12. 3 Свойства восприятия зрением

Лариса Болотова
 «Чаще и больше всего свойства восприятия изучались на примере зрения, ведущего органа чувств у человека. … Одним из первых классификацию факторов, влияющих на организацию зрительных ощущений в образы в русле гештальтпсихологии предложил М. Вертгеймер. Выделенные им факторы следующие:

1 Близость друг к другу элементов зрительного поля, вызвавших соответствующие ощущения. Чем ближе друг к другу пространственно в зрительном поле располагаются соответствующие элементы, тем с большей вероятностью они объединяются друг с другом и создают единый образ.

2 Сходство элементов друг с другом. Это свойство проявляется в том, что похожие элементы обнаруживают тенденцию к объединению».

                Так из образов деревьев создаётся понятие «лес»?

«3 Фактор «естественного продолжения». Он проявляется в том, что элементы, выступающие как части знакомых нам фигур, контуров и форм, с большей вероятностью в нашем сознании объединяются именно в эти фигуры, форму и контуры, чем в другие.

4 Замкнутость. Данное свойство зрительного восприятия выступает, как стремление элементов зрительного  поля создавать целостные, замкнутые изображения».

                Можем ли мы после всего этого утверждать, что видим действительную картину  мира. 

                Как мы видим отдельные точки, линии, плоскости, трёхмерные предметы? Существуют ли они в действительности или это игра нашего сознания?

«Ближе друг к другу расположенные линии в ряду скорее объединяются друг с другом в нашем восприятии, чем далеко расставленные. Добавление горизонтальных, разнонаправленных отрезков к отдельно, стоящим далеко друг от друга вертикальным линиям в ряду побуждает нас, напротив, видеть целостные фигуры в них, а не в близко расположенных линиях. В данном случае квадраты. Соответствующее впечатление усиливается ещё больше, становиться необратимым, если контуры оказываются замкнутыми.

Выяснилось, что восприятие человеком более сложных, осмысленных изображений происходит по-иному.  Здесь в первую  очередь срабатывает механизм влияния прошлого опыта и мышления, выделяющий в воспринимаемом изображении наиболее информативные места, на основе которых, соотнеся полученную информацию с памятью, можно о нём составить целостное представление.

Анализ записей движения глаз, привёдённый А.Л. Ярбусом, показал, что элементы плоскостных изображений, привлекающих внимание человека, содержат участки, несущие в себе наиболее интересную информацию. При внимательном изучении таких элементов, на которые более всего останавливается взор в процессе рассматривания картин, обнаруживается, что движение глаз фактически отражает процесс человеческого мышления.

Установлено, что при рассматривании человеческого лица наблюдатель больше всего внимания уделяет глазам, губам и носу. Глаза и губы человека действительно являются наиболее выразительными и подвижными элементами лица, по характеру и движениям которых мы судим о психологии человека и его состоянии. Они многое могут сказать наблюдателю о настроении человека, о его характере, отношении к окружающим людям и много другом.

Нередко при восприятии контурных и штрихованных изображений, а также соответствующих элементов реальных предметов у человека могут возникнуть зрительные иллюзии. Таких иллюзий известно множество. Две из них  - это иллюзии, связанные с искажением контура окружности, представленной на фоне веерообразно расходящихся линий, и искажение изображения квадрата на фоне концентрических окружностей.

Наличие иллюзий в сфере восприятия, которые могут быть вызваны самыми различными причинами, зависящими как от состояния воспринимающей системы, так и от особенностей организации воспринимаемого материала, объясняются многие ошибки, в том числе «видения» так называемых неопознанных летающих объектов (НЛО), о которых в последние годы немало писалось в прессе».

Источник информации книга «Психология» Р.С. Немов (стр. 155).