Протва - о происхождении и значении слова

Сергей Курочкин 3
     См. начало:
     С миру по нитке - Голяди рубаха...
     http://proza.ru/2024/03/14/1774

     Как-то раз, дело было в Испании, пытался купить головку сыра и в меру знаний языка, улыбался и показывал на пальцах, сеньора - нет, Вы не так поняли - на витрине её нет, а я хочу целую. Ну, как вы не поймёте?! В итоге получил что хотел (откуда-то принесла), а спустя время понял - у них нет такого понятия «головка сыра». После чего начал лучше понимать басню Крылова за «кусочек сыру», сопоставляя его с цельной головой. Там вообще много чудес, там икра - рыбьи яйца называются, там рыбы навалом любой, а икры как у нас нет. Сырая курица у них - «галина бланка» (белая), а священник - la cur (ля кур), а у нас куръ - петух на др.русском. Что называем курицей, сами знаете. Как попал кур в ощип, вряд ли. Многие вещи представляются наоборот, даже не двусмысленно, а переворачивая пол - потолок. Яйцо или курица - там вопроса не стоит, испанцы заточены на культ Марии (покровительница королевства), там 95% католиков, а Галисия - северная земля, возможно, названа в честь «галина бланка», не знаю. Но там и Луго и Толедо есть, там много чего есть из топонимики России (встретим ниже), но это не означает, что испанцы были первыми поселенцами на реке Протве (приток Оки) в качестве племени людей Голедь. О чём безуспешно, но настойчиво пытается доказать племя балтов, которого никогда не существовало.

    Вороне бог послал кусочек чиса... (cheese)
    И с ним была плутовка такова...
    Из всех сыров на памяти Чингиса
    и области осадка целых чисел:
    Но, где-то же осталась - голова?

    Просто сыр по-монгольски - бяслаг - "б кость осадок" (одно из значений), и о происхождении продукта можно легко догадаться, в этом слове кроется вся его история от первого числа. Я сейчас буду приводить примеры переводов из белорусского языка на русский или с русского на сербский и наоборот, и, можете сами убедиться, чей язык держит в памяти этимологию мест. Даже покажу варианты трактовок на монгольском языке, коль мы - Великие и несколько веков были монолитом от 1219 года - года явления «ига». Если язык способен объяснить значение слова, значит это слово - родное ему. Вот и вся культура. А отголоски эха по миру - обычная смена Заветов, ничего более, а люди как жили на этих местах, так и живут. Балты делят шкуру неубитого медведя, об их потугах писал басню Лафонтен, когда они себя балтами ещё не называли - племя искусственно выведено пером масонов совершенно недавно. Такие подпевалы им, как лингвист д.н. Топоров (этимологии своей фамилии не знающий)  и др. члены кружка успели много нагадить супротив российской идеологии и истории, вообще. Товарищ Топоров с фамилией от топора, что означает - "балт" - буквально (балт=топор). Что же вы хотите? Чтобы Пушкин переписал Балду - это невозможно. Надо вбить в голову, что русский язык от Создателя и он первичен, а потом уже христианство, религия и коммунизм - из язычества. А им хоть кол теши на голове. Эту статью об этимологии Протвы начал с морали - если не будем себя любить и уважать, законный вопрос, кто полюбит нас? Когда писал статью о голяди, а она получилась неприлично раздутая, не решился вставить некоторые мысли о Протве. Однако с неё начал: «Сообщение о голяди на Протве позволяет засомневаться в том, что голядь является этнонимом, особенно в сочетании «люди Голяди» (с большой буквы)». С этой строки продолжу.

      Протва - река в Московской и Калужской областях России, левый приток Оки. Начало у Гальчино ( деревня в Московской области). Длина - 282 км, крупнейший приток - Лужа. На Протве - города Верея, Боровск, Обнинск, Жуков, Кремёнки, Протвино. Происхождение названия и значение слова остаются неясными. Был выдвинут ряд версий: от слова Поротва (в духовных и договорных грамотах великих князей Руси XIV-XVI веков); из Пърты - «проход, брод, мост» (лат. portus «гавань, убежище», лат. porta «ворота, дверь»), о балтийском происхождении слова (окончание на -ва) плюс упоминание в Лаврентьевской летописи о проживании в бассейне реки балтоязычного племени голядь. Каким образом сочетаются голядь и Протва? Протвино - да, это обычай русских приписывать свои города к воде. Калуга - Калужка/Лужа, Усть-Луга - Луга, Луга - Луга, Протвино - Протва. А если Москва на Москве - это Литва? Потому что -ва, но писали Moskov. Впервые река Протва упоминается в летописях в 1146-1147 годах. Напомню, это год основания столицы нашей Родины, порта пяти морей! Не скрою, бывал и в Порто, и портвейн Португальский пил, но он такой же сладкий, как и Кагор... И я сазу понял, что спорт и порно - одного корня и поля с Протвой. Они у нас всё спёрли. Пърты - упёртое слово и открывается через белорусский язык: Пърты (русск.) - П'рты (белор.) = јеби се; Jeb na teba (пошел на **й), Jebi se - взбесилось на всех языках сразу и чисто по-христиански. Найдётся ли у балтов аргумент более убедительный и весомый? Пифагоровы порты - во все стороны равны! Штаны называли портками, это такая одежда, которая прятала голень, а шорты - открывали голень. А с малой буквы: п'рты - p'usta, usta, п'усти... А свято место пусто не бывает! В этом наше отличие с южанами. Ещё в головном уборе и знании Могучего языка предков, иногда думается, что это из-за него Россию называют Великой.

      Пърты - упёртое словцо,
      но открывается по-русски,
      как мост и арка для ловцов,
      не разводной, парящий в чувствах...

      При определённых обстоятельствах было упомянуто имя Москва. Впервые Москва упоминается в Ипатьевском (читай Киевском) летописном своде. В нём говорится, что в 1147 году удельный князь Юрий Долгорукий (один из сыновей Владимира Мономаха) пригласил новгородского правителя Святослава Ольговича, на пиршество «в Москов». Святослав - сын Олега «Гориславлича» и отец Игоря (героя Слова о полку). Полное название: «Слово о пълку Игорев;, Игоря сына Святъславля, внука Ольгова». Почему предыдущая статья и получилась раздутой - в ней подробно рассказал, кто эти герои и даже значения некоторых имён. Рассказывать о Протве, не касаясь Москвы - невежественно и невежливо, ведь все же понимают о чём речь и что этим балтам надо. Европа привыкла жить грабежами, но лавочка закрывается, что дальше? Земли Левобережья и северо-запада - совершенно отдельная история, католики в «край язычников» попали впервые в 1292 году (история Выборга), а Кукшу печерского умертвили на Зуше (приток Оки) в 1113 году. «Как бесов прогнал, и вятичей крестил» - там история короткая - «Брат наш Кукша нынче на рассвете убит». Пришёл весной из Киева, ставил скит на берегу, а осенью убили. Так принимали крещение язычники, жившие на Калужской и Орловской земле. Только до сих пор остаётся неясным,  когда же на самом деле уверовали в Христа язычники - вятичи? Если уверовали и если язычники. А тут ещё голядь между ними, которую надо убить, по мнению Долгорукова, основателя Москвы и православного. Католики всегда действовали по принципу расчленить - пример Венгрии в среднем течении Дуная, совершенно чужого по культуре племени.

      Православная вера - восточная мало чем отличается по большому счёту от язычества, те же ряженые, те же заклинания и волхования, вместо идолов - иконы. Да и католики не далеко ушли, разве вместо свечек лампочки загораются, но не бесплатно - 20 центов надо опустить в волшебный автомат. Ну, если реально посмотреть на вещи трезвым взглядом, хрен редьки слаще. И в этом ничего плохого или хорошего - идёт процесс. Под словом вера надо понимать - православие, под словом религия - католиков (и язык их - Lingua, и они такие же язычники, отчего и слово - религия). Олег Святославич - представитель Веры - чекан монеты говорит о том ясно (к слову о Черниговской земле). Отмечаем Масленицу, к тому слову, эта неделя - сплошные гуляния. Хоть и не всегда совпадает с астрономической весной (церковь сдвинула время проведения, она спорит с природой, дай ей бог силы и старания, но пасху назначают по прежним дедовским приметам - приходу тепла после еврейской), люди голядь продолжают отмечать Масленицу - провожать зиму и встречать весну. А в Илье Пророке легко угадывается языческий бог Перун, герой любимых сказок. Боян - внук Велеса (старые времена), Ольговичи - внуки Даждьбожии (солнечные) сошлись в битве со Стрибожьими (внуками ветра). В это время, с XII века по XV - начинают вырисовываться границы - сбора дани, я бы так назвал начало христианизации и как продолжение - войны под тропарями и кондаками перешли в борьбу за ресурсы. Красные линии выстраивались по естественным границам на расстоянии полёта стрелы, нешто ныне. Со второй половины XII века часть реки Протва принадлежала Смоленскому княжеству, а среднее и нижнее течение - Черниговскому княжеству. А после «Батыева нашествия» - Батый тоже внук - территория бассейна реки входит уже в сферу влияния Рязанского княжества, а в первой половине XIV века Протва становится пограничной между Московским и Рязанским княжествами. Ближе к теме о Протве - начало реки у деревни Гальчино.

      Название деревни Гальчино - Гальчына (белор.) = Девочка, M;dchen, дівчина, Djevojka, Кыз (тат., каз., кирг.), Chica (исп.), Dziewczyna - на всех языках. То есть не бабушка, а возможные ассоциации - с молодостью, Новым Заветом и переходом с Вас на ты в обращении. От «Девочки» начинается Пърты, что естественно - в ногу со временем: «Упарите Вас». В этих двух словах - вся история от мифа с Зевсом (пар - буквально) через воспоминания апостола Андрея о банях (31 г. на Волхове) до изречения, кто парится - тот не старится! Иван Грозный в спорах с римскими легатами всегда приводил этот довод о Первокрещении, а тем и крыть было нечем. Но, видимо доводы Годунова и Лжедмитриев оказались сильнее - не смог Иван Васильевич убедить Романовых. А прозвище Грозный, как помним, носил ещё его далёкий предок по линии Рюриковичей, князь киевский за 4 века до смены династии. Этимология Протвы (пърты - пар/ты/вас) ничем не отличается от названия горы Парнас у которой район Парголово - "пар в Голову" - вдоль Ольгинской дороги в Петербурге.

      Так что же в этой деревушке Гальчино, такого есть, что она стоит от истоков Протвы, но её никто не замечает? Завет - есть нарок (Коран наоборот), или наказ от старших, как жить детям. Но любовь - страшная сила, полюбишь и козла (кацап - на сербском), а любовь - наше всё. С ума сойти, особенно парням в монастырях. А в монастырях иноки от слова -ин, способного воспроизводить себе подобных? В том-то и дело, сочинять краеведение в отрыве от топонимики, абстрагируясь от неё, получается неубедительно. Как можно было писать о голяди, не раскрыв этимологии Протве? Хотя, переход с Вы на ты через брудершафт с братским поцелуем допускался. У молодёжи свои правила поведения, а неугодных жён цари отправляли в монастырские покои. А монах не мог вернуться в свет князем, хотя примеры тому были. И вот явление Галины от истока. Тем более - Гальчына - сына-бога-хана-как хотите, но имя истины есть и в ней. Корень -чына/чина в названии деревни (Гальчино/Гальчына), также у Темучина, у мужчины и даже чина - китайца. Один пояс, что называется, один путь - с дивчиной. А это и есть голядь - самоназвание по воде (гол - ол - первичное), затем остальное: голд - злато. В любом деле должна быть какая-то логика, если строим дом - начнём с крыши?

      Из сети пользования: «Голядь (др.-рус. гол;дь) — балтоязычное племя, обитавшее, согласно древнерусским письменным источникам XI—XII веков, в верховьях реки Протвы, левого притока Оки, между землями вятичей и кривичей». Это как? Допустим, так оно и было, повторяться не стану - есть размышления по этому поводу, см. статью «С миру по нитке - Голяди рубаха...». Переводится термин: гол;дь - голень(русск.) или злато(серб.), оба перевода не противоречат. Звучит прозвище гол;дь, напомню - голд.  Наилучшим образом, подходит под определение «голяди» (голд/злато), перевод - река. Сравните: водная гладь, а бежит, глажу - Глашу (племя голядь), она голая лежит. Лишь дрожит луны дорожка, серебро дороже злата. Мне Глафира строит рожки - у неё ума палата. Рожки - это когда два, один из переводов Протвы - двойственен (пар вас сдвоями). Загляденье! люди Голедь исцеляются водой, цель - здоровье, что же боле? Пар столбом по-над Протвой... Лёд, леди (дама) и пласт др. слов от голяди.

      Итак: гол - цель, река; вторая половина слова (на ад похожа - эдь звучит) ;дь - Хоць или Хотя (женщина). В значении: Хоть - Дева, любимая, богиня, отсюда наша похоть, наше желание - хочу. Слово о пълку Игорев;, Игоря сына Святъславля, внука Ольгова: «...спала Князю умь по Хоти, и жалость ему знаменiе заступи, искусити Дону великаго» ... «Кая раны дорога, братiе? Забывъ чти и живота, и града Чрънигова — отня злата стола — и своя милыя Хоти — красныя Глебовны свычая и обычая? ... въстала обида въ силахъ Дажь-Божа внука, — вступилъ Девою на землю Трояню.» - Это было за 34 года до явления свету исторических «моголов» (великих).

      Гол, голень, в свою очередь обогащает исследование очередным переводом: голядь - голень - главный - бог..., кто бы это мог - быть? Конечно, Чингисхан. Буквальный перевод: Чин-гис-хан - «истинный плохой король». Чиз Хаан - Якутский дед мороз (чиз - сильный холод) и т.п. Про Великого хана лучше написать отдельно статью, но в нашей истории о речке он не забыт. В русском языке - ничто не забыто и никто не забыт. Вот как это было: Temudschin - Чингисхан (собственное имя Тэмуджин, Темучин, Темучжин), термин устрашающее непонятен, столь же и примитивен. Этимология прозвища простая: Temud schin = Бог голень (буквально);  голень - Главный, головный, голова, также голядь. Рядом есть Головино. А голень - река, вот и всё.

       Может, Вы не поняли, но это дословный перевод слова голядь: гол ень = "река, вот и всё".

       15.03.2024, Санкт-Петербург

Слово о пълку Игорев;, Игоря сына Святъславля, внука Ольгова
http://proza.ru/2016/01/30/127