Повседневная жизнь россиян в 1990-е годы

Равиль Байбурин
1990-е годы - это тяжёлое время для России.
То, что творилось в стране, смело можно назвать настоящей смутой.
Было уничтожено всё то хорошее, что создавалось годами при Советской власти.
Расслоение общества, финансовые и человеческие потери - это характеристики 90-х.
Это же время стало расцветом бандитизма.
В народе этот этап истории РФ именуют по-разному – «лихие», «шальные», «голодные».
Символами этого десятилетия были такие явления, как  дефолт и девальвация рубля, знаменитые «окорочка Буша», бандиты, музыкальные группы, финансовые пирамиды, рынки с киосками, нищие миллионеры, открытие первого кафе McDonald's, дефицит и много чего другого…
Жизнь в России в 90-е годы начиналась с иллюзии того, что стоит сделать маленький шажок, и страна заживёт так же шикарно, как и процветающий Запад, ставший для большинства населения образцом во всём.
 Мало кто представлял себе глубину лежащей впереди пропасти.
Многим казалось, что Америка прекратит «валять дурака», поможет советом и деньгами.  И россияне вольются в число «цивилизованных народов», ездящих на дорогих автомобилях, живущих в коттеджах, носящих престижную одежду и путешествующих по всему миру.
Так получилось. Но только вот не у всех.
Мгновенный переход к рынку вызвал потрясение (англ. The Shock). Это психологическое явление было названо «шокотерапией», но к лечебным процессам никакого отношения не имело.
 Освобождённые цены в 90-е годы начали расти в разы стремительнее, чем доходы большей части населения. Вклады Сбербанка потеряли свою ценность, про них чаще всего говорили, что они «пропали», но законы сохранения материи действуют и в экономике. Ничего не исчезает, в том числе и деньги. Они просто сменили своих владельцев.
Но сберкнижками дело не ограничилось: с лета 1992 года началась приватизация всей народной собственности.
 Юридически этот процесс был оформлен как бесплатная раздача десятитысячных чеков, за которые формально можно было приобрести акции предприятий. На деле этот метод страдал важным пороком. Так называемые «ваучеры» массово скупили те, кто имел на это средства и возможности, и вскоре заводы, фабрики, колхозы и другие субъекты советского хозяйствования перешли в частные руки.
 Рабочим и крестьянам опять ничего не досталось...

***

1. Духовно-нравственные ориентиры общества.

• Снижение государственной поддержки науки и образования, их коммерциализация, растущее влияние западных сериалов, кинобоевиков, рекламы и т. д.

• Детские, юношеские и молодёжные организации переживали экономический и идеологический кризис, они не имели возможности эффективно заниматься проблемами воспитания.

• Среди молодёжи распространяется «пивной алкоголизм»; получает распространение новый наркотик - «экстази» (увлечение породило в гг. новый стиль в молодёжной среде «героиновый шик»).
Борьба с наркоманией прекратилась, и многие стали свободно заниматься этим. Причем это были не только взрослые мужчины, но и дети.
 Очевидцы рассказывали, что в самый пик популярности героина из студенческих общежитий каждую неделю вывозили по трупу.

• СМИ в условиях деформированности рынка и кризисов власти не смогли качественно выполнять сложную задачу по определению и трансляции новых ценностей и целей, формированию ответственного субъекта российской политики.

• По степени ориентации граждан на участие в политической жизни в России, характеризующей сознание и поведение основной массы россиян, выделялся подданнический тип политических ориентаций (отсутствие активной гражданской позиции, невысокий уровень индивидуальной активности, ориентация на государство как политический институт, способный решить жизненно важные проблемы граждан). В итоге наблюдения за кризисами и информационными войнами происходит дезориентация в определении ценностей и разочарование в институте власти и возможностях государства, что влияет на растущий абсентеизм.

• 17 июля 1998 года в Петропавловском соборе (Санкт-Петербург) состоялась церемония захоронения останков последнего российского императора Николая II и членов царской семьи; начинается восстановление храмов на пожертвования и при участии представителей церкви.

• Распространялись информационные войны и скандалы, во многом связанные с попытками пресечь злоупотребления и оттеснить от рычагов власти олигархов (в первую очередь), влиявших на принятие властных решений.

• Наиболее популярным периодическим изданием была газета «Московский комсомолец» (самый высокий тираж и ориентация на молодежь).

• Предметом обсуждения стал показ 9 ноября 1997 года телекомпанией НТВ фильма М. Скорцезе «Последнее искушение Христа» (протесты иерархов православной церкви и недовольство верующих).

2. Стиль жизни.


• 1994—1999 гг. самым популярным направлением в моде был «минимализм», бывший реакцией на спад потребления и культивировавший простые формы и нейтральные цвета.

• В одежде и причёсках молодёжи распространялся:
 -   вызов общественным устоям (кожаные куртки-косухи, кожаные штаны, цепи на одежде и обуви, заклёпки, перчатки-краги, причёски по типу «взрыв на макаронной фабрике» и т. п.),
-    подчёркнутая сексуальность (облегающие разноцветные лосины у девушек, бикини, длинные шорты «велосипедки»);
-    влияние западной моды проявлялось в распространении иностранных надписей и лейблов.

• «Деловые люди» (их называли «барыгами», а затем «новыми русскими») стремились внешне подчеркнуть своё отличие сумками на поясе (барсетки), малиновыми пиджаками, золотыми массивными цепочками с крестами («цепями»), короткой стрижкой.
Так называемая бандитская антикультура породила популярность блатной музыки, то есть шансона.
Тогда был очень востребован Михаил Круг и другие исполнители, включающие в свой репертуар тюремные песни.
На улицах было очень опасно. Бывали случаи, когда цыгане воровали детей. Дети пропадали толпами просто, их не находили, а может, и не искали.
 Везде обман и мошенничество.
Очень было опасно ходить по ночам – из тюрем освобождалось много уголовников, и они, чтобы вернуться обратно, где есть пропитание, нападали на людей, а иногда, бывало, и просто так.

• Влияние западной культуры на поведение людей (мода, надписи на английском языке, реклама, стиль жизни – всё это противопоставлялось «совковому» образу жизни).

• Появились первые фотоаппараты Поляроид.
 В конце 1990-х годов начинают распространяться мобильные телефоны.
Состоялось открытие первого ресторана «Макдональдс» в Москве на Пушкинской площади в 1990 году.

• Большую популярность среди населения приобрели подержанные легковые автомобили зарубежного производства, в том числе с правым рулём.
Они стоили недорого. Собственное автопроизводство в 1990-е гг. сократилось. Автомобили производились более низкого качества в сравнении с советскими стандартами.

• Для многих людей продукты в магазинах были экзотикой (сушёные бананы, растворимый сок Зуко, шоколадные батончики «Милки Вэй» и «Пикник», конфеты «Мамба»).

Резюме:
• Агрессивная социальная среда и атмосфера в обществе, связанная с резкими изменениями и столкновением диаметрально противоположных стилей и образов жизни.

• Резкая дифференциация в обществе, в том числе и через внешние символы (социальный разрыв резко проявился между представителями разных поколений).

• Духовные ценности уступают позиции материальным предпочтениям.

3. Развлечения и проведение досуга.

• В 1990-е годы новые и старые праздники сосуществуют друг с другом:
 -   остаётся празднование 7 ноября  – день согласия и примирения, 8 марта, 1 мая –  праздник весны и труда,
-  но появляются новые праздники –  12 декабря - День Конституции, 12 - июня День принятия Декларации о независимости России, 7 января - Рождество).

• Распространяются региональные праздники – Дни городов становятся популярным развлечением во всех регионах России.

• Свободное время многие простые горожане проводят на небольших дачных участках («шесть соток»).
Эти участки помогали выжить в сложное время роста цен, формировали чувство собственника, которое было несвойственно советскому человеку.

• Люди стали проводить отпуск на заграничных курортах (сначала это были «новые русские», но к концу 1990-х годов и другие обеспеченные граждане могли позволить себе такой отдых – зачастую он был дешевле отдыха внутри страны).
Наиболее востребованными направлениями отдыха были Турция и Египет.
Организованный туризм внутри России, как познавательный, так и санаторно-курортный, практически полностью сошёл на нет.

• На смену кассетам приходят СД-диски, постепенно распространяются персональные компьютеры (перестают быть предметом роскоши).
Появились компьютерные клубы. Для многих  они были Меккой, которая засасывала всех тех, кто хоть как-то до этого соприкасался с виртуальной реальностью. Так как приобрести компьютер в 90-е было делом чрезвычайно накладным и не всем доступным, молодёжь шла тусоваться в подвалы, кинотеатры и магазины, где эти самые  клубы располагались.
Появились  пейджеры, плееры и видеокамеры.

• Быстро распространяются игрушки Лего, Тамагочи, куклы Барби и наборы мебели из пластмассы.
 Появились электронные игры, которыми увлекались не только дети, но и взрослые (тетрис, сега, денди, ниндендо, игрушки тамагочи).
Тамагочи, ели он был не у всех, то почти у всех. Питомца, пускай даже виртуального, заводили не только маленькие дети, но и ребята постарше. Диковинная новинка из далёкой страны восходящего солнца заставляла следить за карманным спиногрызом сутки напролёт. А потом он подыхал. И оплакивали его, как собственного сына.

• В повседневную жизнь людей входят рекламные слоганы («Мы сделаем ваш ваучер золотым», «Голосуй сердцем» и т. п.).
 На телевидении распространяются рекламные ролики, к которым люди постепенно привыкают.
 Наиболее популярными были исторические сюжеты банка Империал, Колы, шоколадных батончиков «Пикник», «Марс», «Сникерс» и «Милки Вэй».
Рекламе многие безоговорочно верили. В роликах принимали участие известные личности, и людям казалось, раз этот товар хвалит любимая актриса, актёр или политик, значит эта вещь точно качественная и необходимая.
Растерянным россиянам действительно хотелось во что-то верить.
И аферисты с удовольствием обогащались за счёт смятения окружающих.
На телеэкранах появились музыкальные клипы. Частенько они были  нелепыми и несуразными. Но это было самым началом российского «шоу-бизнеса». Девочки мечтали быть похожими на дерзких певиц или моделей, снимавшихся в видеороликах, и копировали их стиль.

Россиянам стали доступны бразильские сериалы и американские боевики.
 Домохозяйки рыдали вместе с «Богатыми», которые, разумеется, тоже плачут даже далёкой в Мексике.
Они переживали, выйдет ли из комы Сиси Кэпвелл из не менее далёкой «Санта-Барбары».
На Шварценеггера, Ван Дамма и Сталлоне мечтали стать похожими все мальчишки.
Книжные магазины наводнили любовные романы с пикантными сценами, которые, втайне от мам девочки читали под одеялом.

• Финансовые пирамиды увлекают людей в игры с куплей и продажей акций.
В  первую очередь МММ с рекламными слоганами Лёни Голубкова «Куплю жене сапоги», «Я не халявщик, я – партнёр».

• У детей становятся популярными конфеты Чупа-чупс и киндер-сюрпризы.

• В моду вошли уличные танцы.
Первые брейкдансеры обучались сами с помощью видеоклипов американских исполнителей и демонстрировали свои умения на центральных улицах — например, на московском Арбате.

• В 1990-е годы проблема беспризорности вновь стала актуальной, как после Гражданской войны.
Дети-беспризорники постоянно бродили по улицам городов, вокзалам и другим местам.
Их поведение было похоже на поведение маленьких цыганят: также подходили и попрошайничали, могли сказать грубые слова, если не получали того, чего хотели.
 Такие дети жили в заброшенных домах, подвалах и теплотрассах.
 Их главным развлечением было «нюханье»  клея.

• В Советском Союзе не было бомжей. Зато в России 90-х их было просто валом.
Для тех, кто всю жизнь прожил при Советской власти, подобное явление стало полнейшей дикостью.
Обыденным явлением стало попрошайничество.
Инвалиды, старики просили милостыню на улицах городов.
Многие из них были «профессиональными нищими» — членами групп, получавших прибыль за счёт человеческого сострадания.

• В 1990-е появилось множество киллеров, то есть людей, которые убивали за деньги.
Заказные убийства стали распространённым явлением, поэтому на этом неплохо зарабатывали.
Заказывали обычно тех, с кем нельзя было нормально договориться.

• Активно развивались Клубы боевых искусств.
 Это было связано с тем, что многим маргинальным личностям нужно было уметь отбирать чужое имущество и в целом бороться за свою жизнь.
 Мирному населению такие клубы тоже были нужны, чтобы уметь за себя постоять.

• В 1990-е годы милиционер превратился в мента, с которым связываться, казалось, опаснее, чем с бандитом.
Почему?
Потому что представители той милиции угрожали не только материальному благополучию людей, но и их здоровью.
В народе про них говорили: «Бандиты просто ограбят и изобьют, а менты ещё и посадят».

• Получило распространение такое явление, как проституция.
 Причём иногда и детская.
 Тогда девочки-подростки считали, что проституция приведёт их к невиданным перспективам. Особенно на это влияли такие фильмы, как «Интердевочка» и «Красотка».
Конечно, они поздно понимали, что всё не так просто.
 Жизнь проституток длилась недолго: они умирали от рук бандитов, маньяков, от болезней и передозировок.

• В парках и на территории спортивных комплексов разрастались вещевые рынки.
В Москве самыми известными были «Лужники» и «Черкизовский».
«Лужа»  — вещевой рынок в Лужниках  постоянно фигурировал в криминальных новостях. Вокруг него образовывалось огромное количество мусора, газоны были вытоптаны, тысячи крыс хозяйничали в Лужниках по ночам.
Подобная практика была и в других городах по всей стране.

Появились незабвенные ларьки, где можно было купить все символы благополучия молодого россиянина  — кока-колу в железной банке, шоколадный батончик «Сникерс» и уж тем более жвачку.
Полиэтиленовые пакеты с экзотическими рисунками заменяли женские сумочки и были на пике популярности.

• Каждая женщина теперь имела право показать себя, это больше не считалось постыдным или неправильным.
Своим долгом устроить конкурс красоты считала каждая деревня, не говоря уже о крупных городах.
В 1990-е все было настолько откровенно и неприкрыто, что даже проститутки преспокойно стояли на центральных улицах, втайне надеясь на встречу со своим «американ-боем» — таким, как, например, Ричард Гир в фильме «Красотка».

Появились ночные клубы, в которых ничто не напоминало о привычных в СССР «танцах».
Девушки на каблуках и в мини отплясывали на барной стойке.
 А подвыпившие мужчины с удовольствием наблюдали за ними, выбирая, кого бы проводить к себе домой.
Россиянам стали доступны иностранные фильмы с откровенными сценами. Раньше советский зритель и подумать не мог, что увидит такое, да ещё и на широком экране кинотеатра.

• Появились маги, экстрасенсы, гадалки, к которым выстраивалась очередь из желающих узнать ответ на главный вопрос: «А что же дальше?..»
Люди действительно не знали, что их ждёт в будущем.
В конце 1980-х и начале 1990-х по всей стране проводились сеансы врача-психотерапевта Анатолия Кашпировского.
Его популярность была фантастической - телепередача "Сеансы здоровья врача-психотерапевта Анатолия Кашпировского" транслировалась даже во Вьетнаме.
В 1995 году психотерапевт принимал участие в переговорах между властями и захватчиками во время террористического акта в Будённовске.

• Рыночные реформы изменили рацион питания россиян.
 Здоровое и сбалансированное питание было доступно лишь 20 % населения.
В структуре потребления снизилась доля продуктов, богатых животным белком (мяса, рыбы, молока и яиц), возросла доля картофеля и круп.
Например, потребление мяса сократилось с 75 (1990 год) до 45 (1999 год) килограмм на одного человека в год.
 А молока и молочных продуктов  — с 380 до 215 килограмм за тот же период.
То же было и с сахаром и яицами.
Однако потребление хлеба, муки, крупы, бобовых и кар¬тофеля, наоборот, росло.
Такая ситуация неизбежно сказывалась на здоровье малообеспеченных людей, в первую очередь пожилых.

***

1990-е не зря называют именно «лихими».
Бесконечные усилия, чтобы прокормить семью, ужасные жилищные условия, безработица, холод, плохое качество товаров и страшная реальность за окном. Кругом беспредел, серость, уныние, нищета и мысли о том, как прокормиться.
Зимой холод, бесконечный холод и темнота. Отопления нет, горячей воды нет нигде, свет отключают постоянно — то на пару часов, то на пару дней. Не работает ни обогреватель, ни электроплитка, ни телевизор.
Фонари на улицах не горят, лифты не работают, мусор не вывозится неделями.
Люди не получали зарплаты и пенсии по полгода.
 В магазины никто ничего не завозил — покупать-то некому и не на что.
Страшно было заболеть. Ведь  в больницах не было ничего — ни лекарств, ни расходников, ни постельного белья, ни питания, ни посуды, ни горячей воды. Надо  было самим  принести не только еду, кружку, ложку, тарелку и постельное бельё, но и все лекарства, шприцы для уколов, капельницы, бинты и вату. Вообще всё это надо было купить самим.
Кругом резали друг друга. По ночам иногда слышны были выстрелы и взрывы. На городских  кладбищах появлялись целые аллеи могил бандитов.
В ресторанах, в которые простых трудяг и понюхать бы не пустили, гуляли ельцинские выкормыши — нувориши и чиновники. Но иногда убивали и их. Там было трудно разобрать, кто чиновник, кто бизнесмен, а кто бандит, — обычно это были смежные профессии.
Это было время, когда все выживали,  как могли.
Грань между правильным и неправильным, законным и незаконным, честным и нечестным была слишком тонкой.
Однако люди старались адаптироваться к новой жизни и искать в ней положительные стороны.