимы человеку в равной мере.
38. Действительность есть то, что воспринимается человеком или может быть им воспринято. В этом отношении, к действительности относятся не только предметный мир, который человек воспринимает чувствами, но и постигая умом то, что для него важно и значимо.




Становление

     Все, что так или иначе связано с человеком и значимо для человека, находится либо в материальном мире, в мире вещей, либо в духовном мире, в мире мысли, либо относится к душевным переживаниям человека. Духовный мир – это мир, созданный в результате душевных переживаний человека. Мир вещей не создан человеком и в этом состоит главное отличие двух миров, духовного мира и мира вещей. Раздельное существование духовного мира признается человеком постольку, этот мир значим для человека. Духовный мир может быть признан человеком тем единственным, чем только и может по настоящему ценить человек в данной ему жизни.
     Возможно и обратное. Человек может считать себя заслуживающим материального благополучия как единственной ценности в жизни человека. Все, что заключают эти две крайние суждения и во всевозможных сочетаниях, составляет все многообразие оценок человеком окружающей действительности. Можно говорить о мотивах аксиологических  установок человека. Можно говорить о следствиях таких установок. Однако, нет никакого основания считать, что человек, считающий духовные ценности единственными, заслуживающими внимания, заблуждается. Ибо человек всегда соотносит свою сущность с окружающей его действительностью. То же самое можно сказать о человеке, который высоко ценит материальное благополучие в жизни.
     Становление сущности человека в окружающей его действительности не происходит только по его воле, не происходит и без участия его воли. Это может также происходить на уровне интуиции и на уровне подсознания. Так или иначе, человек свою сущность воспринимает как данность, не следующую из других предпосылок. В становлении, окружающая действительность воспринимается человеком также как данность. Сущность человека как данность проявляется во взаимоотношении и взаимодействии с окружающей действительностью.
     Сознательное или волевое изменение данности возможно. Однако, соглашаясь на такое изменение, человек должен осознавать то, что это изменение данности может привести к таким катастрофическим изменения отношений, к которым он может оказаться не быть готовым. В этом случае человек будет чувствовать себя не только как человек, потерявший душевное равновесие, но и как потерявший все, самого себя. Даже соглашаясь на все и выстраивая новые отношения, человек не имеет никаких гарантий, что получит то, что ожидает. В отношения к действительности, человек получит как негативную, так и позитивную реакцию. Успешным будет становление только в том случае, если баланс выдержан в пользу позитивных реакций. В противном случае человека ожидают неудачи в отношениях и душевный кризис.
     Если баланс выдержан в пользу позитивных реакций окружающей действительности, то человек получает кредит доверия и определенную свободу действия. Если же баланс выдержан не в пользу позитивных реакций, то человек встречает непонимание со стороны окружающей действительности и на уровне подсознания включается механизм самосохранения. В результате чего человек обосабливается и приспосабливается к новым условиям и к новым отношениям в окружающей действительности. Такое отношение не может быть устойчивым и не может продолжаться долго, ибо человек болезненно реагирует как на свое непонимание окружающей действительности.  Так же будет реагировать в том случае, если будет чувствовать себя ненужным в окружающей действительности. В результате такого отношения наступает время переоценки ценностей. Это время будет продолжаться до тех пор, пока человек, в результате глубокого анализа всех обстоятельств, не вынесет окончательный вердикт, содержащий новые оценки своей данности и оценки отношений к окружающей действительности. Новые оценки своей данности ни в коем случае не означает отрицание своей данности, а лишь признание начала новых творческих  переживаний, переполненных радостью успехов и огорчениями неудач. Это время творческого преобразования и обновления данности человека, время становления данности человека.
     Результат самооценки человека может остаться и прежним, неизменным. Этот случай наиболее трудный. В это время переоценки ценностей человек вступает в неравное единоборство с другой данностью, с данностью окружающей действительности. То, что для человека значимо, заставляет его мыслить, чувствовать, переживать, становится основным. Все остальное, отношения к окружающей действительности, отходит на второй план. Человек вступает в противоборство с окружающей действительностью, когда не находит причин для изменения своей данности и отстаивает свою данность, когда считает необходимым изменить внешнюю данность. Любые действия человека, в этом случае, будут направлены на изменение внешней данности сообразно своей данности. Так рождаются великие люди, которым суждено быть на Земле великими реформаторами. Также рождаются люди, которые оставляют после себя также незабываемый, но кровавый след.
     Возможен и другой исход такого события. Противоборство человека и внешней данности может не состояться вовсе. Обстоятельства, которые складываются благодаря многообразию проявления данности, могут оказаться сильнее человека. Тогда человек будет себя чувствовать рабом, исполняющим чужую и чуждую волю или рабом складывающихся обстоятельств. В такой ситуации, собственные аксиологические представления человека мало проясняют окружающую действительность, и человек  теряет то, что направляет его разум. Наступает кризис, который не может быть разрешен переоценкой ценностей. Когда не удается изменить внешние обстоятельства в пользу своих аксиологических представлений, внешняя данность проявляется как сложное наслоение различных аксиологических представлений. В такой ситуации любые аксиологические представления становятся частными, не имеющими общезначимость. Разумные поступки в этих обстоятельствах оцениваются, так или иначе, в зависимости от целесообразности поступка. Поэтому, целесообразность и необходимость становятся законами, определяющими поступки, бытие человека в новой данности. 
     Разрешение сложившегося кризиса может происходить различными путями, но как бы то ни было, вторгаясь во внешнюю данность, чуждую для себя, человек отказывается от свободы разума в пользу необходимости быть. Свобода разума во внешней данности, в такой ситуации, лишь химера, имеющая малую ценность. Свобода разума во внешней данности, в этом случае, трансформируется в осознанную необходимость, в необходимость быть. Разум преимущественно трансформируется в сознание. Человек во внешней данности, принимая и воспринимая внешнюю данность, принимает также новый для себя образ, то есть происходит преображение человека. Свое новое качество человек может принять болезненно и переживая, или же с радостью и удовлетворением. Независимо от того, как человек будет воспринимать это событие, оно будет дополнять жизнь человека новым, качественно отличающимся, элементом в жизни человека.
     Осознанная необходимость, или необходимость быть, имеет мало общего со свободой разума. Свобода разума не плод воображения, а результат долгих душевных переживаний, составляющих жизнь человека. Свобода разума это мера, при помощи которой можно измерять величие души человека. Свобода разума это причина, по которой человек становится способным принимать взвешенные, мудрые решения. Осознанная необходимость это условная свобода, ограниченная необходимостью быть. Осознавая необходимость, связанную с внешней данностью, человек может вступать в противоречие с необходимостью разума. Поэтому осознанная необходимость не может быть свободой. Условная свобода не является свободой, а является признаком отсутствия свободы. Осознанная необходимость это необходимость действовать не по законам разума, а по законам бытия, по законам внешней данности. Законы бытия всегда принудительны для разума и рассудка. Разум, по существу, не может оспаривать законы бытия и внешней данности. Для разума доступна только возможность осознания внешней данности. Таким образом, сознание является той частью разума, которая непосредственно соприкасается с внешней данностью и, в результате чего, человек теряет свободу разума, подчиняясь законам необходимости быть.
     Теряя свободу разума во внешней данности, человек не теряет свободу полностью, человек не теряет при этом свободу выбора. Свобода выбора для сознания человека и есть та абсолютная свобода, о которой только и может мечтать человек, который попадает в полную зависимость от внешней данности. Благодаря трансформации разума в сознание осознание необходимости не приводит человека к полной потере свободы, но приводит к замене свободы разума на свободу выбора. В результате приобретения новой свободы, человек приобретает также и новое качество. Независимо от того, теряет ли человек при этом прежнее качество, новое качество становится для человека нормой его жизни.
     Человек может потерять прежнее качество. Тогда происходит становление человека. В результате такого становления человек может измениться до неузнаваемости по сравнению с тем, кем он был раньше. Этот процесс может быть длительным и трудным. Человек может и не потерять прежнее качество. Тогда происходит только вытеснение одного качества другим, и их проявление в человеке будет зависеть от складывающихся обстоятельств во внешней данности.
     Становление существенно отличается от вытеснения качеств тем, что в становлении человек может приобретать противоположное качество. Тогда то и трудно будет узнать человека. В этом случае человек вступает в противоречие сам с собой, с собой прежним. Так будет казаться со стороны. В действительности у данного конкретного человека нет никаких проблем, ибо человек стал другого качества. Противоречивые высказывания могут быть свидетельствами процесса становления, но не следует из этого делать вывод о том, что в основе сущности человека лежит противоречие. Противоречивость может быть основой только хаоса и не может быть основой для приобретения  человеком, какого бы то ни было положительного качества.
     Вытеснение качеств возможно только в том случае, если эти качества не являются противоположными. При этом человек не может приобретать противоположных качеств. Одновременное присутствие противоположных качеств, приводит человека к душевному и духовному опустошению. В самом деле, если разум человека вступает в противоречие с тем, что его окружает, то сила его души всегда поможет выдержать и пережить трудности, связанные с этой проблемой. Если сознание укрепляется духом, то душа также найдет в этом утешение и спокойствие. Но человек останется без всякой помощи, если в человеке будут присутствовать одновременно противоположные качества. Тогда не будет никакой помощи и наступит душевная и духовная пустота.
     Вытесненное качество не может исчезнуть бесследно. Оно лишь уходит на второй план. Оно может исчезнуть только по истечении длительного времени и зависит от того, насколько были сильны переживания и впечатления,  связанные с прежним качеством. Прежнее качество может вовсе не исчезнуть никогда. Не исчезает прежнее качество в тех случаях, если новое качество, вытесняя прежнее, дополняет прежнее качество. При таком вытеснении качеств человек становится с более богатым характером и разносторонним. В большинстве случаев душевное и духовное становление и рост человека связаны именно с этой формой вытеснения качеств.
     Приобретение человеком противоположных качеств и их сосуществование, может быть и временное, но возможно. Такое приобретение человека не может быть иметь разумное начало и не может служить основой душевного равновесия и спокойствия. Напротив, приобретение противоположных качеств может быть только волевым, когда разумные основания перестают действовать и на их смену приходит целесообразность. В этом случае, востребованными оказываются целесообразные качества человека, независимо от того, каковыми они являются. Душевно – духовная связь и их единство при этом полностью теряет свой смысл. Все, чем были связаны душа и дух, заменяются соответствующими, более ограниченными атрибутами отношения воли и духа. Душе в таком отношении нет места, она оказывается неуместной, не целесообразной.
     Приобретение человеком целесообразных качеств можно объяснить тем, что желания человека оказать влияние на внешнюю данность могут быть основаны на его волевых качествах, но не на качествах его разума. В этом случае, доминирующими оказываются волевые качества человека. В этом случае становление человека как душевно-духовного существа теряет вес и смысл. Волевое качество человека, то есть такое, какое целесообразно в данное время и в данном месте, может быть востребованным для влияния на внешнюю данность. Однако волевое изменение внешней данности, при волевом разрыве душевно-духовных отношений, может вовсе не решить задачи, которые инициировали изменение внешней данности. Когда есть возможность волевого решения любой задачи, тогда теряется актуальность решения задачи. Однако такое решение создает только видимость решения проблемы, так как при таком решении результат решения оказывается невостребованным ввиду разрыва духовно-душевных отношений.
     Волевой разрыв душевно-духовной связи дает безграничную свободу действия. Именно такая свобода, а не свобода разума, может быть представлена как абсолютная свобода, как истинная свобода. В том, что свобода абсолютная, положительным является отсутствие факторов, ограничивающих действия человека. Однако действия человека бывают разные, например, злонамеренные. В таких случаях свобода не будет во благо. В остальных случаях волевой разрыв душевно-духовной связи не является роковым и может послужить обогащению душевно-духовных отношений. Волевые решения человека в таком случае становятся игрой его разума, без правил и предварительных планов. Решения оказываются подобными балансированию над пропастью, когда требуется соблюдение гармонии в движении в противоположных направлениях под угрозой срыва в пропасть. Руководствоваться может человек в этом случае только своей интуицией.
      Разрыв душевно-духовной связи дает человеку механизм обратного влияния внешней данности на душевное переустройство человека. Сознание человека, в случае разрыва душевно-духовной связи, предстает перед человеком как качественное изменение его разума во внешней данности. Происходит не только изменение, но и реализация измененного разума во внешней данности. В этом отношении сознание есть мысль, реализованная во внешней действительности, ее воплощение в действительности как общезначимая ценность. Только в таком, новом, статусе может быть сознание воспринято душой, ибо сиюминутное, временное или то, что не имеет общезначимость, не может быть воспринято душой и не может составлять ее основу. В результате реализации сознания во внешней данности мысль, или действие, приписываются к времени и месту, и становятся историческими событиями.
     Сознание может быть востребованным  независимо от общезначимости мысли. Тогда происходит метаморфоза общезначимости. Общезначимость, в этом случае, определяется той эпохой и теми обстоятельствами, в которых проявляется сознание. Но такая метаморфоза не является слабой стороной сознания и не является случайной. Человеку не дано быть причастным к жизни, к окружающей действительности иначе, чем через проявление сознания и действий. Эти проявления не могут быть всегда общезначимыми. Случаи общезначимых проявлений скорее следует отнести к незаурядным и исключительным случаям. Через проявление сознания человек, человечество, находит духовное единение, значение которого для человека трудно переоценить.
     Становление человека это его движение от душевности к духовности. Такое движение всегда мотивировано, ибо его отсутствие для человека равнозначно стагнации и гибели человека как духовного и душевного существа. Та же мотивация для разумных поступков человека. Более сильной мотивации разумности не существует. Оценивая свой поступок как разумный, человек соотносит его к своей, более или менее разработанной, аксиологической системе. Разум укрепляет душевные силы человека, делает человека великодушным, дает душевное равновесие и душевные силы. Движение и стремление человека к духовности мотивировано необходимостью быть, быть востребованным человеком во внешней данности, необходимостью быть причастным к жизни. Духовная сила, значимость человека во внешней данности и востребованность человека определяются содержанием его сознания.
     Становление человека не является однонаправленным движением. Духовные силы укрепляют также и душевные силы. Дух обогащает душу новым содержанием. В этом состоит становление души человека и обратное движение, влияние духа на содержание души. Несмотря на то, что душа и дух выполняют одинаковую функцию в отношении человека, а именно, укрепляют жизненные силы человека, делают они это совершенно разными способами и имеют для этих действий, совершенно различные основания. Поэтому душа и дух не сводятся друг к другу, хотя и тесно связаны между собой.

Звуки и образы

     Человек есть существо душевное и духовное, но человек также существо телесное. Душа ближе к человеческой телесности, чем дух. Тело человека, все тело человека, есть жилище души человека, а сознание человека есть жилище духа. Жизнь человека, его переживания и радости, связаны, прежде всего, с его душой и его телом. К духовной сути, человек приходит через долгий путь переживаний. Этот путь есть становление, становление человека. В становлении человек проходит различные этапы, в которых формы взаимодействия души и духа различные. Начальному этапу формирования души характерным является доминирование духа через формы его проявления. Начальный этап формирования души не может быть основан на аксиологических предпочтениях человека, ибо на этом этапе симпатии и антипатии человека только начинают формироваться. На этом этапе могут действовать только самые общие, и самые простые механизмы формирования души, такие как звуки и образы. То есть такие механизмы, в которых мысль принимает только пассивное участие. При этом человек воспринимает и впитывает звуки и образы, выражая свое отношение к звукам и образам. Звуки, которые созвучны, формируют симпатии, а диссонирующие звуки формируют антипатии. Причина благозвучности заключается в том, что человек телесно, всеми чувствами, связан с природой и, возможно, что для природы благозвучные звуки являются созидающими, а диссонирующие звуки служат в природе средством разрушения.
     Образы, в сочетании цветов и форм, в случаях их гармоничности формируют симпатии человека. Абсолютное доминирование духа длится до тех пор, пока не будут окончательно сформированы и определены симпатии и антипатии человека. Формирование симпатий и антипатий завершается тогда, когда человек оказывается способным выражать свои симпатии и антипатии в общедоступных формах. Тогда человек начинает придавать значения своим выражениям и поступкам.



Слова и знаки

     Выражениями симпатий и антипатий человек строит все свои отношения во внешней данности, а через эти отношения познает внешнюю данность. Если бы человек не придавал значения этим выражениям, то не смог бы выяснить никаких отношений во внешней данности. Следовательно, слова, которыми человек выражает свои симпатии и антипатии, выражают эти отношения и являются знаками этих отношений. По этой причине слова, как знаки этих отношений, имеют вполне определенные значения. Эти значения будут неизменными до тех пор, пока неизменными будут оставаться лежащие в ох основе отношения. Значимыми или истинными будут те слова, предложения или суждения, которые выражают истинные отношения. Истина, прежде всего, истина отношений.
     Являясь выражениями отношений, слова и предложения действуют на человека благодаря только их значимости или общезначимости. Многие слова меняют свои значения или теряют свой прежний смысл. Происходит это именно из-за того, что теряют значение и смысл те отношения, которые были выражены при помощи этих слов. Однако есть множество других слов, которые не изменяют своих значений. Словом «человек» будет выражено отношение к тем, кого называют людьми. До тех пор, пока нет оснований для изменения отношений к человеку, нет оснований также для изменения самого слова. По этой причине многие слова тысячелетиями не меняют своих значений. Те слова, которые выражают временные отношения, со временем меняют свои значения или пропадают вовсе.

Суждения и понятия

     Все, что есть в человеке, может быть отнесено к познанию, либо к чувствам, либо к воле человека. Это отправное положение Вальдорфской педагогики может послужить основой любых рассуждений о природе человека. Человек, согласно этому положению, имеет двенадцать чувств. Чувство слуха, тепла, зрение, вкус, обоняние, осязание и другие. Воспринимая окружающие предметы, разум человека соединяет данные чувств. При этом, в восприятии конкретных предметов, могут доминировать одни чувства и быть второстепенными другие. В результате получается чувственный образ предмета или впечатление предмета. Доминирование чувств зависит от восприятий конкретного человека, души человека. Поэтому образы предмета у разных людей могут иметь определенные отличия. Выражение особенности предмета есть суждение о предмете. В результате суждений о предмете, складывается понятие о предмете, как более устойчивое и более общее представление о предмете. Связь между суждениями о конкретном предмете и о понятии данного предмета такая же, как между единичными опытами и результатом долгих наблюдений, между единичным и общим.    
     Суждение о предмете всегда связывает идею предмета, понятие о предмете, и его частное проявление в действительности. В этой связи может показаться, что суждение не содержит ничего нового к тому, что уже есть в самом понятии или в его частном проявлении. Однако содержание суждения и смысл суждения в формировании отношения между общими идеями и частными проявлениями конкретных вещей в действительности. Сформированные в суждениях отношения структурируют знания о предметах действительности и, вместе с тем, структурируют содержание разума человека. Благодаря устойчивости структуры этих отношений предметный мир становится узнаваемым и человек приобретает уверенность в том, что мир именно таков, каким он его видит и чувствует.
     Таким образом, формируя отношения между понятиями и предметами, человек формирует структуру своего разума, то есть формирует способность к познанию. В этом и заключается основная задача суждений.   

Истина

     Истина есть соответствие представлений человека действительности. Несмотря на то, что это предложение мало что дает для познания истины, оно правильно характеризует понятие истины. А именно, характеризует понятие истины как отношение между мыслимым и предметным миром, между вещами в предметном мире, между мыслимым и мыслимым. Истинность отношений между вещами в предметном мире устанавливается в результате опытов и испытаний. Большинство естественнонаучных знаний представляют собой экспериментальную метрологию. Истина отношений в этом случае это фактичность отношений.
     Отношения между мыслимым и предметами действительности формируются. Эти отношения будут таковыми, какими складываются к данному времени. Такие отношения могут быть значимыми в данное время или утратившими значение, но не будут обладать фактичностью. Такие отношения не могут быть фактическими,  ибо они обратимы. Не следует, при этом, смешивать мысль о возможности объявления войны с состоявшейся войной. Мысль о войне, пока она мысль, обратима. Состоявшаяся война есть совершившийся факт, необратимое отношение. Несмотря на то, что такие отношения не обладают фактичностью, основные интересы человека в познании направлены именно к этим отношениям. Обратимость этих отношений позволяет человеку и дается время для того, чтобы выверить эти отношений. Знаковая и символьная определенность этих отношений позволяет переформулировать проблему истинности как проблему морфо - логической совместимости единиц языка. Истинность в таких отношениях это морфо – логичность. Цель, которую достигает при этом человек это ясность в отношениях. Ясность отношений и отсутствие сомнений воспринимается человеком как истина.    
     Отношения между мыслимым и мыслимым могут быть правильными, упорядоченными или же, напротив, случайными и хаотичными. Такие отношения представляют собой последнюю инстанцию всех возможных отношений человека. Морфо – логическими единицами в таких отношениях являются законы логики или логик. Истинность в таких отношениях воспринимается человеком как адекватность или же неадекватность действий человека.
     Разделяя все возможные отношения на три основных класса, можно обнаружить, что в каждом из этих классов, взятом в отдельности, проблема истинности не является неразрешимой. Проблема истинности возникает в действительности, где все отношения не являются разделенными. В действительности, где все отношения воспринимаются в единстве, в познании истины происходит метаморфоз отношений:  познание истины актуальным является только до тех пор, пока отношение не становится фактом. После того, как отношение становится фактом, проблема истинности отношения становится неактуальным как объект познания. В познании выбирается новый объект познания, для которого истинность отношений актуальна. В результате, проблема истинности вновь выходит на передний план познания. В силу именно этого метаморфоза проблема истины всегда сохраняет свою загадочность. Но истина непознаваемой не является. Истина, достигая фактичности, достигает своей наивысшей цели и своего предназначения. В этом и заключается познание истины.   

Язык и разум

     Структура разума человека формируется уже тогда, когда человек впервые узнает об окружающих его предметах действительности. Предметы становятся для человека узнаваемыми благодаря тому, что в душе человека формируются устойчивые образы окружающих предметов: звуковые образы, зрительные образы или образы, которые являются как данные других чувств. Общие понятия, например, понятие человека, формируется в душе человека благодаря общим и наиболее значимым содержаниям чувственных образов. Образы единичных предметов выражаются словами, которые являются морфо – логическими единицами языка. Значения слов заключаются в том, что они при их произношении воссоздают в душе человека образы единичных предметов. Слова, выражающие общие понятия, не воссоздают образы конкретных единичных предметов и их предназначение  другое. Общие понятия воссоздают в душе человека образ структуры отношений между единичными предметами. Слова, выражающие общие понятия и качества, также являются морфо – логическими единицами языка, неделимыми элементами языка. Предложения выражают отношения между частными предметами, между образами общих понятий и частными предметами, и также между образами общих понятий. Все предложения в совокупности выражают отношения структуры разума и составляют язык разума.
     Структура отношений между единичными предметами действительности существует без вмешательства человека, не по воле человека. Эта структура вне времени. Поэтому разум человека, являясь носителем образа этой структуры, также существует независимо от воли человека и его сознания. Человек разумный, сознательный и обладает волей одновременно. Однако возможно доминирование одних качеств человека над другими. В результате, формируется характер человека. Также возможно доминирование либо разума, либо сознания, либо воли конкретного человека.

Язык и сознание

     Общие понятия могут выражать не структуру отношений единичных предметов действительности, а отношения между человеком и другим человеком, между людьми, общественные отношения. Образы таких отношений составляют структуру сознания человека. Такие отношения и их образы менее устойчивы. Эти отношения историчны и во времени. Ценность этих отношений заключается в том, в этих отношениях выражается образ уходящего времени. В отличие от этого образа, структура разума является статичным и постоянным как мироздание. Такое постоянство приносит человеку душевное равновесие и спокойствие. Напротив, образ уходящего времени постоянно напоминает человеку о бренности и скоротечности жизни  человека.
     Большинство общих понятий, выражающих структуру отношений между людьми, утрачивают свой смысл и теряют свое значение вместе с теми общественными отношениями, которые они выражали. Структура сознания, по этой причине не устойчива. Если сознание человека доминирует над его разумностью, то перемены в общественных отношениях для человека будут представляться катастрофой, крушением мира. Напротив, если разум человека доминирует над его сознанием, то в такой ситуации его переживания будут менее болезненными или же вовсе данную ситуацию будет воспринимать как избавление и свободу. Перемены в общественных отношениях болезненно воспринимаются не только отдельно взятым человеком, но и для общества в целом, ибо в случае отсутствия необходимой структуры сознания общество становится неуправляемой.

Риторика

     Общественные отношения во многих случаях основаны на законах целесообразности. Поэтому в этих отношениях редко удается найти разумные причинно – следственные связи. Эти отношения таковы, какие складываются в жизни людей, в отношениях между людьми. Эти отношения справедливые, если они формируются справедливыми людьми. Эти отношения честные, если они формируются честными людьми. Эти отношения добрые, если они формируются добрыми людьми. Отношения конституционные, если они основаны на конституции. Отношения злонамеренные, если они формируются злыми людьми. В целом, общественные отношения формируются разными людьми, поэтому трудно прогнозировать становление таких отношений. Эти отношения не могут быть основаны на законах разума, ибо они разные и часто противоположные. Поэтому законы общественных отношений не воспринимаются душой и не участвуют в формировании души, а формируют структуру сознания и дух человека. Законы общественных отношений не логичны, а риторичны.  Для формирования духа важна прежде реальность отношений в действительности и в настоящее время. Риторика действует там и тогда, где и когда логика и разум не могут находить объяснения. А именно тогда, когда нарушаются законы логики. Поддерживать противоречивые отношения может только дух и благодаря своей силе. Дух ответственен за становление человека в равной мере с его разумом и душой.
     Общественные отношения всегда основаны на риторике. Но часто риторике придают логические формы. Это не нарушает законов риторики, ибо основным ее законом является целесообразность. Логические формы придают риторике дополнительную силу, несмотря на то, что такая логика, по сути, логикой не является.  Главная задача риторики заключается в формировании и поддержании целесообразных общественных отношений, а не логичность этих отношений.
     Дух теряет силу, когда сформировавшиеся к данному времени общественные отношения теряют свою значимость или общую значимость. Ввиду такой зависимости невозможно доказать необходимость многих качеств человека, таких как доброта, честность и других, при помощи логических рассуждений. Такие качества в общественных отношениях могут существовать постольку, могут быть реализованы в действительности соответствующие им общественные отношения. Действительными, действенными, реальными являются при этом сами такие отношения, а рассуждения о таких отношениях номинальные и риторичные. То есть, строить такие отношения является более важной задачей, чем сами рассуждения о качествах общественных отношений.
 
Действия и воля

     Качества человека формируются преимущественно уже в начале жизни человека. Поэтому человек добродушный потому, что такова его душа и потому, что так его душа сложилась и сформировалась. Душевные качества человека касаются только самого человека. Однако проявление душевных качеств не могут касаться только самого человека, ибо проявление качеств человека возможно только в общественных отношениях. Добродушного человека могут назвать добрым, но велика ли важность такой доброты. Качества человека значимы и сами по себе, но еще более значимы эти качества, если они востребованы и проявляются в общественных отношениях, в действительности. Для того, чтобы потенциальные качества человека были действительными и действующими необходимо, чтобы эти качества проявлялись и выражались в действиях. Именно сами эти действия именуются соответствующими качествами. Качества человека при этом становятся не только личными, но и общественными. Однако, как и все общественные отношения, эти качества человека менее устойчивы, чем его личные качества. Личные, душевные качества человека могут не проявляться в действительности в тех случаях, когда душе и духу человека чужда общественная духовность, чужды общественные устремления и ценности. Но возможно и обратно, когда дух доминирует над разумом человека и когда духовность человека и духовность общества имеют одинаковые устремления. Тогда человек становится востребованным и успешным в общественной жизни, становится человеком действия. Человек действия может  быть нелогичным, но все его действия будут целесообразными. Нелогичность действий человека лишают его душевного равновесия и спокойствия. Однако в этом случае человека поддерживают его дух и духовные силы. В этом состоянии человека наблюдается доминирование духа над душой человека. Доминирование души над духом или духа над душой достигается при активном участии воли человека. Сила воли человека определяет возможность такого доминирования. Человек безвольный не способен подчинить одни свои качества в пользу других своих качеств и, конечном счете, не способен управлять собой.

Душевно – духовная экстраполяция образа

     Поведение каждого человека вполне предсказуемо. Но для этого необходимо знать о том, что есть душа данного человека и что есть его дух. То есть, знать содержание души и духа конкретного человека. Если даже поведение человека не предсказуемо, то это также будет выражено в его душе и духе, то есть, также предсказуемо. Состояние и качество души и духа человека можно выяснить по многим признакам. Многие судят о человеке по его лицу и внешнему виду, то есть по внешним признакам. Безусловно, внешность человека выражает определенные качества человека, но не самые главные составляющие его души и духа. Внешность человека во многих случаях обманчива и может ввести в заблуждение. Более надежным способом выяснения душевно – духовных качеств человека является образ мыслей человека. Образ мыслей человека содержит как душевную, так и духовную составляющую человека. Поэтому в этом образе весь человек в целостности, вся его предсказуемость и непредсказуемость, его душевно – духовная содержательность или же пустота, его принципиальность или же беспринципность. Можно причислить к этому образу все возможные достоинства или пороки человека и все это будет справедливым.
     Поведение человека предсказуемо не потому, что человек прост, а потому и постольку устойчивы его душевно – духовные качества и поскольку эти качества значимы для самого человека. Устойчивость душевно - духовных качеств человека определяется мерой и характером его свободы. Человек свободы разума устойчив благодаря силе своего разума и души. Человек сознательный устойчив благодаря силе своего духа и воли. В силу такого различия, душевно – духовная экстраполяция и предсказание поведения человека возможно только по признакам доминирования души над духом или же, напротив, духа над душой.

Пространство и время

     Зрительный образ предмета в душе человека проявляется благодаря проявлению самого предмета в пространстве. Следовательно, пространство есть возможность проявления предмета в действительности, то есть, место предмета в действительности и уместность предмета в действительности. Качества предмета, его твердость, плотность, тяжесть и другие, определяют качественную определенность предмета, но не пространственную определенность предмета. Качества предмета не менее важны в действительности, чем пространственная определенность предмета. В этом отношении действительность имеет большее число измерений, чем пространство, в котором находится тело. Каждое качество предмета, определяющее его сущность, определяет степень свободы или размерную определенность предмета. Тем не менее, пространство предмета, его место в действительности имеет только три измерения. Место предмета в действительности и качества предмета в действительности имеют существенные различия. Трехмерное представление предметов действительности лежит в основе зрительного образа предметов в душе человека. Представление в душе может быть и другим, с другим числом измерений, большим, чем три. Но такое представление не будет только пространственным. Такое представление о пространстве воображаемое, математическое, но не зрительное. В тех случаях, когда рассматривается пространства с большими, чем три, измерениями, по сути, говорится только о количественных отношениях. Зрительные образы предметов, при этом, отсутствуют и не представимы в душе человека.
     В действительности предметы не только занимают место в пространстве, имеют определенное качество, но находятся в определенном месте и имеют определенное качество только в определенное время. Более того, определенное место предмета может быть только в определенное время. Также определенное качество предмета также может быть только в определенное время. То есть, место предмета, качества предмета определены во времени. Предметы могут находиться в одном и том же месте в разное время, то есть без движения. Однако два различных предмета не могут находиться в одном и том же месте в одно и то же время. Следовательно, пространственные координаты тела и время не являются независимыми величинами и не могут рассматриваться как измерения одного пространства, даже воображаемого, математического. Не могут предметы быть также разного качества в одно и то же время по отношению одного и того же предмета. Следовательно, время и качественная определенность предмета также не могут быть независимыми величинами. Каждое тело, имея определенное качество, занимает также определенное место  в пространстве. Следовательно, величины, определяющие качество предмета и его положение в пространстве также являются зависимыми величинами. В результате, качества предметов оказываются пространственно определенными, а положение предметов в пространстве определенными во времени. То есть, все, в конечном счете, зависит от времени и происходит во времени. Все изменения и движения. Именно по этой причине любые изменения в действительности и любое движение может служить признаком присутствия времени. Действительность временная благодаря действиям, движениям и изменениям, которые происходят в пространстве, в действительности. Поэтому, время, проявляясь в таких изменениях, будет существовать до тех пор, пока существует материальный мир в любых своих формах проявления. Время есть то, что не зависит ни от чего и то, от чего зависит все.

Действительность и реальность

     Человек становится причастным к жизни тогда, когда он действует, когда проявляет активность. Также для человека значимо то, что на него оказывает действие или воздействие. Воздействие на человека, через чувства, оказывает все, что его окружает в мире. В результате этого воздействия, человек воспринимает все, что существует в мире и все, что его окружает. Воздействие на человека оказывает не только окружающие его предметы, но и слова и звуки через их образы в душе человека. Поэтому к действительности относятся не только окружающий человека предметный мир, но все то, что действует на человека в данное время. К действительности также относится то, что действует в данное время не только на человека, но и на все то, что его окружает.
     Реальность есть возможная действительность, то есть такая, которая может быть реализована в действительности. То, что может произойти в действительности и есть реальность. Если это угроза человеку, то это реальная угроза человеку. Если это угроза человечеству, то это реальная угроза человечеству. Реальность не прописана во времени, не здесь и сейчас. Здесь и сейчас в действительности. Реальность в будущем, но и в настоящем. Ибо не существует четких границ между будущим и настоящим. Реальность находится в будущем до тех пор, пока она не реализуется в настоящем. То есть, реальность всегда находится в процессе становления, как и любая истина. Либо реальность представляет собой то, что вне времени и пребывает вечно и всегда. Реализуясь во времени, реально возможные отношения становятся фактом действительности. Поэтому, действительность всегда обладает фактичностью, то есть, истина в действительности становится очевидной и перестает быть актуальной.
     Иное дело в реальности. В реальных отношениях истина актуальна и загадочна. Все возможности человека душевно-духовной экстраполяции обращены именно на реальность, на предсказуемость явлений и событий, возможность их реализации в действительности. Логика изучает именно такую реальность, и задача логики заключается в выявлении невозможного, нереального и ложного в отношениях. В действительности, события прописаны во времени и не могут быть ложными, ибо события, произошедшие или происходящие в настоящее время, есть факты. Но в действительности события могут становиться и развиваться во времени. Поэтому события не могут быть истинными или ложными, пока не станут фактами. События, которые развиваются во времени и становятся, не являются определенными, а только определенными по отношению к чему-либо.
 
 Логика

     В душе человека формируются образы предметов. При этом,  для схожих предметов в душе формируются также понятия, объединяющие схожие предметы, общие понятия. В этом отношении одни общие понятия отличаются от других содержанием и объемом. Содержание одного понятия может иметь общие элементы с содержанием другого понятия, может не иметь ни одного общего элемента и, кроме того, может содержать все элементы из объема другого понятия, или же, наоборот, содержаться в объеме другого понятия. Такие отношения между содержаниями двух понятий имеют строго математические определения. Как следствие, истинность значительной части логических суждений становится математически вычислимыми. 
     Общие понятия не имеют в душе человека образа, ибо человек не воспринимает чувствами общие свойства, а воспринимает конкретные предметы. Общие понятия выражают отношения между предметами действительности. Структуру этих отношений изучает логика. Поскольку структура этих отношений неизменна, неизменна и сама логика, изучающая эти отношения.
Благодаря устойчивым отношениям между предметами действительности в душе человека формируются образы этих отношений. Образам устойчивых отношений соответствуют общие понятия.
     Отношения между предметами действительности выражают качества этих предметов. Следовательно, задача логики состоит в выяснении качества предметов действительности при помощи выяснения отношений между предметами действительности. По этой причине логика имеет самое непосредственное отношение к изучению действительности и не является чисто умозрительной наукой. Благодаря устойчивым отношениям между предметами предметный мир становится узнаваемым, а предметы действительности познаваемыми. Знания о предметах действительности для человека не являются врожденными. Эти знания приобретаются человеком в результате опыта чувственного и опыта мышления о предметах действительности. Такой опыт приобретает человек разумный всегда, с момента рождения и постоянно. Следовательно, логика для человека является тем, благодаря чему мир для человека становится узнаваемым и познаваемым.
     Мир становится узнаваемым благодаря устойчивым структурам отношений между предметами. В случае неустойчивых отношений и в случае изменения отношений человек узнает только об изменениях отношений, но не о качествах предметов действительности. Неустойчивые структуры отношений связаны с изменениями качества предметов действительности.   
     Высказывания о неизменных качествах предметов могут быть либо истинными, либо ложными. Высказывания об изменяющихся качествах не могут быть ни истинными, ни ложными, так как эти высказывания о неопределенных отношениях между предметами действительности. По этой причине, истинность высказываний об определенных свойствах и качествах предметов можно установить при помощи законов логики, законов разума. Истинность же высказываний об изменяющихся качествах невозможно установить при помощи законов логики. Высказывания об изменяющихся предметах и обстоятельствах временные, то есть, истинными могут быть только в данное время и в отношении к чему-то определенному. Отношения в изменяющихся качествах определяются функционально, в противном случае такие отношения риторичны и не имеют определенного смысла. Функциональные отношения характеризуют действия или взаимодействия предметов действительности, действительные отношения. Действительные отношения проявляются в сознании человека в связи с конкретными обстоятельствами и временем.
     Отношения, которые вне времени, формируют в душе человека структуру, благодаря которому мир становится познаваемым. По этой причине логика и душа человека приобщены к тем отраслям знаний, которые остаются неизменными во времени. Сознание же человека обращено в настоящее, в действительность и в то, что является вновь в данное время. В этом заключается главное отличие временных отношений и отношений вне времени.
     Общие качества предметов действительности и их отношения могут быть выражены в предложениях, например, «Все люди разумны». Все такие отношения могут быть выражены в общей форме «Все А обладают свойством В». К конкретным отношениям и к действительности такие высказывания имеют прямое отношение, ибо являются общими выражениями реальных отношений.
     Частные качества предметов действительности и их отношения также могут быть выражены в виде предложений, например, «Некоторые люди могут быть лишены разума». В общей форме - «Некоторые А не обладают свойством В». Может показаться, что эти два предложения не могут быть одновременно истинными. В самом деле, если предложение «Все люди разумны» истинное, то предложение «Некоторые люди могут быть лишены разума» будет ложным и наоборот. В этом заключается не только главная особенность общих форм высказываний, но основная причина появления риторических суждений, допускающих противоречия. Для того, чтобы суждения не превратились в бессодержательную риторику, необходимо выделить важную особенность общих суждений. В общем суждении «Все люди разумны» утверждается, что человеку свойственно быть разумным, что, безусловно, истинно. С другой стороны, обладая некоторым свойством, любой предмет действительности может лишиться этого свойства. Следовательно, утверждения о частных качествах также будут истинными. То есть, между общими и частными предложениями нет противоречия. Тогда не ясным оказывается явная противоречивость двух этих форм высказываний. Неясность эту можно пояснить следующим образом. В действительности, в этих предложениях речь идет о разных качествах человека и, поэтому, эти предложения не могут быть противоречивыми. В самом деле, в общем суждении о свойстве человека быть разумным. В частном суждении, о способности человека лишиться разума. В этих суждениях речь идет о разных предметах мысли, хотя и проявляется сходство в выражениях.
     Этот простой пример сравнения двух видов суждения показывает, что общие предложения всегда могут быть использованы как риторические, если только не определены все отношения к предметам действительности. В случае определения этих отношений все предложения становятся либо истинными, либо ложными, то есть высказываниями. Такие отношения в этом случае могут рассматриваться как математические объекты. По этой причине значительная часть логики стала математической наукой.
 
Диалектика и риторика

     Становление качества происходит в действительности по определенным законам. Однако эти законы не являются законами логики и, по этой причине, диалектика и логика имеют существенным образом отличающиеся основы. Логика не может допускать противоречия. Противоречия не может допускать любая разумная речь, если только это не риторика. В диалектическом описании становления качеств речь идет об изменяющихся качествах. Однако при этом не следует приписывать подобные, изменяющиеся, свойства также и тем понятиям, при помощи которых описываются изменяющиеся качества. Понимание речи возможно только в том случае, если в этой речи определены и фиксированы значения и смысл слов, понятий, отношений. В противном случае речь превращается в бессмысленную риторику. Представление диалектики как новой логики, допускающей в своих законах противоречие, есть ложное представление или заблуждение. Адекватность речи явлению не может, даже в случае становления, служить основанием для того, чтобы допустить противоречие в высказываниях и отношениях. В логических рассуждениях, не допустимы противоречия, так как основная задача логики заключается в исключении противоречий.
     Процессы становления описываются иначе, чем вневременные отношения. Процессы становления описываются подобно физическим процессам. В этом отношении диалектика ближе к физике, чем к математике. В действительности противоречия не бывает, а бывают противоположные качества, которые могут принимать предметы действительности. Противоречия – это свойства речи, а не свойства природных явлений. Предметы действительности могут иметь разные качества, в том числе и противоположные, но по отношению к разным предметам. В этом нет никакого противоречия, ибо речь идет о разных отношениях, об отношениях к разным предметам. Когда говорят о некотором предмете, что он теплый и холодный в одно и то же время, то объясняется это тем, что тело может быть теплым в отношении одного предмета, например, в отношении к телу человека, и в то же время быть холодным в отношении, например, к Солнцу. Однако без отношения к чему-либо ничего невозможно сказать ни об одном предмете. То есть, предложение «тело в одно и то же время и теплое и холодное» не имеет содержания и не говорит ни о каком отношении между предметами действительности. Содержательными являются два предложения: «тело теплое по отношению к человеку», «тело холодное по отношению к Солнцу». Эти два предложения выражают реальные отношения между предметами действительности, и между ними нет никакого противоречия. Таким образом, в определенных отношениях, тело будет теплым или холодным в зависимости от того, в отношении какого предмета рассматривается температура тела. В становлении качества любого предмета также речь идет об определенных отношениях, об определенных качествах предмета в определенное время. Следовательно, в становлении качеств также нет таких противоположных  качеств, которые приводят к противоречию. 
     Включение в речь предложений, которые выражают неопределенные отношения, можно объяснить только тем, что целью является введение в заблуждение и используются такие предложения в софистических рассуждениях. Искусство речи, использующее неопределенные отношения есть беспредметная риторика. Такая риторика не имеет отношения ни к логике, ни к диалектике. Такая риторика создает видимость знания и для этой цели использует как логику, так и диалектику.

Патетика

     По силе действия на человека со стороны окружающих предметов, слов и высказываний, наиболее сильное впечатление оказывает очевидное, создавая в душе зрительные образы. Благодаря зрительному образу такое действие приобретает статус фактичности. Следующее по силе действия на человека это доказательства, доказательства, основанные на очевидных истинах, фактах и правилах. По этой причине, сила доказательства приобретает такой же высокий статус, как и зрительный образ. Описания явлений действительности не требуют доказательства. Вместе с тем описания не имеют и силу доказательства. Обоснования не являются доказательством. Описания явлений достоверны только благодаря достоверности и очевидности самого явления. По этой причине сила математических рассуждений в их доказательстве, а физических – в достоверности самого явления.
     В действительности на человека оказывает влияние не только сама действительность, но и зрительные образы действительности, которые созданы актерами и художниками, писателями и философами. Зрительные образы действуют на человека так же, как и сама действительность. По этой причине мир образов также значим для человека, как и сама действительность.
     Действуют на человека не только образы, но и звуки. Звуки действуют на человека иначе, чем слова и зрительные образы. Гармоничные звуки действуют на человека непосредственно, формируя в душе человека чувства прекрасного. По отношению к словам звуки усиливают действия слов и образов. Патетика в звучании слов способна внушить человеку даже то, что не соответствует действительности. Звуки в патетическом выражении действуют на человека подобно огню, оставляющему характерную рану в теле человека. Патетика действует на человека независимо от его восприятий, ибо действует не на сознание и разум человека, а на неосознаваемую часть человека, формируя новые чувства.
     Риторика и патетика близки в том, что при их помощи можно не только усилить выражения истины, но и представить ложь как истину. По этой причине первой задачей, человека приступающего к познанию истины, является приобретение способности отличать беспредметную риторику и патетику, не содержащую истин, от истины, которая доступна каждому разумному человеку.

Вера, надежда, любовь

     Вера человека основана на знаниях человека. Вера дополняет знания человека тем, познание чего нереально или воспринимается разными людьми по-разному.  То есть, вера дополняет знания человека тем, для чего отсутствуют или же невозможны доказательства. Вера есть прошлое человека, любовь – настоящее человека, надежда – будущее человека. Настоящее для человека это любовь к жизни. Без такой любви человек не может жить, может только умирать, медленно или быстро.  Без веры человек также не может жить, ибо даже тогда, когда человек думает, что ни во что не верит, в действительности верит, верит  в свою правоту.  Надежда не умирает ни первым, ни последним и не умирает вовсе, ибо человек надеется даже тогда, когда теряет всякую надежду. Надежда человека в его будущем и вне человека. Человек умирает тогда, когда умирает любовь к жизни, ко всему, что есть в мире и, вместе с тем, теряет смысл и будущее человека, его надежда.   

О Вальдорфской педагогике

     Вальдорфская педагогика будет всегда привлекать многих педагогов по ряду правильных, на мой взгляд, и важных своих основных положений. Среди этих положений особо можно выделить следующие положения.
1. Педагог, который входит в аудиторию, должен всегда осознавать великую миссию, предстоящую перед ним. Эта миссия заключается в том, что его ни на минуту не должна покидать мысль о том, что перед ним человек, люди. То есть, то, что самое великое и совершенное из того, что создано природой.
2. Человек существо душевное, духовное и телесное. Душа, дух и тело человека составляют единое целое. Эти части целого равноценны и равнозначны для человека.
3. Становление человека происходит в три этапа: на первом этапе человек воспринимает мир таким, каким мир для него является. Такое восприятие не было бы возможно, если бы на этом этапе человек ощущал несправедливость и ложь. На этом этапе мир для человека представляется моральным и справедливым. На этом этапе закладываются основы мироощущений и формируются моральные качества человека. На втором этапе человек, воспринимая окружающий мир, восторгается и восхищается им. Мир предстает перед ним гармоничным и прекрасным. На этом этапе формируются чувства прекрасного. На третьем этапе формируются индивидуальные отношения человека к миру. Я и мир разделяются. Закладываются основы формирования разума и сознания. Человек начинает выражать свои отношения к окружающей действительности, вступает в путь познания истины. Мир предстает перед ним истинным. Все эти три этапа становления совершенно необходимы для человека и мотивированы тем, что отсутствие любого из этих этапов приведет к тому, что у человека не будут сформированы соответствующие качества.
4. Педагогика должна быть основана на принципе соответствия возрастных этапов и мотивированного предмета обучения. Каждый этап становления ответственен за формирования определенного качества человека. При этом, каждая упущенная возможность формирования качества оказывается, по сути, невосполнимой. Этим объясняется недопустимость таких упущений.
5. Свободная Вальдорфская школа – это школа, педагогика, которая решилась взять на себя смелость побудить дремлющие силы человека. Многих именно это и отпугивает. Можно побудить неуправляемые силы, что невозможно воспринимать как благо. Многих же привлекает эта педагогика смелостью, как движение к новому, как свежий ветер перемен. Штейнер следующими словами объясняет необходимость свободы в педагогике: природа делает из человека только природное существо, Общество – существо, поступающее сообразно законам; только сам человек может сделать из себя свободное существо. 
6. Свобода, которая подразумевается необходимой в Вальдофской  педагогике, не направлена против свободы других. Напротив, эта свобода для создания нового и разумного, свобода творчества. Свободен тот, кто способен называть разумное -  разумным, а безумное - безумным; значимое значимым, незначимое сором и ошибочным вкраплением. Таким, свободным, отношением должно быть и отношение педагогов к текстам и книгам по Вальдорфской педагогике. Педагогика Свободы такая, каким ее видит каждый разумный, творческий человек. Это вовсе не сектантство, а полная его противоположность. Однако хорошо известно, что любую, даже самую благонамеренную мысль, можно трансформировать пустой риторикой так, что из этой мысли не останется ничего.
 
СОДЕРЖАНИЕ

Противостояние
Шакал …………………………………….....    2
Шадриха ……………………………………     7
Временность и вечность …………………..   13
Пастух ………………………………………   17
Барчук ………………………………………   22
Художник …………………………………..   24
Диссиденты ………………………………...   27
Государство ………………………………...   33
В болезни и здравии ……………………….   44
Президент …………………………………..   49
Апофис ……………………………………...   54
Разоблачение ……………………………….   57
Незаконченная картина ……………………   60
Пенек ………………………………………..   63
Жизнь после смерти ………………………..   71

Стихотворения
Приметы …………………………………....   74
Свобода ………………………………….....   74
Феогонидова речь …………………………   75
Посвящение ………………………………..   76
Сонеты ……………………………………..   76
Матери ……………………………………..   77
Дом жизни, дом души …………………….   78
Гусар ……………………………………….   78
Плен ………………………………………..   79
Волки ………………………………………   79
Жизнь ………………………………………   80
Истина ……………………………………..   80
Осень ………………………………………   80
Человек ……………………….……………   81

Приложения I
Грачи ……………………………………....   87
Автопортрет ………………………………   88
Дом ………………………………………...   89
Водопад ……………………………………   90
Болото (фото) ……………………………...   91
Дорога (фото) ……………………………...   92

Мысли и размышления
Ступени ……………………………………   93
Становление ………………………………  104
Звуки и образы ……………………………  115
Слова и знаки ……………………………..  117
Суждения и понятия ……………………...  118
Истина …………………………………….  119
Язык и разум ……………………………...  121
Язык и сознание …………………………..  123
Риторика …………………………………..  124
Действия и воля …………………………..  126
Душевно-духовная экстраполяция образа  127
Пространство и время ……………………  129
Действительность и реальность …………  131
Логика ……………………………………..  133
Диалектика и риторика …………………...  137
Патетика …………………………………...  140
Вера, надежда, любовь ……………………  141
О Вальдорфской педагогике ……………..  142

Приложения I I
Берег (фото) ……………………………….  146
Мадонна …………………………………...  147
Отражение (фото) …………………………  148
Грезы ……………………………………….  149
Динозавр (фото) ……………………………  150
Золотая долина ……………………………..  151