Глава4

Сергей Васильевич Зубарев
Какое утро, солнце как огромная тыква на половину взошло. Оно было ярко-красным, но глаза совершенно не слепило, наоборот на него хотелось смотреть и смотреть. Ночь была тёплой, поэтому росы почти не было. Дед уже запряг Зорьку. Отец погнал овец и корову в стадо. Мать приготовила завтрак. Я стоял на бетонной дорожке, которую мы с отцом заливали, когда я учился в восьмом или девятом классе, сейчас точно и не вспомню. Только помню, как мы установили опалубку из досок, месили в большом корыте раствор, я носил в вёдрах песок и воду, а отец  добавлял цемент. Перед этим выложили дорожку старым, битым кирпичом и камнями. Всё это залили раствором  и пока он не засох, а только схватился написал палочкой  имя девочки, которая мне  тогда нравилась. И я стал искать  эту надпись. Вот нашёл" ТОН" , "Я" с годами стёрлась. Вернулся отец и мы пошли завтракать. На завтрак была гречневая каша , блины с творогом и сметана. Выпили чаю с мёдом и мы с дедом отправились на рыбалку. Зорька не спеша вышла со двора и отгоняя мух хвостом пошла на встречу поднявшемуся над горизонтом солнцу. Мы с дедом сидели на широкой, толстой доске которая лежала поперёк фургона, служившая нам облучком. Дед держал вожжи в сухоньких руках, иногда похлопывая ими по крупу Зорьку. После щелчка она чуть  прибавляла шаг, ну тут же его замедляла.
-" Стёпа- начал дед-  Я вот что тебя позвал, часы мои ещё тикают, но неравён час станут."
-" Да ты ,что деда, ты ещё крепкий!"
-" Ты не перебивай, слушай и запоминай! Конечно , чуток время есть, но оно не бесконечно, а ты уже созрел. Я этого дня давно ждал. А теперь по порядку. Начну из далека. В двадцатом году я был хорунжим у Врангеля Петра Николаевича. Красные взяли Перекоп и мы занимались эвакуацией . Каждый день уходили корабли в Константинополь. Красные напирали, но не шибко сильно, они тоже не хотели погибать, тем более победа была за ними. Подходит ко мне есаул  Чёрнорубашкин и говорит, Викентий, бери пять казаков и мы поедем проверим на передке дела, в штабе боятся , что красные прорвутся и захватят нас в плен вместе с кораблями и имуществом. Я взял пять казаков и мы поехали. Проехали татарский аул, поднялись на бугор, там стояла наша батарея. Всё вокруг было  видно замечательно. Командир батареи капитан Курочкин объяснил, где стоит пехота с пулемётами, где казаки. И мы поехали вперёд. Уже вечерело, осенью в Крыму темнеет быстро и мы заблудились. Помню ночь была звёздная и холодная. Куда ехать непонятно, где наши, где красные?Степь пересекают дороги, а куда  они ведут не известно, да и ехать по ним опасно, вдруг какая засада. Смотрим, что-то движется по степи. Мы чуть взяли в сторону, прислушались, есаул в бинокль посмотрел, говорит фургон, пара коней. Послали казака проверить, слышим, свистит, мы подъехали, это монахи. Впереди огромный бородатый монах в чёрной рясе, а сзади щуплый старичок, тоже в рясе, и говорит он таким звонким, детским голосом, я игумен Варлаам, а это мой келейник-брат Кондратий. -"Куда вы в такую пору направляетесь, отец Варлаам?": спросил есаул.
-" Мы едем в Севастополь, большевики братию разогнали, лошадей забрали, вот мы взяли часть икон, да святое писание и в путь. Нам тут каждая кочка знакома, вот мы балками, да перелесками пробираемся, с Божьей помощью."
-"А мы тут немного заблудились. Как лучше нам к Севастополю выйти?"
-"Можете с нами, а ежели торопитесь, то вам туда.- И он показал рукой- Смотрите, чтобы у вас вон те холмы были справа. А мы хотим доехать до храма Николаю угоднику, да там заночевать, кони притомились."
-" А сколько туда вёрст?"
Фургон сильно качнуло, видно наехали на камень, игумен схватился за борт, выждал когда всё успокоится. Монах зычным голосом что-то сказал успокаивающее лошадям.
-" Так вот,-начал объяснять игумен-До храма поди вёрст пять. Правильно, Кондратий?- обратился он к келейнику.
-" Може чуть поболе, мы ж петляем!"
-" А от храма Николая угодника, ещё вёрст  восемь."
-" Во куды нас занесло!- ответил есаул.-А там наверно и нам надо заночевать, целый день не евши, да и наши кони притомились."
Тут свистнул казак , который  ехал поодаль, сзади.
-" Викентий , подь посмотри, что там у него.":-приказал есаул. Я рысью подъехал к казаку-" Ну чё тут у тебя?"
-" Смотри, и он указал нагайкой в темноту. Видишь, чуть правее белый бугор, а там смотри сколько их." Я чуть привстал на стременах и увидел в лунном свете верховых.-" Посчитай сколько их." И мы стали считать. Было плохо видно, да и ехали они рядом, но по нашим подсчётам их было десятка полтора, два.
-" Большой разъезд, а чей?": спросил казак.
-"Ты не вздумай курить." : сказал я.
-" Да вы чё, а то я не знаю.": ответил он шёпотом.
-"Ты давай наблюдай.- говорю,- а я поеду доложу есаулу.И я крупной рысью пошёл к ним. Докладываю,  -" Господин есаул, там какой-то разъезд, десятка полтора, два".- " Только этого нам не хватало.": ответил он.-" Как думаешь, хорунжий, они нас заметили?" -" Думаю, что ещё нет,они чуть правее идут, кучно."
-" Отец Варлаамий, вы давайте левее забирайте, а мы поедем  поодаль, будем следить за ними."  Келейник тут же взял в лево  -" Да,дай Бог свои.- ответил игумен и перекрестился. - Храни вас господь!": и перекрестил нас.
-" Хорунжий, бери казака и за ними, там смотрите, аккуратнее, себя не выдавать, а мы чуть  приотстанем, сзади зайдём, проверим кто это." И они отстали, через минуту скрылись в темноте.
 Мы потеряли разъезд из вида, они спустились в балку и их не было видно. Через какое -то время скрылся из вида и фургон игумена. Через полчаса нас догнал есаул с казаками. -" Это красные, семнадцать человек.- сказал он подъехав.-Они нас ещё не обнаружили. Едут уверенно, кучно, никакого охранения, разговаривают, смеются, пьяные, похоже они в то село едут, что и мы. По обрывкам разговора, они ищут игумена и видно знают, что он отправился туда. Давайте ближе к нему, вы вахмистр с казаком наблюдайте за красными, если что скачите к нам, или дайте сигнал. Через несколько минут мы заметили фургон, он катил по степи в направлении глиняного холма.
-" Куда они прут! На верх нельзя, их заметят. Мы не успеем к ним!": сокрушался есаул.
-" Может успеем!": сказал я.-" Боюсь поздно!Нам нельзя себя обнаруживать. Хорунжий , может давай уйдём в степь, через час будем у наших, пусть отец Варлаам с ними сам разбирается?!"
"Ваше высоко благородие, эт не по христиански!": ответил я.
-" Эт так! За что ты мне нравишься хорунжий-ты весёлый!"
-" Да какое ж тут веселье!?": ответил я
-" А ты сам увидишь, будет очень весело!- и он заулыбался обнажив ровные, белые зубы.- Всё правильно! Тогда слушай, давай к вахмистру. Вон видишь, фургон полез в гору, сейчас они его заметят и поскачут к нему. Мы на прямки в лощину, там их встретим, они  откатят назад, а там вы их весело встретите. Будем держать этот треугольник! С богом родной!"-" С богом!": ответил я и ускакал.
-" Стой! Кто такой?": крикнул вахмистр.
-"Свои!Да не ори!"
-" Ну, что там?"
-"Наша задача, после того, как есаул с казаками даст им бой, при отступлении их встретить. Он даст бой в лощине, а мы их встретим вон у тех кустов. Коней привяжем за кустами. Встретим весело, а потом по коням и к есаулу."
-" А если они пойдут в другую сторону, а не сюда? Или обойдут  нас со стороны, мы сесть не успеем на коней, как нас побьют?!"
-" Есаул сказал, пойдут, а мы внезапно разом ударим, правильно, казак?!"
-" Так точно! Встретим!": ответил казак.
-" Главное хорошо цельтесь и без команды не стрелять. Если , что кинем гранаты.! Ясно?"- " Так точно!:  разом прозвучал ответ. Коней привязали к толстым веткам, видно это старая акация. Мы легли перед кустами, примерили место. Потом встали и стали вслушиваться. Где то впереди, с права послышались крики, потом выстрел. Я понял, что красные заметили фургон и поскакали. Мы видели, как они кучей с криками скачут в лощину. Луна, как огненный шар освещала степь, на небе не было ни тучки,  только что всё небо было в тучах, а луны вообще не было и тут такое...Я подумал, бог в помощь, тут же услышал  залп. Было видно, как несколько человек упало с коней, тут же ещё залп и разнобой. Всадники метнулись в разные стороны. Послышались одиночные выстрелы, крики...Потом  послышались выстрелы с лева, кто-то из всадников упал, видно есаул кого-то  поставил чуть левее. Красные отступили, опять сошлись и двинулись к нам. Мы встали на колено-" Ложись! -скомандовал я.-Цельсь! Я беру первого, вахмистр-Саша,ты бери  того, кто рядом с лева, а ты родной, следующего". -" Есть!Есть!": ответили они друг за другом. Их было уже хорошо видно я скомандовал -" Приготовсь! Пли! Двое упало, а третий повалился на луку. Цельсь! Пли! И ещё один повалился на луку.Они рванули с криками , делая в слепую выстрелы. Кони убитых до нас добежали шагов на двадцать. Мы сделали несколько выстрелов в спины всадников.
-"Теперь по коням!" Мы намётом пошли к есаулу.
-" Впереди двое! Это красные!": сказа казак.
-" Шашки к бою!" :скомандовал я. Они нас не узнали, луна пропала. Один из них спросил-" Шо там хлопцы? Кто стреляв?" Казак подскакал первым  и сверху рубанул  по шее. Я видел, как его голова свалилась на бок, но не  упала, а повисла на шкуре и тело мешком шлёпнулось об землю. Вахмистр второму воткнул шашку почти до середины в живот, проткнув его насквозь. Он открыл рот и громко застонал. Я схватил его коня за повод, в это время казак сзади рубанул его  по голове. Кровь брызнула на вахмистра и несколько капель попало на меня.  Вахмистр выдернул шашку и он упал. -" Уходим!Держи коня! И я передал повод казаку.
 Мы встретились с есаулом-" Как вы? Потерь нет?": спросил есаул.
-" Потерь нет, господин есаул! Как у вас?" -"Все тоже целы! Видел, Викентий, как вы их встретили! Благодарю!"
-" Да там ещё вахмистр с казаком двоих зарубили! Вот коня привели!"
-"Хорошо! Давайте игумена догонять!" Мы пошли намётом и скоро их догнали.
-"Как вы тут отец Варлаам?"
-" Слава богу! Слава богу! Всё в его воле! Вон там за деревьями будет село и храм, в нём батюшка Анисим служит."
-" Так сколько у вас хорунжий убитых": спросил меня есаул.
-" Четверо точно, есть и раненые!": ответил я.
-" И у нас трое убитых, и есть раненый. Пусть всего будет десять. Осталось семь и ещё пять, значит двенадцать!"
-" А откуда ещё пять?"
-" Они видать ехали далеко в стороне, как дозор, вот мы их не заметили, когда стрельба началась я видел, как они подскакали, я боялся, что они вас обойдут, но они  не решились, видать подумали вас много."
-" Может они больше не сунуться, зачем им мы?"
-" Да, мы может и не нужны! Они гоняться за игуменом!"
-" Может золото везёт, посмотри какие у него чемоданы!?"
-" Хрен его знает, может и золото! Отец Варлаам, а что вы везёте? Не золотишко, случайно?"
-" Нет сын мой, золото ещё в восемнадцатом году переправили. Да я вам говорил, у нас иконы, да книги священные."
-" Как я понял, этот весь "конвой" по вашу душу?!"
-" Всё может быть! На всё воля божья!"
 Прискакал казак, которого посылали в дозор, рассказал, что в село идти нельзя, красные нас обошли и там засада. Они нас вообще от моря хотят отрезать, верхом балками проскочим, а вот с телегой они нас накроют!
-" Отец Варламий, Кондратий, вы всё знаете тут, как ещё можно выйти к Севастополю?"
-" Надо к Лукомским хуторам тогда пробиваться": ответил Кондратий.
-" Там наши батареи и казаки, пока темно мы к ним и поспеем. Как вы себя чувствуете, ваше высоко преподобие, отец Варлаам?"
-" Всё хорошо! Спаси Христос!"
-"Господин есаул-обратился вахмистр,- а казакам покурить можно?"
-"Нельзя! Огонёк за версту видно!"
-" Так мы в рукав, одну на всех, козью ножку!": спросил молодой казак.
-" Нельзя! Ваш самосад за три версты  унюхать можно! Доедем до наших, хоть обкуритесь! Давай, брат Кондратий,гони рысцой."
-" Да кони  уже вторые сутки без отдыха, хорошо хоть поили, а то б упали!"
-"Я вот, что думаю Викентий, теперь понятно , где мы, а наши вон там стоят, -и он показал рукой-вёрст шесть, семь до них. Давай казака пошлём, пусть скачет за подмогой, через час они нас встретят, а мы тут если что отобьёмся! Давай Тимофея посылай, у него конь добрый!"
Я как положено:" Слухаю ваше высоко благородь!" -" А, да ладно Викентий, давай попроще!"
-" Всё сделаем Иван Лукич! Тимофей слышал? Давай, родной, скачи к нашим на батарею и с полусотней к нам на встречу!"
-" Есть!": ответил Тимофей.
-" Да вот ещё Тимофей,-задержал  его есаул, ты садись на этого жеребца и он указал на коня, что привели, а сваво рядом, пусть отдыхает. Гони!"
 Тимофей перепрыгнул со своего коня на трофейного, привязал повод к луке и ускакал. Мы расставили дозоры и шли мелкой рысью. Было слышно, как гремит фургон,  особенно когда железным ободом колеса  наезжал  на камень. Когда я близко подъезжал к нему, слышал, как монах хлестал кожаным, плетёным кнутом по крупам коней. Прошло, наверное, чуть больше часа, мы петляли между холмами, объезжали овраги и балки, очень длинные пруды. Уже забрезжил рассвет и мы увидели в далеке, что-то тёмное. Есаул посмотрел в бинокль-" Так это Тимоха! Но он один, без казаков! Давай казачок ему на встречу, а то могёт стороной проскочить!" Казак пошёл яму на встречу!
 Подъехали! Тимофей докладывает, чуть задыхаясь от скачки-" Ваше высоко благородие господин есаул, нашёл я то место, где стояла батарея и казаки, там пусто! Они ушли, только ящики пустые от снарядов, да хлам. Я чуток проскакал вперёд, думал  може догоню, но нет! Я вот к вам воротился!" -" Ну молодец!" - "Но кады я к вам возвертался напоролся на красных, их было пятеро, вот жеребец  сильный, я ушёл, они гнались, но стрелять не стали, видать, чтобы шум не поднимать!"
-" Как далеко  отсель?"
-" Версты три, не боле! Вот там, чуть в стороне это было!- и он стал показывать нагайкой -Я чуток в сторону пошёл, вон туды, там прудок, вокруг камыш, я яво обошёл, скоро они отстали, я чуть забрал в эту сторону, там меня встретили!"
-"Значит они нас ищут!": сказал есаул и хлопну себя нагайкой но голенищу.
-" Выходит так!": подтвердил я.
-" Вы, как тут, Ваше высоко преподобие?": обратился он к игумену.
-"Всё хорошо, вот только ног не чувствую.": ответил игумен.
-"Эт они затекли! Вы их отсидели! Расходитесь! А ты, как брат Кондратий?"
-"Всё хорошо, с божьей помощью!"
-" Тогда давай прямо, а от холма чуть правее забирай, но не шибко!Если они пошли за Тимофеем, то они теперь в стороне, мы сзади их проскочим! Пошли! Вы вдвоём - он указал на казаков, вперёд на  версту, чтоб я вас в бинокль видел, ежели что машите, пойму!"  И мы тронулись. Тимофей пересел на своего коня, давая отдых жеребцу. Он шёл опустив голову весь мокрый и тяжело дышал.
-" Запалил жеребца Тимоха!": сказал вахмистр.                -"Да нет , отойдёт! Да мой Азарт тоже столько прошёл!"
-" Ты не путай, твой Азарт до этого три дня на овсе стоял, отъелся!А этого видать гоняли, да ты на ем был!"
-"Ничего он силины! Потихоньку отойдёт!"
 Звёзды побледнели и стали пропадать, луна из ярко - красной стала белой. Наступил рассвет. Мы объехали пруд о котором говорил Тимофей, впереди был хутор. Мы решили в него не заходить, так как  побоялись, что в нём красные. И не напрасно , когда он  был сзади нас мы увидели, как  из него выехали всадники и стали нас преследовать. Мы шли на рысях, понимая, что кони в фургоне могут упасть.-  Есаул крикнул:" Гони, отец, упадут запряжем жеребца и наших!"
Мы поднялись на бугор и увидели море, чуть в стороне бухта где лежал город.
Мы впятером отстреливались не подпуская их близко к фургону. Их было человек десять, потом , после стрельбы, к ним присоединились ещё пять. Четверо пошли нам на перерез . Потом к ним ещё присоединился разъезд , человек шесть. Отстреливаясь, мы  нескольких ранили, троих точно, потому, что они припав к гривам коней повернули к хутору. Мы понимали, что нас могут взять в кольцо и расстреливать. Впереди казаки чуть отогнали их выстрелами, одного  убили, но у нас тоже ранили казака. Пуля вошла чуть ниже ключицы, он еле держался на коне. Есаул попросил-"Ваше высокопреподобие, вы давайте пересаживайтесь к келейнику на козлы, а мы тут ваши чемоданы и сумки поправим, солому разложим, как надо, раненого положим, яму плохо!"
-" Непременно!- ответил игумен.- Помоги мне брат!": обратился он к Кондратию. Тот остановил коней, положил вожжи, слез с фургона и с боку подошел к игумену, как ребёнка из люльки поднял его на руках и легко посадил на козлы. Игумен ухватился сухенькими руками за борт. Келейник  подошёл к лошадям, погладил их по шеям и мордам, поправил сбрую  и обойдя фургон сел на козлы  рядом с игуменом. Есаул сам подвинул чемоданы и сумки под козлы, разровнял солому.
-" Давайте ява сюды!"
Мы с вахмистром слезли с коней и помогли казаку. Он еле стоял и тяжело дышал. Мы подвели его к фургону и помогли лечь. Расстегнули ремни, сняли шашку, рядом положили винтовку,  расстегнули бекешу. Рана была небольшая , крови вытекло немного, пуля вошла в мягкие ткани.
-"Терпи родной!- Успокоил я-Рана лёгкая, не на вылет, пулю вытащат или так затянется, лёгкие не задело! Сильно болит?"
-" Да не дюже! Токи печёт!": и он скривил рот.
-" Потерпи!"
-"Курнуть можно?"
-" Теперь можно! Дайте яму цигарку!" : сказал есаул.
Кто-то сунул ему  раскуренную "козью ножку,"
-" Трогай отец! За пол версты никого не подпускать!"
-" Ива Лукич, смотри они нас отрезают, почти все впереди и с боку!"
-"Да, они нас обратно завернуть хотят! Вахмистр, Сериков!"
-" Слухаю, ваше высоко благородь!"
-" У Тимохи кони притомились, вся надёжа на тебя Антон! Скачи туда, вон деревья видишь?"
-"Вижу!"
-" Оттуда верст через пять, шесть будет батарея, ты должен помнить!"
-" Помню! Вчера были там!"
-"Я их с бугра в бинокль видел! Они там! Точно! Давай гони, а мы  вот у этого прудка в камышах будем ждать помощь! Видишь игумен еле сидит, чуть толчок и он свалиться. На посмотри в бинокль! Они все впереди и чуть сбоку, бери стороной и проскочишь!Ну, с богом!"
Вахмистр забрав в сторону от красных галопом ушёл. Мы слышали, как звучали выстрелы, несколько всадников пустились за ним. Есаул долго смотрел в бинокль потом  сказал-"Вроде проскочил! Погоня вертается! Даже ежели чуть ранен, то дойдёть! А вы казаки, давайте фургон в камыш гоните! Всем спешиться, коней выпрягайте, привяжите! Где посуше положите игумена. Камыш мните только в середине, он густой, нас тут вообще будет не видно! С двух, трёх сторон  мы их удержим, а в воду они не попрут. Патроны берегите!"
-" У меня всего пять патронов осталось!":ответил Тимофей.
-" Возьми мои , у меня много осталось!":предложил раненый.
-" У меня вообще четыре !": сказал Гришка Шевцов
-" Вот давай и бери!- ответил Тимофей- Ты метко стреляешь!"
-" Всем слушать мою команду! Бестолку не палить! Патроны беречь!Как вы там отцы?"
-" Всё слава богу!": пробасил Кондратий. Он поил из фляжки игумена.
-" Ну казаки, давай докуривай, да бог в помощь! Они не дураки, видать сообразили, что за подмогой послали !"
-" Смотри, Иван Лукич, они разделились!"
-" Сейчас с двух сторон пойдут! Стрелять только наверняка! Бить будем почти в упор, они нас не видят! Патроны кончатся будем рубиться!"
-" Любо, есаул!"
-" Тогда по местам! Викентий, как у тебя с патронами?"
-" Две обоймы и наган с полным барабаном!"