Почему жизнь наполовину страдание?

Виктор Ляшенко
/из открытой консультации/


«Почему жизнь наполовину страдание?
Трудно не согласиться с тем, что в жизни каждого человека много проблем, а трата сил неизбежна, что приводит к истощению, и физическому страданию, в итоге каждый так или иначе страдает... Никто не живет всю жизнь в счастье... Так даже говорили мудрецы.
Но почему так? Как этого вообще избежать?»

*****

Наполовину, на четверть или на все сто - это смотря кто и чем будет измерять.
А вообще, банальная истина состоит в том, что побудительная сила всякого живого существа исходит из его потребностей.

Потребность, как говорил классик психологии, есть специфическая (сущностная) сила живых организмов, обеспечивающая их связь с внешней средой для самосохранения и саморазвития, источник активности живых систем в окружающем мире (П. В. Симонов).

А переживается потребность как недостаток чего-то (потому так и называется – потребность, нужда). Недостаток чего-то ощущается как страдание.

Таким образом, в основе жизни лежит страдание, и оно является сущностной движущей силой всего живого, ведёт к удовлетворению потребностей, и как следствие – переживанию счастья.

«Первая благородная истина» в буддизме так прямо и гласит: жизнь есть страдание.
Строго говоря, используют слово «дукха». Его чаще всего переводят как «страдание», но это не очень точный перевод.

Точное значение: беспокойство, боль, нестерпимость, неприятное, тревога, неудовлетворённость. То есть слово «дукха» можно перевести как «тревожная неудовлетворённость».

Жизнь есть тревожная неудовлетворённость.

Жизнь в своей основе есть боль и неудовлетворённость. И именно они побуждают нас жить, что-то делать, чего-то достигать, расти и всё такое. Всё хорошее, что мы имеем, рождено из боли, из страдания, из недостатка, из отсутствия. Жизнь есть страдание. Можно также сказать, что жизнь есть тревога. Или жизнь есть боль. 

Это, конечно, правда, но, как говорится, не вся.
Потому что даже банальная логика, а не только чувственный опыт, говорит о том, что, если есть понятия боль и страдание, значит есть и нечто такое, что ими не является.
Значит, жизнь - не только боль и страдание. Но и радость, и наслаждение, и движение, и покой, и тьма, и свет... Жизнь есть всё, о чём мы можем подумать.