А. А. Ханжонков. Основатель Российского кино

Новосельцев Григорий Петрович
Александр Алексеевич Ханжонков, один из ранних организаторов кинопроизводства в России, родился в 1877 году в деревне Ханжонковка Екатеринославской губернии. Его отец, Алексей Петрович Ханжонков, был сотником Донского казачьего войска, а мать, Параскева Сергеевна Дмитриева. Ханжонков получил образование в Андреевской гимназии города Ростова-на-Дону. После окончания Новочеркасского казачьего юнкерского училища в 1896 году, он стал членом 1-го Донского казачьего полка в должности подхорунжего в Москве.
Во время Русско-японской войны 1904-1905 годов Ханжонков служил сотником. Однако заболел хроническим полиартритом и в 1905 году уволился из армии как подъесаул из-за проблем со здоровьем. Он получил выплату в размере пяти тысяч рублей, что тогда было значительной суммой.
В 1905 году Ханжонков, будучи отставным казачьим офицером, впервые с увлечением познакомился с кинематографом, посетив электробиограф в Ростове-на-Дону. Комедия "Точильщик", которую он просмотрел там, повлияла на него настолько, что он решил вложить всю свою увольнительную сумму в киноиндустрию. Он отправился в магазин "Братьев Пате" на Тверской улице в Москве, где приобрел проекционный аппарат. Там же он познакомился с Эмилем Ошем, который увлек Ханжонкова идеей организации торгового дома для проката иностранных фильмов в России. Однако их сотрудничество не принесло ожидаемых результатов.
Ханжонков решил не сдаваться и взял кредиты для создания собственной компании под названием Торговый дом "А. Ханжонков и Ко" в 1906 году. Один из поручителей компании был Иван Христофорович Озеров, известный банкир и будущий член Государственного Совета.
В декабре 1906 года Александр Ханжонков обратился в Московскую купеческую управу с заявлением о создании товарищества под названием "А. Ханжонков и Ко" с целью производства и продажи кинематографических лент, фонарей, картин, машин и других товаров. Он также вступил в брак с Антониной Баторовской, ставшей его партнером в торговом доме и соавтором фильмов. У них родились двое детей. Квартира Ханжонкова на улице Житной после ремонтов стала офисом, где он основал свой кинозал и киноателье. В 1907 году он начал съемки своего первого фильма "Палочкин и Галочкин". В следующем году в киноателье было снято несколько фильмов, в том числе "Песнь про купца Калашникова" и "Ванька-ключник". Ханжонков привлек режиссера и актеров из Введенского народного дома для работы над фильмами. В декабре 1908 года на экраны вышла первая художественная работа киноателье Ханжонкова - "Драма в таборе подмосковных цыган". Этот фильм стал очень популярным. В конце 1908 года Ханжонков отправил телеграммы иностранным фирмам с просьбой снять Мессинское землетрясение в Италии, что позволило российской публике увидеть разрушения, причиненные этим стихийным бедствием.
В начале 1910-х годов компания Александра Ханжонкова стала неоспоримым лидером российского кинопроизводства. На счету киностудии было уже более 30 художественных фильмов. В 1911 году состоялась премьера первого российского полнометражного фильма "Оборона Севастополя", созданного совместно Александром Ханжонковым и Василием Гончаровым. Главными персонажами фильма стали адмиралы Нахимов и Корнилов - защитники Севастополя. Интересно, что в фильме были также использованы документальные съемки о выживших участниках событий Севастопольской эпопеи. Сам фильм был снят с разрешения императора Николая II и представлен в Ливадийском дворце. Этот фильм произвел сильное впечатление на императора, и после премьерного показа он подарил бриллиантовый перстень Александру Ханжонкову. Компании Ханжонкова дали разрешение на съемки в любом месте Москвы, включая Нескучный сад - собственность царской семьи. После одобрения фильма монархом, "Оборона Севастополя" была успешно распространена по всей России и была приобретена прокатными компаниями Европы. В начале 1912 года компания Александра Ханжонкова была преобразована в акционерное общество "Ханжонков и Ко" с капиталом в 500 тысяч рублей. В этом же году киностудия выпустила в прокат первый в мире мультфильм, снятый в объемной кукольной мультипликации - "Прекрасная Люканида или Война усачей с рогачами", созданный Владиславом Старевичем. Этот фильм был популярен как в России, так и за ее пределами. Компания Ханжонкова также создала научный отдел для съемок образовательных, видовых и этнографических фильмов. Также компания выпускала ленты по разным научным темам, таким как электромагнитные волны, электрический телеграф, динамо-машина и пьянство. Компания также издавала журнал "Вестник кинематографии", а позже "Синема" и "Пегас", в которых публиковались статьи о кино, театре, музыке, литературе и современной культуре.
Александр Алексеевич Ханжонков обладал уникальной способностью созывать творческие группы из исключительно талантливых кинодеятелей. Он сотрудничал с такими известными режиссерами своего времени, как Петр Иванович Чердынин. Именно Ханжонков открыл актеров Веру Холодную, Витольда Полонского, Ивана Мозжухина и многих других, которые стали знаменитыми по всей Российской империи. В его фильмах принимали участие и артисты театра Константина Станиславского, который восхищался творчеством Ханжонкова. В 1913 году он был награжден орденом Святого Станислава II степени за свой значительный вклад в развитие российского кинематографа.
В 1913 году Ханжонков оказался прикованным к инвалидному креслу из-за хронического полиартрита, который он получил во время Русско-японской войны. Несмотря на это, он продолжал активно работать. Созданные им исторические фильмы, особенно во время Первой мировой войны, имели ярко выраженное патриотическое настроение. Среди таких фильмов были "Ермак – покоритель Сибири", "Жизнь за царя", "Русалка", "Боярин Орша", "1812 год" и "Царь Иван Васильевич Грозный". Перед революцией 1917 года, Ханжонков по-прежнему полагался на произведения великих отечественных писателей при создании новых фильмов. Так возникли фильмы "Дворянское гнездо", "Наталья Ростова" и "Пиковая дама".
Весной 1917 года Ханжонков оставил кинопроизводство в Москве на свою жену и отправился в Ялту, где организовал полноценное производство фильмов. Революция внесла серьезные изменения в его жизнь. В 1919 году после национализации кинематографа он потерял свою компанию в Москве. Однако, он продолжал работать в Ялте, где снял 17 фильмов, включая "Море", "Сказка весеннего ветра", "Звезда моря" и "Великий Аспид".
После поражения Русской армии генерала Врангеля, Ханжонков эмигрировал в Константинополь, а затем в Милан и Вену, где пытался возродить кинопроизводство и исследовать создание звуковых фильмов. В 1922 году он вернулся в Москву по приглашению акционерного общества "Русфильм", но его компания закрылась без начала работы. В 1925 году он женился второй раз и работал консультантом "Госкино" и заведующим производством "Пролеткино".
В 1926 году Александр Хонжонков, вместе с группой руководителей "Пролеткино", был арестован по обвинению в финансовых нарушениях в организации. Несмотря на то, что дело было подстроено, Хонжонков был приговорен к 6 месяцам тюремного заключения, с привлечением внимания общественности, и затем амнистирован прямо в зале суда. Тем не менее, ему были лишены гражданские права и запрещена работа в кинематографической сфере. Таким образом, Хонжонков, ограниченный в своих действиях из-за инвалидного кресла и с ухудшением здоровья, был вынужден покинуть столицу и вернуться в Ялту, где ему предоставили проходную комнату.

В 1934 году Хонжонков, находясь в крайней нужде, лично обратился к председателю кинофотоуправления СССР Борису Шумяцкому с письмом, в котором просил помощи в выходе из трудного положения и включения его в кинематографическую семью полноправным ее членом. Вскоре после этого письма Хонжонкова реабилитировали, и он получил персональную пенсию. Этот небольшой, но стабильный доход позволил ему заняться написанием своих мемуаров, которые были частично опубликованы в книге "Первые годы русской кинематографии" в 1937 году.

Во время оккупации Крыма немецкими войсками в 1941-1944 годах Хонжонков с женой остался в Ялте. Он скончался через несколько месяцев после окончания Великой Отечественной войны и был похоронен на Ливадийском кладбище. Впоследствии его останки были перезахоронены на Поликуровском холме, где похоронены другие российские знаменитости.