Блокадный мотив, русский ноктюрн

Александр Лаврентьев 2
БЛОКАДНЫЙ МОТИВ
русский ноктюрн

 Зимой 1942 года умер от истощения мой дед. Это был крупный импозантный мужчина, безусловно нравился женщинам и не был поэтом, а был стоматологом. Перед тем, как отдать Богу душу, он лежал "в поносах и вшах", и не было воды, чтобы его помыть. "Полведра наберу из проруби, да половину и пролью, пока несу, скользко, падаю" - вспоминала тётка отца. Тело моего деда она стащила по лестнице вниз, за ноги, и запомнила, как стучит по ступеням бесчувственная голова.

Я не знаю, напишу ли когда-нибудь подробно о ней, "тётке отца".
Напишу главное. Её муж погиб в первые дни войны. Её сын погиб в 1943 году., под Ельней. "Он был командир орудия, высокий был... Его снайпер и убил" - её слова.
Она работала воспитателем в детской колонии в Стрельне ("Мужчины не справлялись, а мне куда деваться?")  и не любила вспоминать воённые времена.

Я не сразу осознал, что блокада Ленинграда - это событие (явление) совершенно особое, отличное от всего, что было в ВОВ. Так, где шли бои - так всё "по-человечески": они убивают, их убивают... понятно. Нет основного - унижения. Подавления человеческого достоинства. В блокаду было именно это - подавление человеческого достоинства. Сытые немцы морили голодом ленинградцев. При этом даже не представляют, что такое голод. "Царь-голод".
Вот это - НЕ ПРОЩАЕМО. Тут нет срока давности.
Тут - только искупление... фантастика, конечно.
Возьмите, к примеру, Гамбург, и - посадите на блокадный паёк.
На те же 900 дней.
Тогда будем квиты.