Острогино

Владимир Пожидаев
Острогино. Что означало в древности это слово? 


В словаре В. Даля приводятся два основных значения:

Острога – рыболовное орудие вилами, обычно тройчаткой, иногда шести и более рогах.
Острога – острый мыс.

Любое обжитое пространство: луг, поле, пустошь, починок, деревня, село, как и человек, имело своё имя, кому-то принадлежало и обязательно вносилось в писцовые книги.

В уездах Северо-Западных княжеств и Московского селения с названием Острогино встречаются в писцовых книгах, начиная с 15-16 века: Можайск, Тверь, Псков, в Горетовом стане (вотчина Шуйских, район современного Петрово-Разумовского), в Сетунском стане (район Строгино).
Скорее всего все перечисленные Острогино были местом сбора и охраны княжеской (боярской) дани, острогом, где жили служивые люди. До конца 15 века существовали самостоятельные удельные княжества и между ними шли распри, набеги и грабежи. Только к 1495 году Иван III намного уменьшил влияние удельных княжеств, прибрав к себе их земли, силой подчинив их к себе.
При Иване Грозном разбойники, не говоря уже об опричниках, нападали на деревни, воровали, убивали крестьян и бояр, забирали их имущество и скот.
Село Острогино до конца 17 века было огорожено крепостными стенами. Путешественник Таннер, побывав в селе Острогино в 1678 году, называет его городом.

Острог в старину – это не тюрьма, а жилой кремль. Укреплённое ядро исторической части поселения. Острог первоначально служил защитой населения от диких зверей и разбойнических княжеских набегов. По мере уменьшения угрозы нападения вокруг острога строились избы посада, а защитные стены острога разбирались по мере износа.

Связывать это название с рыболовной снастью – с острогой – никак не соответствует здравой логики. Получается, что думы людей того времени были заняты только тем: как бы им увековечить «кормящую» острогу в названии своих поселений, тем более, в разных удельных княжествах. Словно «острога» была центром их жизненного круга, и христиане, как «язычники», поклонялись идолу остроге. Перещеголяли даже вятичей, которые до этого не додумались.

В древние века рыбы в реках было очень много и её ловили бреднями, сетями. Ещё в 17 веке в реке Москве водился осётр. Длина осётров была от 1,5 до 3 метров. Осётра, попавшего в сети, легче было затащить в лодку при помощи изогнутого железного багра на деревянной ручке. Остатки таких железных багров найдены в раскопках многих средневековых поселений, к примеру, на Старой Ладоге. Острогино, если следовать рыболовецкой версии названия, скорее должны были назвать Багрово. Но почему-то так не назвали. На глубине русла реки осетра били особой острогой (гарпуном, слегка закреплённым на шесте), к которой привязывали длинную веревку, второй конец к лодке. Осетр пытался освободиться, но рыбак подтягивал верёвку и вытаскивал осётра в лодку.

Но, к счастью, древние жители села Острогино здесь не при чем, рыболовная версия названия Острогино появилась на свет в 90-годах 20 века при принятии герба района Строгино без учёта мнения неутомимого исследователя московской старины, знаменитого священника, церковного историка Скворцова Николая Александровича, который гневно осудил «баснописцев», укоротивших само название «Острогино» на «Строгино».

Может быть, прислушаться к мудрым словам Николая Александровича и восстановить историческую справедливость: переименовать Строгино в Острогино?