О неожиданной смерти Брежнева

Александр Щербаков 5
Для многих советских граждан уход с политического олимпа СССР Леонида Ильича Брежнева стал закономерным и даже ожидаемым. Действительно, в конце жизни это был уже пожилой и в значительной степени больной человек. Когда он появлялся на публике, то даже по внешним признакам люди понимали: «долго уже не протянет». Поэтому в начале 80-х годов в народе стали появляться разные версии того, кто же должен занять пост Вождя.

При этом поразительно, что имя преемника Брежнева – главы КГБ Юрия Андропова – если и называлось, то нечасто и далеко не первым. И это не случайно, ведь его фигура долго оставалась «в тени», и даже когда – незадолго до ухода Брежнева – Андропов стал вторым секретарем ЦК партии, на этом посту он себя почти не успел проявить.

Все эти факты, как утверждает автор масштабного исследования по эпохе Брежнева историк Евгений Юрьевич Спицын, складываются в одно целое, когда мы, как в классическом детективе, зададимся вопросом: «кто ждал смерти Брежнева и почему он умер именно в ноябре 1982 года?

Дело в том, что Брежнев в 1982 году совсем не собирался уходить ни из власти, ни из жизни. «Банальность – скажете вы – умирать никто не хочет и надеется прожить подольше». Однако здесь это важно именно для понимания расклада внутрипартийной борьбы и тех планов, которые у Леонида Ильича были по направлению партийного курса и дальнейшему развитию страны.
Как говорят факты – журнал посещений Генсека, который вели его секретари, личный дневник Брежнева и свидетельства близких друзей по партии – даже в последние месяцы жизни Леонид Ильич не был «развалиной». Он много работал и активно отдыхал – вел заседания Политбюро ЦК, лично принимал иностранные делегации, ходил в Лужники на хоккей и на премьеры театров.

Конечно, годы постепенно брали свое – усугублялись дефекты речи, которые были следствием контузии еще времен ВОВ. Находясь в Ташкенте в мае 1982 года, Леонид Ильич получил серьезную травму – из-за внезапно обвалившихся строительных лесов у Генсека была повреждена ключица. Именно поэтому он потом уже не так бодро махал рукой с трибуны, и в этом многие видели ухудшение его состояния. Однако и вынужденно находясь в больнице, Брежнев контролировал все процессы, работая с документами и много разговаривая по телефону с коллегами по Политбюро и аппарату ЦК.

Главные участники борьбы за власть
«О какой борьбе речь? – закономерно спросите вы. – Брежнев все понимал и естественно должен был заботиться о своем преемнике на посту, вот незадолго до своего ухода он и ввел в секретариат ЦК Юрия Андропова. Все было предопределено заранее». И действительно, внешне это могло выглядеть именно так. Но если все же присмотреться к событиям внимательно, мы увидим совсем другую картину.

О напряженной борьбе за кресло Генсека за спиной у Брежнева сегодня стали известны многие подробности. Главный нерв этого противостояния развернулся между так называемым Киевским, или Днепропетровско-молдавским кланом, во главе которого и стоял действующий Генсек, а также триумвиратом Устинов-Громыко-Андропов, в котором главную скрипку играл последний. В 1982 году эта борьба вышла на качественно новый уровень. При этом развязка этой шахматной партии была связана с событиями, которые тогда никому бы не пришло в голову связать с кульминацией схватки за власть внутри руководства КПСС.

Исходя из диспозиции противостоящих сил, мы видим, что логика закономерности Андропова как преемника Брежнева на посту Генсека не то, что сомнительна – она в корне неверна, и известные нам факты не всегда столь однозначны, как их принято воспринимать. Более того: если вывести «на сцену» факты, которые до сих пор не известны широкой аудитории, сложится очень логичная картина противостояния Брежнева и Андропова, а вовсе не «продвижения» Генсеком главы КГБ в свои преемники.

А теперь переходим к фактам. По словам не кого-нибудь, а «отца» будущей «Перестройки» Михаила Горбачева, после решения о переводе Андропова на работу в ЦК, Брежнев задал ему вопрос: «кого бы он хотел видеть своим преемником?» И здесь «мудрый» Андропов ушел от ответа, передав этот вопрос на усмотрение Генсека.

Этот эпизод не только подтверждает, что для Андропова уход с места главы КГБ был неожиданным и неприятным. Есть и другое, более интересное объяснение. Недавно появились сведения о том, что такой странной реакцией Андропова на свое «повышение» были сведения, полученные им от начальника УКГБ Москвы, генерал-полковника Алидина. Тот якобы сообщил уже бывшему шефу о тайном визите Брежнева в Киев, где он встречался с первым секретарем ЦК КПУ Щербицким, которого он готовил на свое место. Именно на той секретной встрече и был проработан ход по перемещению главы КГБ Украинской ССР Федорчука на должность Андропова.
По словам ближайшего помощника секретаря ЦК Михаила Суслова – Александра Байгушева, этот «ход конем» со стороны Брежнева был началом возвращения Украинской ССР к власти в Союзе. И Федорчук, назначение которого на столь высокий пост было совершенно нетипично, был «авангардом» в этом полку. Главный же ход был впереди – назначение Щербицкого преемником самого Брежнева.

Перед тем, как идти дальше, отметим еще один важный факт: эти шаги Брежнева были уже ответом на ту опаснейшую игру, которую начал Андропов. А здесь мы вновь вспоминаем, что Андропов приходит в ЦК партии после внезапной  смерти правой руки Брежнева – Михаила Суслова. Но этот шаг в научной среде сейчас воспринимают вовсе не как повышение, а как «почетную опалу». Так, один из столпов отечественной истории Александр Владимирович Островский пишет, что Брежнев к этому моменту: «Наконец-то осознал опасность дальнейшего пребывания Андропова на посту председателя КГБ и стремился так или иначе убрать его с этой позиции, тем более что «своего» человека (т.е. Семена Кузьмича Цвигуна) уже более нет в живых».

Но Андропов опередил следующий шаг Брежнева. В конце ноября 1982 года должен был состояться очередной Пленум ЦК КПСС, который бы утвердил решение об избрании Генеральным секретарем ЦК КПСС Щербицкого (на заставке Брежнев с Щербицким на трибуне мавзолея). Но Брежнев умирает в то время, как Щербицкий находится с государственным визитом в США и по ряду причин (якобы из-за плохой погоды в Америке) не смог вовремя приехать в Москву, и Генеральным секретарем был избран Андропов.