Норма в Нарме

Николай Скулов
          
     Огромное спасибо всем организаторам удивительного и грандиозного фестиваля «Музыкальная экспедиция», которые  выбрали село Нарму Гусь-Хрустального района для проведения этого концерта. Это был не просто «концерт на открытом воздухе». Это была символическая, божественная, удивительная, вселяющая надежду  акция – концерт серьёзной классической музыки на фоне возрождаемого Крестовоздвиженского Храма  в возрождаемом селе Нарма. 

       В 19 веке это было бойкое торговое место, рядом с перекрестьем старых торговых путей и железной дороги. Поэтому храм села до сих пор поражает своей масштабностью.
       Следует отметить, что храм не был разграблен в лихие 30-е годы ХХ века. С начала шестидесятых, храм, после закрытия, ревностно обороняли от набегов вандалов местные бабули. Однако время шло, бабули старели, уходили в мир иной. В лихие 90-е годы их оставалось всего двое - баба Марья и баба Евдокия. Здание местного Нармского ФАПа стояло еще совсем крепкое, с печкой - открывай и работай. Целым было и  здание магазина, где ежегодно летом "квартировался" один дедуля – «дачник» из Москвы. Его отношения с местными жительницами достойны отдельного рассказа... Но в начале "нулевых" - жизнь Нармы прервалась. Дай БОГ не надолго!

        Впервые село Нарма упоминается вместе с деревней Бутылки  в писцовых книгах Василия Кропоткина 1637-48годов. Деревянный храм в честь Николая Чудотворца был построен в  1600 году. А новая каменная Крестовоздвиженская церковь была заложена 8 июля 1880 года и строилась на деньги прихожан. Главный иконостас был освещен 13 сентября 1888 года.
В 1905 году село входило в состав Бутыльской волости Касимовского уезда Рязанской губернии, и имело 8 дворов при численности населения 45 человек.
В 1926 году с образованием Гусевского уезда Владимирской губернии  Нарма вошла в его состав.

        Храм и само село возрождаются усилиями истинных патриотов: священнослужителей, православных прихожан, волонтеров, стоящих палаточным лагерем рядом с Храмом  на протяжении пяти лет с весны до начала осенних холодов. Их сподвижническим трудом совершается чудо! Храм и село постепенно возрождаются… 

         В первую очередь для них и для местных жителей, простых тружеников села, для жителей и гостей района был организован этот концерт. Концерт классической музыки – не только как награда, а как символ возрождения…
         Для этого надо было подремонтировать дорогу,  привести за много километров и установить сложную конструкцию сцены, зрительские ряды, освещение, микрофоны и звуковую аппаратуру…

         Готовясь ехать на концерт я переживал: будет ли хорошей  погода, не усилится ли ветер, не заедят ли зрителей и музыкантов мещерские комары, как будут реагировать на сложные музыкальные классические произведения местные жители, не избалованные музыкальными изысками…
         На концерте собрался народ со многих деревень района: учителя, врачи, бывшие колхозники, клубные работники, предприниматели. Приехал и Дед с Иваном Николаевичем.

         Концерт состоялся 14 июня 2022года и длился  в вечернее время, когда солнце клонилось к закату. Легкие розовые от закатного света  облака  повисли над всем обозримом пространством: над величественным Храмом, над головами зрителей и большой крытой сценой, освещенной яркими софитами. Во всём царила атмосфера праздника. И, казалось, радовалась сама Природа: обступившие площадку перед храмом изумрудные сосны, с узловатыми янтарными стволами, черные дрозды, посылающие прощальные рулады заходящему солнцу. Но больше всего удивили стрекозы! Они – большие и маленькие, в огромном количестве повисли над головами зрителей, охотясь за комарами. Их было столько, что был слышен треск крыльев, когда они преследовали «спасающихся  бегством»  комаров. Благодаря стрекозиному «зонтику» зрители на время забыли про репелленты.

           Концерт вёл известный радио- и теле- журналист Артём Варграфтик.
Лилась музыка. Черные дрозды на вершинах сосен, сначала пытались своим пением соперничать со звучанием скрипки, альта, виолончели, фортепиано, гобоя, кларнета, голосами исполнителей романсов, арий и звуками аплодисментов, но потом постепенно затихли…
            С древних времен звуки  интересовали человека. Его стремление познать тайну звука привело к созданию музыкальных инструментов и самой музыки, как направления искусства, предназначенного для создания гармонии звуков, облеченных в мыслеформу, то есть музыкальных произведений! Недаром говорят:
           - Когда человек слушает музыку – он разговаривает с Богом … -

        Музыка всегда была неотъемлемой частью жизни человека и народа в целом – в его радости и горе, являясь отражением его мировоззрения, его взгляда на родную природу. В этом- то и заключается наше генетическое родство с народной  и классической музыкой, так как классические произведения всегда создавались на основе музыкальной культуры народа. 
        Во многих сказках народов мира положительные сказочные персонажи борются со злом с помощью волшебных музыкальных инструментов: дудочек, флейт, гуслей-самогудов. Недаром одна из самых знаменитых опер Моцарта называется «Волшебная флейта», сюжет которой, почерпнут из древних народных легенд о таинственной силе звука, а один из главных персонажей этой оперы  Папагено  - птицелов, знаток птичьего пения, осмелился вступить в борьбу с Царицей ночи, чтобы  с помощью волшебной флейты вновь обрести свою любовь.…
                Из древнегреческой мифологии пришел к нам бог света, златокудрый красавец Аполлон, который покровительствовал художникам, поэтам, певцам и музыкантам. Древние легенды рассказывают, как с серебряным луком за плечами и волшебной лирой в руках проносился он над морской пучиной, над горами и ущельями, разил стрелами злых врагов в образах безобразных чудовищ и, притрагиваясь к золотым струнам, пел торжествующую, победную песнь, которую подхватывали все птицы мира. Еще легенды  гласят, что Аполлон взрастил двух божественных сыновей:  Орфея и Эскулапа. Первый, как известно, стал покровителем музыкантов, другой – врачей.
              С глубокой древности была известна целебная сила звуков музыки, помогавших бороться с душевными и физическими недугами, что музыка успокаивает, умиротворяет, лечит, приводит в гармонию чувства. Этим  знанием активно пользовались жрецы, знахари и шаманы, врачи. Великий древне – греческий философ Пифагор Самосский (6 в до н.э.)  рекомендовал музыку для очищения души, а Аристотель (384-322 год до н.э.) написал трактат «О трагедии», где убедительно доказал, что посещение театрального представления,  вызывая страх, гнев, сострадание, заставляет зрителя переживать душевное волнение, тем самым очищая его душу, возвышая и воспитывая его. В другом трактате - «Поэтика» (VI), полемизируя с философом Платоном, Аристотель отмечал так же воспитательное и очистительное значение музыки, благодаря которой люди получают облегчение и очищаются от аффектов, переживая при этом, по его выражению, «безвредную радость».
      Так что умение слушать музыку и  звуки родной природы, это великий Дар данный человеку Богом для постижения Гармонии Мироздания и для построения Гармонии в душе…
 
      Музыка звучала более двух часов, солнце постепенно зашло за  кромку леса, потянуло сыростью. Стрекозы, подчиняясь «биологическим часам»  спрятались в траве и кустарнике. Комары осмелели и приготовились  взять «реванш».
      В это время зазвучала знаменитая Каватина Нормы – ария из оперы Винченцо Беллини «Норма».  Это одна из самых знаменитых, красивых и сложных для исполнения итальянских арий,  как считают музыканты. Феерия! Финал! Мурашки по коже! Тут уже не до комаров…
     Но вот концерт подошел к концу. Затихли аплодисменты и благодарственные речи. Потеряв Деда  с Иваном Николаевичем в самом начале концерта, скрывшихся где-то на задних зрительских рядах, я стал их искать, среди потока зрителей, потянувшихся к машинам и автобусам. Дед и  Иван Николаевич стояли у самой сцены и о чем-то увлеченно беседовали со знаменитым ведущим. В принципе это было в характере Деда. Его любознательности  нет границ. Поэтому я не стал вмешиваться в разговор, тем более что приехал не один.

      Через день, рано утром  я пришел на церковный колодец за водой и попал в дружеские объятия Деда. Дед стоял за самодельным верстаком в церковном сарайчике и мастерил новоё топорище.
       Я спросил о теме его разговора  с ведущим позавчерашнего концерта.
Дед буркнул: -  Хотел спросить. Да он сам не знает…-
Иван Николаевич пояснил с усмешкой, что Дед с самого начала горел желанием спросить, у кого-то из музыкантов, что означает одно  слово в третьем куплете его любимой песни «Как упоительны в России вечера».
Эта песня, естественно на концерте классической музыки не звучала. Но Дед, как человек, обладающий  художественным воображением, сразу  вспомнил слова этой песни, глядя на « закатный блеск»  летних облаков и соответствующую обстановку. Слова песни крутились в его голове и всё время «спотыкались» о непонятное «французское» слово «мамблетка». Я тоже сразу не понял суть вопроса. Но набрав на своём смартфоне текст песни, наконец-то выяснил, что Дед, на слух, учивший слова песни, не верно расслышал  вторую строчку третьего куплета: «…В закатном блеске пламенеет …», а Деду слышалось: «…В закат мамблетка пламенеет…». Смеху было в тот день много. Смеялся и Дед...