Сломанная жизнь

Лариса Колчина
Глава 22 Заключительная

Борис поздравил в ресторане Павла с большой победой. В этот вечер были тосты только в его честь. Соня была рядом и радовалась за Павла, он заслужил быть счастливым. Заглянув в его сияющие глаза, она улыбнулась, сейчас он был по-настоящему счастлив.

-Тебе нравится здесь? - спросил Павел

-Да, здесь неплохо — сказала она- и я смотрю, ты рад этому окружению.

-Да, мне тоже здесь нравится, благодаря тебе — добавил мужчина неожиданно.

Соня вздрогнула от такого признания. В этом комплименте, высказанном поистине с мужской прямотой и то как он смотрел в этот момент на нее, Соня поняла, что это совсем непустые слова. Павел был человеком немногословным, но честным и открытым — это Соня знала. Говорил он только то, что считал нужным и от души.

Он и правда имел в виду нечто важное, что вновь стало появляться между ними.

-Неужели лед тронулся? — подумала женщина и скрестила пальцы на руках.

Павел считал, что Соня очень изменилась, причем в лучшую сторону и это каким-то образом роднило, сближало их. Ему хотелось быть рядом с этой женщиной, ощущать ее тепло и любовь. А то, что она его любила, он не сомневался.

Борис обнимал друга, искренне радуясь за него. Они казались разными, очень разными. Но оба были преданно музыке, для обоих филармония - это храм и главное дело в их жизни. К тому же они были друзьями, эта дружба была проверенная временем. На следующий день Борис Константинович Михайлов подал список из пяти человек на присвоение званий заслуженные артисты России.

Не утвердили только Павла. Борис был вне себя от обиды за друга. Он похвалил себя за то, что Павел не знал об этих отказах: ни о первом, ни о втором. Но отступать Борис не собирался, он подумает, еще кого можно перетянуть на свою сторону, чтобы правда восторжествовала.

Маргарита Витальевна предложила написать письмо в обком от благодарных слушателей. Она обещала составить текст и собрать подписи.

- Насколько этот ход будет эффективным покажет время, но с чего-то надо начинать- думал Борис.

Но это письмо от общественности произвело эффект разорвавшейся бомбы. Оно было зарегистрировано у секретаря, все было сделано грамотно, поэтому от ответа отмахнуться было нельзя. На ковер был вызван Платон Дмитриевич, который стал объяснять, что судимый человек за убийство не может быть заслуженным артистом

-Я не понимаю, почему я должен объяснять такие простые истины? — возмущался он

-Тогда зачем вы ходите к нему на концерты и хлопаете

-Я не хлопаю -обиженно сказал он

-Но ходите?

-Моей супруге он нравится, а я ее должен сопровождать

-Вы читали письмо?

-Нет

-Я вам последнюю строчку зачитаю. Копия этого письма отправлена в министерство культуры России, понимаете? Значит, в Москву.

- Ну и что? Вы думаете они разрешать зекам присваивать звания? - и он противно рассмеялся. -Уволите тогда меня, если я окажусь неправ.

Через два месяца Платон Дмитриевич больше там не работал. Помогла знакомая Маргариты Витальевны, работающая в министерстве культуры. Присвоение Павлу звания Заслуженного артиста России совпало с его тридцать
шестым днем рождения. Вместе с подарками Борис его поздравил с высокой наградой. Павел не мог поверить в это

-Боря, как? Я же сидел за убийство?

- Правда, что ли? И ты действительно убил?

-Нет

— Тогда чего удивляешься. - и смахнув скупую слезу, обнял Бориса

- Знаю без тебя здесь не обошлось

-Зря ты так думаешь и он повернулся к Маргарите Витальевне - вот наш вдохновитель и исполнитель

-Вы до сих пор меня опекаете, моя дорогая учительница !

-А как же, Павлуш? Это бездари сами пробиваются, а талантам надо помогать.

Эпилог

В тридцать семь лет Павел, наконец, женится. Он сделает предложение Соне, от которого она не сможет отказаться.

Устроив вечер «Вопросов и ответов», они сами того не заметили, как не оставили никаких вопросов и секретов между собой. Все решили на берегу и поплыли вместе по бурной реке жизни. Через год Павел станет отцом маленькой Марии Павловны. Он души не чаял в дочери, она так была на него похожа, а станет как мама врачом.

На кладбище он все рассказал бабушке -Бабулечка, я женился на Соне, и у нас родилась дочь, твоя правнучка. Ты не представляешь какая она красавица. Кстати, очень похожа на меня — говорил с гордостью Павел. Я тебе не рассказывал, я теперь заслуженный артист России. Помогли мои друзья: Борис и Маргарита Витальевна. Наверное, у меня началась белая полоса в жизни, а то как ты мне написала, беды за мной все бегали. Я очень счастлив с Соней. Я ведь так и смог ее разлюбить.

Потом он помолчал, положил на могилку цветы и почувствовал, что бабушка где-то рядом всегда, как и обещала, она никогда его не покинет. Она будет с ним всегда, пока бьется его сердце и он не забудет ничего из того, чему она его учила.

Он рассказал все новости, теперь пусть бабушка радуется — так думал Паша, выходя за ворота кладбища и садясь в новенькую машину. Ровно в сорок в семье у Пала родится сын, и именно он будет обладателем дивного голоса отца. Он начнет петь чуть ли не с пеленок.

С ним успеет немного позаниматься Маргарита Витальевна.

-Я рада Павлуша, что он продолжатель твоего дела. Природа не стала отдыхать на детях. Женечка еще себя покажет. Соня и Павел будут сидеть в зале и слушать своего сына, а потом вручать ему цветы, как настоящему артисту, как когда-то это делала бабушка, Прасковья Степановна, поддерживая своего талантливого внука.

Женя уедет поступать в Гнесинку, то, что не покорилось отцу, покорится сыну. Он останется в Москве и родители чаще будут видеть его по телевизору, чем дома в Ярославле. Но в родной город он будет приезжать с концертами и родители будут сидеть в партере и слушать своего сына. Женится Женя рано, когда ему исполнится двадцать один , он объявит, что влюбился и пригласит на свадьбу, а через год Павел и Соня станут дедом и бабушкой. Жизнь продолжается в наших детях и внуках- и это ли ни счастье!

А Соня молча благодарила Господа за ту дорогу , которую она прошла, за любимого мужчину, которого почти потеряла, за прекрасных детей и за их карьеру. Она стояла и смотрела на Павла

-Ну, что господин Смирнов, вы знаете, как я вас люблю?

-Знаю

-А вот я что-то подзабыла

-Сонечка! Так, я тебе напомню.

Конец.