Молодое вино, ставшее уксусом

Сергей Миронов 7
Мой город по праву не только культурная, но и театральная столица.
В Питере более сотни театров.
Больше нет ни в одном городе России.

Причем, я уверен, что для насыщенной театральной жизни и удовлетворения самых разнообразных вкусовых запросов в шестимиллионном мегаполисе и этого количества маловато будет.
Ведь большинство из них -это камерные театры с залами, вмещающими от одной до трех сотен зрителей.

Вот, в такой зальчик на 108 мест в театр со странным названием Суббота, нас и занесло волей случая.
"Окна, улицы,подворотни", такое мудреное название авторы дали этому представлению на 90 минут без антракта.
В рекламе сайта театра эта постановка обозначена, как "культовая", не больше и не меньше!

Зрительные места вытянуты вдоль сцены в несколько рядов амфитеатром, причем первый ряд вровень и почти вплотную со сценой.
Можно не только услышать дыхание,в деталях рассмотреть мимику и выражение глаз актеров, но и в прямом смысле потрогать их руками.
Доверительность и откровенность, как в бане!

Еще пока зрители рассаживались и делали пробное прокашливание, дуэт гитаристов в углу сцены в пол голоса напевал популярные мелодии 70-х, чтобы мы успели проникнуться атмосферой тех лет.
Это как-то меня сразу насторожило.

На эти годы пришлась моя юность,со всем буйством переживаний, ощущений и красок!
Естественно, что к этому времени у меня отношение трепетное, его мельчайшие детали мне дороги, и никакого вранья и даже приблизительности на эту тему я не приемлю!

Уже после спектакля пытался найти автора драматургии, но не нашел.
Видимо это коллективное творчество.
Если воспринимать его просто, как связка между номерами хорового пения, то особых претензий к сюжету нет.

Однако с первых сцен выясняется, что перед нами попытка нарисовать коллективное лицо целого поколения, к которому я считал до этого момента, что принадлежу!
Хоть и в отдельно взятом Ленинграде тех лет, хоть и на отдельно взятом Васильевском острове, любоаь к которым постоянно демонстрируется на уровне, граничащем с религиозным фанатизмом!

Но у меня сложилось такое впечатление, что это какой-то другой Ленинград, и какой-то другой Васильевский остров, а не те, в которых я жил и живу.
Главная героиня, моя коллега, тоже художник, от лица которой ведется основное повествование, хороводит в дворовой полублатной компании, где все девочки и мальчики сплошь иногородние лимитчики, понаехавшие завоевывать город на Неве.

Хоть за каждым персонажем есть своя небольшая сюжетная линия,обозначены они довольно схематично.
Девушка, ждущая своего капитана на пристани, парень-алкаш с непроходящим синяком под глазом, девушка, на которой никто не женится, парень хулиган, девушка-работница на конфетной фабрике, парень-уличный приставала,девушка с Урала, тетя-Запрет и даже девочка-собачка!

В городе, в котором я жил, такое было в принципе невозможно, не потому, что коренные питерцы тех лет как-то чванливо сторонились лимиты.
Просто, даже между местными жителями,учащимися вузов, тем более творческих, и рабочей молодежью лежала такая пропасть, с точки зрения приоритетов,интересов, вкусовых,музыкальных и культурных предпочтений, что такая дружба была в принципе невозможна!

У каждой этой прослойки была своя тусовка, которые не пересекались и даже враждовали.
Тем более,если в эту компанию, по фантазии создателей,затесались такие колоритные персонажи, как цыганка Аза и кавказец Чингиз.
Цыганка, на всякий случай, приехала поступать в театральный, а кавказец работает на стройке.
Каково?

В городе в котором я жил, цыганки попрошайничал и гадали на вокзалах, а кавказцы торговали на рынках.
А здесь Аза мечтает поехать на БАМ,а Чингиз управлять строительным краном.
Но житейская правда, видимо, драматургам показалась серой и неинтересной, поэтому вся эта разношерстная компания дружно распевает бардовские песни, прерываемые выходами тети-Запрет с ее низменным "Низ-зя!"

Ну, не пели во дворах эти песни!
В городе,в котором я жил,пока не появились портативные кассетные магнитофоны, репертуар дворовых менестрелей был либо блатной, либо перепевал хиты групп Beatles и Rolling stones.

Про Солнышко лесное и Ах, Арбат, мой Арбат пели гнилые диссиденты, собираясь на кухнях.
За полвека, что прошли со времен действия в спектакле, отношение к этим песням у меня лично изменилось с плюса на минус, когда увидел, что сотворили со страной те, кто распевал на этих квартирниках-"Возьмемся за руки, друзья!".

Ни одна из сюжетных линий не получает какого-либо логического развития и разумного завершения, кроме того, что девушка с Урала уезжает домой, Алкаш выпадает из окна, девочку-собачку убивают добрые люди, а художница выбрасывает свои картины!
При этом в финале все поют о Васильевском острове, который почему-то сорвался с якоря и поплыл.
Куда?

Эта история могла бы получить драматическое звучание и стать событием,если бы авторы действительно задались целью показать трагедию лимитчиков,отдавших свою юную энергию,тяжкий и неблагодарный труд,лишь бы закрепиться в этом городе,и вынужденных покинуть его в Перестройку!
Но в итоге мы увидели ностальгический коктейль с романтическим флером.

Ощущение, что меня пытались обмануть сменилось тревогой за очень неплохих артистов, которые были заняты в этом представлении,и старались изо всех сил!
Их искренность и горящие глаза с такого расстояния трудно было не заметить.
Выходит, их тоже обманули!

Им тоже внушили, что так и было на самом деле!
И некому им теперь рассказать,что выдуманная, вычурная,целиком высосанная из пальца жизнь, которую их заставили разыграть на сцене, не имеет ничего общего,и совсем не похожа  на реальный мой город,в котором я жил,Ленинград 70-х!

Санкт-Петербург.03.2024г.коллаж автора.