Кирилл Юрьевич Лавров третья часть - окончание

Борис Пономарев 3
Кирилл Юрьевич Лавров (третья часть — окончание)

Когда журналисты задавали К.Ю.Лаврову вопрос о том, помогла ли ему служба в армии в качестве офицера при исполнении им в фильмах ролей военнослужащих, он неизменно отвечал: «Армия, без преувеличения, сформировала меня не только как человека, но и как творческую личность. Ведь актеру всегда нужны такие качества, как активность, воля и умение сосредотачиваться на достижении цели. Если другими словами, то служба закалила меня на всю оставшуюся жизнь и за это я ей безмерно благодарен». А на вопрос об отношениях с К.М.Симоновым после его участия в вышеуказанном фильме, он отвечал так: «Самая дорогая реликвия, постоянно напоминающая мне об этом замечательном человеке — его фотография с надписью: «Кириллу Лаврову от одного из военных корреспондентов. С любовью — К.Симонов». Скажу без преувеличения, этот человек сыграл огромную роль в моей судьбе. Если можно говорить о какой-то моей известности в народе, то она началась как раз с Синцова».

К.Ю.Лаврову доводилось играть и роли отрицательных героев. В начале 1963 года он был приглашен выдающимся советским кинорежиссером Леонидом Давидовичем Луковым (создателем киношедевра «Два бойца») на съемки фильма «Верьте мне, люди» в роли Алексея Лапина, беглого вора-рецидивиста по кличке «Лапа», сына репрессированного комкора РККА Корнева. Съемки данного фильма по сценарию Юрия Павловича Германа начались на киностудии имени Максима Горького, но 24 апреля 1963 года Леонид Давидович скончался на съемочной площадке. Продолжение работы над этим фильмом было поручено осуществлять режиссерам Владимиру Борисовичу Беренштейну и Илье Яковлевичу Гурину. Они очень успешно справились с поставленной перед ними задачей, и фильм в 1964 году вышел на экраны нашей страны. В 1965 году он стал лидером кинопроката, его посмотрели 40.3 миллионов зрителей. Они называли его великолепным фильмом о доверии,любви и надежде, а игру Кирилла Юрьевича считали очень талантливой.

По моему мнению, участие К.Ю.Лаврова в фильме «Укрощение огня» стало его огромным жизненным успехом. В этом фильме, поставленном в 1972 году на киностудии »Мосфильм» режиссером Даниилом Яковлевичем Храбровицким по мотивам биографии основоположника советской космонавтики конструктора ракет Сергея Павловича Королёва, а также биографий других конструкторов авиационной и ракетной техники, Кирилл Юрьевич исполнил главную роль — Андрея Ильича Башкирцева — генерального конструктора ракетно-космической техники СССР, главного конструктора ОКБ-1, прототипом которого, в основном, и был С.П.Королёв. За эту роль К.Ю.Лавров был удостоен в 1974 году Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых. 

Вот как говорил сам К.Ю.Лавров о своем отношении к тем людям, о которых рассказывалось в этом замечательном фильме: «Практически ни от чего из своей театральной биографии, общественной жизни не отрекаюсь, потому что непоколебимо убеждён: и в застойные, как сейчас говорится, годы, и в самые сложные, даже трагические времена, у нас в стране были не один-два, а великое множество замечательных людей. Их я, в подавляющем большинстве, играл на сцене, в кино, с ними, в основном, работал и общался. Они жили в тех конкретно-исторических условиях честно, и честно делали свое дело. Более того, были для своего времени великими людьми. К ним я отношу и Сергея Павловича Королёва, который стал прообразом моего Башкирцева. Очень сложная и очень интересная фигура. Он прожил трудную жизнь, в лагерях побывал, но не озлобился, не ушёл в свою обиду, стал великим организатором науки и технического прогресса. Осмысливая сейчас королёвское подвижничество, прекрасно понимаешь все величие его жизненного подвига». На съемках фильма «Укрощение огня» К.Ю.Лавров подружился с семьей Королёвых, с космонавтами, особенно с первой в мире женщиной-космонавтом Валентиной Владимировной Терешковой.

Советским зрителям очень понравилось исполнение Кириллом Юрьевичем Лавровым роли Владимира Владимировича Серёгина, полковника КГБ, в трехсерийном телевизионном художественном фильме-детективе «Колье Шарлотты», поставленном в 1984 году на киностудии «Ленфильм» режиссером Евгением Марковичем Татарским по мотивам повести Анатолия Сергеевича Ромова «Таможенный досмотр», премьера которого состоялась 17 декабря 1984 года. В фильме рассказывалось о расследовании убийства, в результате которого сотрудники КГБ выходят на след преступной группировки, переправляющей за границу антикварные произведения ювелирного искусства. 

В этой связи хочу предложить читателям интересный кусок воспоминаний талантливого режиссера данного фильма Е.М.Татарского о К.Ю.Лаврове: «Мне всегда был симпатичен, до последнего дня его жизни, Кирилл Юрьевич Лавров. В тот момент я не был с ним знаком. Познакомились. Я предложил ему роль полковника Серегина. Он согласился. С Кириллом Юрьевичем работалось удивительно легко. Он был очень обаятельный человек. Мы подружились. В год съемок «Колье Шарлотты» ему исполнилось шестьдесят лет, и он пригласил меня на день рождения, на юбилейный вечер в БДТ. С той поры он позволил мне называть его Кирилл, на «ты», это были очень нежные отношения. «Колье Шарлотты» снимали в Ленинграде и немножко на Кавказе. Финал — в пельменной на Исаакиевской площади. Пельменная закрывалась в 12 часов ночи, и нас выставили за дверь. Но к тому времени мы уже закончили. Это был последний съемочный день и, сделав последний кадр, мы выпили по рюмке водки и закусили пельменями. Кирилл Юрьевич говорит:
- Что, ребята, так и расстанемся?
- А что такое? — говорим мы.
- Поехали куда-нибудь! Нет, так невозможно расставаться.
Это было самое начало кооперативов, и все рестораны закрывались. Куда пойти? Кто-то вспомнил, что есть еще пельменная на Рубинштейна, и она работает до 3 часов утра. Кирилл тут же заявил:
- Поехали!
Я говорю:
- Поехали!
Не вся группа, а руководство: Кирилл Юрьевич, я, Вадим Ледогоров, еще кто-то… Мы поехали туда, а пельменная закрыта. Мы постучали. Швейцар буркнул: «Мест нет». И тогда Кирилл Юрьевич говорит:
- Так, Женя, подожди!
Он подошел, там увидели его лицо и тут же открыли двери. Старые скатерти со столов сняли, накрыли новые. В общем, мы замечательно посидели с Кириллом Юрьевичем Лавровым! Потом, когда я стал председателем Союза кинематографистов, а Кирилл был в то время председателем ВТО, то мы тем более дружили».
В течение своей жизни, а именно в период с 1955 по 2007 год, К.Ю.Лавров участвовал в 78 кинофильмах.

А теперь я вновь возвращаюсь к его работе в театре. О том, какое место он занимал в актерском коллективе БДТ, можно четко понять из той характеристики, какую ему дал руководитель театра, великий режиссер Георгий Александрович Товстоногов: «Не могу представить себе наш театр без Кирилла Лаврова. За годы нашей совместной работы он проделал путь от молодого артиста с хорошими данными до крупного мастера театра и кино. В строительстве того Большого драматического, который называют ансамблем ярких индивидуальностей, Лаврову принадлежит одно из ведущих мест. Становление артиста происходило вместе со становлением театра, которому Кирилл Юрьевич отдает свой талант, своё сердце, свой ум. Не раз он одерживал победы и в современных, и в классических ролях. Достаточно вспомнить его Платонова из «Океана», его Молчалина, Соленого, Городничего… Мне доставляла и доставляет радость неожиданность его перевоплощений, тонкость психологического рисунка роли. К актерским достижениям Кирилла Лаврова прибавилась и работа в спектакле «Рядовые». Он открывает здесь такие глубокие пласты человеческого характера, что его смело можно назвать соавтором А.Дударева в создании образа Дугина».

Благодаря талантливой деятельности своего гениального руководителя, БДТ процветал. Его ведущие актеры становились заслуженными и народными артистами РСФСР и СССР, получали государственные награды и становились лауреатами престижных премий. Но надаром некоторые философы утверждают, что вся наша жизнь идет по синусоиде. Если мы находимся на пике этой жизненной синусоиды, нужно быть готовыми к тому, что она спустя некоторое время опустит нас в точку своего провала. В такую черную точку провала синусоиды коллектив БДТ опустился двадцать третьего мая 1989 года, когда Георгий Александрович Товстоногов скончался за рулем машины, возвращаясь из театра домой. Весь состав Большого драматического театра погрузился в атмосферу печали, тревоги и растерянности. Люди прекрасно понимали, что наступает своего рода «смутное время», что необходимо как можно скорее поставить во главе театра человека, который сумел бы его сохранить и которому можно было бы во всем доверять.

Все взоры коллектива устремились в сторону К.Ю.Лаврова, поскольку он был самым уважаемым в театре человеком, люди доверяли его авторитету, его человеческим качествам, его ответственности. Они были полностью уверены в том, что именно он сумеет сберечь театр. Коллектив единогласно избрал его своим руководителем, отвергая его доводы о том, что он актер, желающий играть, совершенно не имеющий режиссерского опыта и режиссерских амбиций.

Время показало, что это было абсолютно правильное решение, поскольку он был человеком кристальной честности и высочайшей ответственности за порученное ему дело. Он мастерски решил вопрос режиссуры, привлекая к работе в театре хорошо известных ему высококлассных режиссеров из бывших республик Советского Союза, таких как Темур Нодарович Чхеидзе, Григорий Исаакович Дитятковский, Григорий Михайлович Козлов, Николай Николаевич Пинигин, Элмо Нюганен. С той поры его совершенно справедливо стали называть спасителем театра. При этом он продолжал играть на сцене БДТ. Ниже привожу статистику работы К.Ю.Лаврова на протяжении жизни в качестве театрального актера.
С 1950 по 1954 год участвовал в 10 спектаклях в Киевском театре русской драмы имени Леси Украинки. 
С 1955 по 2005 год участвовал в 48 спектаклях в Ленинградском Большом драматическом театре имени М.Горького (впоследствии имени Г.А.Товстоногова).
С 1957 по 2007 год снялся в 18 телеспектаклях.

В заключение коснусь его личной жизни. Он был однолюбом, поэтому в течение всей жизни был верен своей горячо любимой жене Валентине Александровне Николаевой, с которой прожил почти пятьдесят лет. Их знакомство состоялось в Киеве, они оба были артистами Киевского театра русской драмы имени Леси Украинки. Валентина Николаева, выпускница Школы-студии МХАТ, попала в этот театр по распределению. В 1955 году у них родился сын Сергей, а в 1965 году — дочь Мария. Летом 2002 года Валентины Александровны не стало, и это несчастье сильно отразилось на здоровье Кирилла Юрьевича. Последние годы жизни он боролся с лейкемией. 27 апреля 2007 года К.Ю.Лавров скончался в больнице. В соответствии с завещанием великого артиста, его похоронили рядом с супругой на Богословском кладбище в Санкт-Петербурге.

Борис Пономарев