О фильме Нимфоманка Ларса фон Триера

Евгений Чернецов
Очень многие люди этот фильм смотреть не стали, но активно его осуждали, шипя о нравственности и грехе. Люди эти, прежде всего, выставили себя в достаточно неприглядном свете, потому что осудить и заклеймить позором проще всего, для этого много ума не надо, но наказания не решают проблемы преступлений. Можно осуждать героиню этого фильма, можно побивать камнями таких женщин, но они всё равно будут так себя вести. Кто-то из них будет этим хвастаться, кто-то стыдиться своих действий и пытаться их скрыть, но мало кто из них попытается разобраться в том, что с ними происходит и почему. Этот фильм как раз о том, как нимфоманка всё-таки решилась разобраться в себе при помощи беспристрастного теоретика.

Начинается фильм с того, что по пути из магазина теоретик интеллектуал, потомок евреев, живущий в крохотной неряшливой квартирке в лабиринте мрачных улиц какого-то британского города, нашел избитую женщину и хотел вызвать скорую помощь или полицию, но женщина попросила его никого не звать, а налить ей чаю, и теоретик пригласил её к себе домой, где за большой кружкой чая, она рассказала ему о своей жизни. И по поводу каждого эпизода у них возникали споры. Женщина выступала в роли обвинителя самой себя, а теоретик в роли её адвоката. Она рассказала о том, как с раннего детства интересовалась половым вопросом. Он отвечал, что это вполне нормально, делал отступления, ссылаясь на различные источники. И действительно, нет ничего необычного в том, что ребенку это любопытно, а подростку не терпится поскорее попробовать заняться сексом. К тому же у неё не было практически никакого контакта с холодной безразличной матерью, а отец, хоть и общался с ней, любил её, но это было не часто, да и он был алкоголиком. А если любимый родитель, проявляет слабость, а нелюбимый родитель всё всегда делает правильно, то это сильно травмирует ребенка.

Второй травмой для Нимфоманки был первый половой опыт. Ей нравился молодой человек, она чувствовала к нему влечение, и прямолинейно, что свойственно подросткам, попросила его лишить её девственности. Она видела, что он туповат, тщеславен и слаб духом, но она любила его именно таким. Он сделал всё, демонстрируя свое пренебрежение и равнодушие к ней. Это её, конечно, больно ранило. Сначала она из-за этого обозлилась на секс, но потом на свое чувство к нему, потому что на него самого она злиться не могла. Она поняла, что её унизили и обидели из-за её чувств, и захотела их уничтожить. Она знала, что если бы она ничего не чувствовала, к своему возлюбленному, то ему бы не удалось её обидеть, что бы он с ней ни делал.

Подруга предложила ей померяться женскими силами, посоревноваться в сексе, и они бегали по поезду и различными намеками предлагали мужикам пойти заняться с ними сексом в туалете. Зрителям это кажется дикостью, хотя им не показалось бы это дикостью, если бы на месте девиц были бы парни. Теоретик, который слегка увлекался рыбалкой, сравнивал эту охоту двух девиц на мужчин со своим увлечением. Тот же азарт, тот же кураж, схожие стратегии и тактики. Но Нимфоманку в этом привлекло то, что она занимается с мужчинами сексом и ничего не чувствует лично к ним, соответственно они не могут её обидеть, что бы они с ней ни делали, и у неё появляется чувство защищенности, безопасности, чего она не могла почувствовать со своей мамой, со своим возлюбленным, а со своим отцом она это чувствовала лишь иногда. Вместе с подругой, она нашла единомышленниц, и они начали путем случайных связей организованно протестовать против любви, которая делает людей уязвимыми, дает возможность каким-то глупцам и слабакам глумиться над сильными и умными. Участницам того клуба было запрещено сближаться более одного раза с одним и тем же мужчиной. Но клуб в итоге развалился, рано или поздно, протестующие против чувств, девицы всё-таки отдавались им, привязываясь к какому-то мужчине.

Далее Нимфоманка поступила учиться в медицинский институт, но психологические травмы и вызванные ими нарушения поведения и восприятия реальности сделали её слишком нервной, не способной сосредотачиваться, потому её отчислили, и ей пришлось искать работу. Во многих местах ей отказали, но в одной конторе неожиданно приняли, потому что там временно исполнял обязанности управляющего её первый мужчина, которого она так же пылко любила, но не могла себе позволить это ему как-то показать. Он хотел начать ей пользоваться, но она отвергла его домогательства, потому что знала, что ей будет очень больно, если он опять проявит к ней бесчувственность. Он решил не увольнять её, пока она ему не отдастся, доминировал над ней, используя служебное положение, но в итоге всё бросил и уехал, женившись на другой. И это опять ранило душу Нимфоманки. Пытаясь залечить эту рану, она тешила свое самолюбие связями со множеством мужчин.

Потом долго и мучительно на её глазах умирал от алкоголизма её отец, и это горе только увеличило её влечение к мужчинам, ей не нравилось, когда они пытались её приласкать, ей хотелось соития без каких-либо чувств, только тогда она ощущала себя в безопасности от той боли, которую ей причиняли люди, перед которыми она была беззащитна – её отец и её возлюбленный. Но судьба будто сжалилась над ней, и её возлюбленный вернулся, они случайно встретились, и у них начался роман и совместная жизнь. И её возлюбленный, знавший о её бурной половой жизни, боялся её неуемного желания, её чувств, боялся, что не справится, как неуверенный в себе человек, и сам попросил её ходить к другим мужчинам.

Она ему изменяла, он ревновал, нервничал, но молчал, начал бывать дома реже, дабы избежать конфликтов. Ей было стыдно из-за своей слабости, она не хотела принимать себя такой. Возможно поэтому, она вдруг перестала получать удовольствие от секса, который занимал в её жизни слишком много места. Она просто не знала, как жить без этого, потому у неё началась депрессия и, чтобы избавиться уже от депрессии она пошла лечиться к профессиональному садисту. До этого она ещё родила сына, но ребенок не занял главенствующее место в её жизни, как это случается у многих женщин. Это случилось из-за того, что с ней случилось ранее, из-за того, что психика её была искалечена. Садисту удалось вернуть ей чувственность, но за это ей пришлось заплатить слишком высокую цену, один раз уйдя на терапию, она оставила сына одного дома, и тот едва не выпал с балкона. Когда она захотела пойти на терапию в рождество, её возлюбленный поставил ей ультиматум, если она уйдет, то уйдет он вместе с сыном, и она их больше никогда не увидит. Она попрощалась с ними навсегда и ушла. Кому-то может показаться странным её выбор, но на самом деле выбора у неё не было. Она осознавала, что возненавидит и сына, и мужа, если останется, и всё равно рано или поздно куда-то побежит. В её сердце была огромная дыра, и заткнуть она её могла только тем ощущением безопасности, которое ей давал ей секс без чувств. Любимый мужчина, сын, домашний очаг эту дыру заткнуть не могли. А её возлюбленный просто был слабым для того, чтобы взять ответственность за разрыв на себя, ему захотелось быть жертвой, чтобы она была виноватой во всем.

Нимфоманка осталась наедине с главной страстью своей жизни и чувством вины за то, что она больна. На работе её ненавидели женщины коллеги, начальница отправила её на групповую терапию, где её убедили усилием воли оградить саму себя от своей зависимости, но это принесло ей только мучения, которые потом вызвали у неё протест и отождествление самой себя со своим психическим заболеванием, со своей зависимостью. Такое часто бывает с теми же алкоголиками и наркоманами, сначала ими движет уязвленное самолюбие в их увлечении выпивкой, потом это перерастает в зависимость, которая вытесняет из их жизней все остальное, а потом они утверждают, что их болезнь – это они и есть и лечение этой болезни является для них самоубийством. Чтобы решить проблему с работой, она начала работать коллектором, с помощью двух мордоворотов пытала должников сексуальным насилием. Анонимно вносила деньги на счет своего сына, и казалось, что жизнь её наладилась.

Однако, её куратор, убедил её завести преемницу, девушку проблемных родителей, сироту, неуверенную в себе. Он говорил Нимфоманке, что ей нужна преданная ей заместительница, которая, если надо, сядет вместо неё в тюрьму, если с не вполне законным бизнесом что-то пойдет не так. И две женщины, два одиночества склеились друг с другом, они понимали друг друга, сочувствовали друг другу. Но на сцене снова появился её возлюбленный. Нимфоманке поручили выбить из него долги, и она поручила сделать работу своей подруге, которая усердно помогала ей в её преступном бизнесе. И её подопечная молодая подруга влюбилась в её первого мужчину, у них начался роман. Этого удара главная героиня уже не могла выдержать, решилась на убийство этого мужчины, но пистолет не сработал, потому сначала этот мужчина её избил, потом занялся на её глазах сексом с её подругой, а потом эта подруга на неё помочилась, чтобы продемонстрировать свое превосходство.

Теоретик, слушавший эту историю, объяснил, что пистолет у Нимфоманки не выстрелил, потому что она не сняла его с предохранителя, сказал, что это она не сделал полубессознательно, потому что не была готова к убийству. Он полностью её оправдал, сказал, что большинство считает её грешницей не потому, что она ведет бурную половую жизнь, а потому, то она при этом женщина, мужчин за подобное совсем не осуждают, даже восхищаются их силой. Она почувствовала облегчение, посмотрела на себя с другой стороны, впервые после смерти отца она общалась с человеком так откровенно, так глубоко и ей стало ясно, что именно этого ей не хватало всю жизнь. Ранее она общалась в основном с мужчинами, которые видели в ней только сексуальный объект, но в ту ночь она говорила с пожилым девственником, которого к ней не влекло, как остальных мужчин, которому она была интересна без секса, который её ни в чем не винил, а просто нашел объяснение её поступкам. Благодаря этому она отделила себя от своей зависимости, от своей болезни, и поняла, что может и хочет от неё избавиться, и теперь ей есть чем закрыть дыру в сердце, оставленную единственным мужчиной, которого она любила. Но в конце фильма, теоретик, вдруг решил стать практиком, скинул портки и полез к ней. На старости лет ему вдруг захотелось попробовать. До этого начитанного интеллектуала не дошло, что он оскорбил ту надежду, которую дал этой женщине, потому в тот раз она сняла пистолет с предохранителя, и он выстрелил…

Конечно, многих зрителей возмутило обилие совпадений в сюжете этого фильма, которые делают этот фильм не вполне реалистичным. Я не думаю, что сюжет был списан с натуры, скорее он метафора. Триер применил условности и упрощения, чтобы понятнее донести свою мысль, подвергнуть сомнениям прописные истины, в которых мало кому придет в голову сомневаться. Да, местами, он грубоват в выражении этих мыслей, но иногда нужно рубануть с плеча, чтобы разрушить вековые стереотипы. Главной мыслью этой метафорической легенды является то, что осуждение и наказание поведенческих отклонений от норм не могут их исправить и искоренить, по той простой причине, что на действия, мысли, желания каждого человека воздействует несчетное количество различных внешних факторов, никак от человека не зависящих, что он может нести ответственность за свои действия и желания с мыслями, не больше чем любой неодушевленный предмет. Все явления в этом мире связанны причинно-следственными связями, потому обвинять человека в каких-то его действиях, значит винить его в том, что он родился не в том месте, и не в то время. Хотя, благодаря многим провокационным кадрам в этом фильме, большинство этой мысли не заметили, просто из-за шока. Стоит им увидеть на экране гениталии крупным планом, и их мысли полностью отключаются, а изо рта лезут проповеди о нравственности и необходимости ограничений. Триер хулиган, потому что, не смотря на возраст, остался молод духом и поэтому не может без того, чтобы подразнить глупцов ради своего удовольствия.