Выборы

Лидия Калашникова
ВЫБОРЫ
Много разных праздников в нашей жизни, но есть один, который я помню с детства. Он называется «выборы».
Это было давно в один из воскресных весенних дней в средине 50-х годов. Утром мы с родителями пошли на выборы. Они проходили в тот год в кинотеатре «Первомайский», что через дом-другой от нашего дома, где мы тогда жили. Этот день выборов мне запомнился особенно.
Мы были нарядно, празднично одеты, шли за руку с папой и мамой. На улице звучала из репродукторов на столбах бодрая музыка, а это помогало созданию праздничного настроения. В ту же сторону, что и мы шли другие люди семьями, и стар и мал.
Кинотеатр был тоже какой-то нарядный, украшенный, а внутри было необычно. Стояли там столы, за которыми сидели мужчины и женщины, которые выдавали взрослым листочки, что назывались незнакомым нам словом «бюллетень». Мы с братом ещё в школе не учились и читать не умели, но понимали, что это связано с выборами. С этими бюллетенями мы зашли в кабинки, их было несколько, я зашла с мамой, а брат с папой. Там родители чего-то ручкой писали, макая в чернильницу. Зато потом они доверили нам с братом опустить бюллетень в большой красный ящик вместе с другими людьми, что выходили из кабинок. Во всяком случае, мы чувствовали себя важными, выполняя это поручение.
Потом мы шли в буфет, где родители покупали нам что-нибудь вкусное, а вкусного было так много, что глаза разбегались, даже мандарины были, а ведь это всё равно, что новый год.
Родители так редко могли с нами погулять, ведь выходных было мало, а мы ходили в детский сад с ночёвкой. Поэтому совместная прогулка в этот солнечный день была для нас тоже праздником.
Подобные праздники были и позднее, но я почему-то запомнила этот, в кинотеатре «Перовомайский», которого в нашем городе уже нет.
Позднее выборы стали проходить в школах, как и сейчас. В пятницу часто даже учёбы в школах не было, шла подготовка помещений к выборам.
Помню ещё, что перед выборами ко всем приходили агитаторы, приглашали на выборы и отвечали на возникающие вопросы жителей. Позднее как-то агитатором была и я в том районе, где тогда жила. Агитаторы тогда ходили по домам с ящичками для голосования к тем, кто болел и не мог идти на выборы, но хотел проголосовать. У нас в доме был такой ящичек. В нём у нас была аптечка.
А в один год, я была и секретарём избирательной комиссии, участвовала в подсчёте голосов, оформляла протоколы выборов. Завершалось всё уже поздно ночью и тогда же мы увозили протоколы в районную избирательную комиссию.
Сейчас я тоже хожу на выборы, но одна, а было время, когда брала с собой детей, потом внуков, а в прошлом году даже с правнучкой мы ходили на выборы. Я поняла, что ей было интересно, только надо приходить тогда, когда много народу и празднично, когда звучит музыка и есть концерты какие-то, работает буфет, где ей купят «вкусняшки» на её выбор.
Одно время я старалась на избирательный участок приходить именно днем к обеду, когда звучала музыка и в актовом зале пединститута, где мы голосуем, был концерт. Жители входили, выходили из зала, а на сцене выступали студенты, пелись песни, кто-то танцевал. Был праздник для всех желающих его.
Был и буфет, только времена изменились, перекусить можно, но в буфете всё то, что можно купить и в другом месте, не то, что в годы детства моего.